Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:53, реферат
Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Что
касается макроэкономического развития,
то каждая страна стремится как можно
больше экспортировать, а импортировать
в размерах экспортной выручки, что
в экономической науке
Существуют
и другие важные взаимосвязи, например
между экспортом и валютным курсом.
Как известно, экономика каждой страны
характеризуется степенью открытости,
которая проявляется через
Если происходит рост предложения денег, то процентные ставки падают. Тем самым расходы растут и торговый баланс ухудшается. В результате падения процентных ставок происходит краткосрочный приток капитала, и платежный баланс ухудшается. Чтобы избежать этого, применяют бюджетное стимулирование и денежно-кредитное ограничение.
При плавающем валютном курсе увеличение денежной массы приводит к падению процентных ставок, что ведет к росту расходов и, соответственно, ухудшению платежного баланса. В результате национальная валюта обесценивается. В то же время действует и другая тенденция. Вследствие оттока капитала, наша валюта облегчает местным фирмам конкуренцию с иностранными. Новый уровень конкурентоспособности местных фирм увеличивает общие расходы на продукцию нашей страны. Этот прирост агрегированного спроса, вызванный обесцениванием валюты, еще более усиливает подъем, что определено ростом денежной массы.
Бюджетная политика ведет к росту доходов и расходов, что улучшает торговый баланс. С другой стороны, процентные ставки растут, что ведет к притоку капитала. В результате наша валюта может как обесцениваться, так и дорожать. В свою очередь расходы и доходы могут вырасти или остаться на прежнем уровне. В целом, если обесценивание валюты стимулирует экспорт, то стабильность валюты или ее подорожание может негативно сказаться на экспорте. В таком случае вопрос будет решен в зависимости от того, какая тенденция будет преобладающей. Эти противоположные тенденции в развитии экспорта анализируются в рамках двух больших моделей достижения внутреннего и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием понимается достижение полной занятости, стабильности цен, экономического роста. Внешнее равновесие представляет собой равновесие в области внешнеэкономических расчетов.
Так, взаимосвязь экспорта, импорта и национального дохода между двумя стратегиями показывает, что экспорт одной страны является импортом другой. Чем больше национальный доход, тем больше импорт и, соответственно, экспорт. Здесь речь идет прежде всего об увеличении национального дохода. Модель равновесия при фиксированных валютных курсах показывает воздействие на импорт денежно-кредитной и бюджетной политики. Модель же равновесия при плавающих валютных курсах приводит к выводу об обесценивании национальной валюты, что стимулирует экспортеров. Следует указать на опыт Японии. В ряде случаев она проводила политику девальвации собственной валюты. Это толковалось мировой общественностью как стимулирование экспорта. На самом же деле Япония имела внутреннее макроэкономическое равновесие, что и требовало от нее девальвации валюты.
Многие страны стремятся стимулировать экспорт. Однако эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения, не учитывая того, что субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. В значительной степени используется политика субсидирования экспорта. Так, можно использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов отечественным экспортерам или выгодных кредитов для их иностранных клиентов.
Государство может нести и непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре мировых товарных рынков. Налоговая система многих государств также предоставляет отечественным фирмам налоговые льготы в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии незначительны, но для отдельных товаров, а также компаний они могут достигать очень больших размеров. В частности, экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности не выходят за пределы 1 % стоимости экспорта, а сельскохозяйственная продукция пользуется наибольшими в процентном выражении субсидиями. Западные индустриальные страны осуществляют на средства налогоплательщиков гарантированную закупку избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за не возделывание посевных площадей, что обеспечивает фермерам необходимый уровень доходов. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и Северной Америки продают заведомо в убыток избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар по сниженным ценам таким странам, для которых цены мирового рынка очень высоки.
Одним из главных инструментов стимулирования экспорта промышленно развитых стран является государственное кредитование экспорта. При этом по сравнению с частным сектором государство устанавливает понижение процентной ставки по экспортным кредитам и удлиняет сроки кредитования экспорта. С этой целью в большинстве стран созданы специальные государственные организации, банки и фонды, предоставляющие кредиты для экспорта прежде всего тех товаров, реализация которых требует долговременного финансирования, т. е. в основном машин и оборудования.
В дополнение к этому многие страны ввели в практику различные формы смешанного кредитования экспорта, основывающегося на использовании государственных и частных финансовых средств, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками, субсидирование разницы между льготными ставками и текущей рыночной ставкой по кредитам.
Примером этого служит американский экспортно-импортный банк — Эксимбанк, основанный в 30-х гг. нашего века и скомпрометировавший себя тем, что предоставляет дешевый кредит американским экспортерам и их иностранным поставщикам.
Большинство субсидий Эксимбанка направлялись в распоряжение семи крупнейших американских компаний и их зарубежных клиентов. В особенности это касалось компании "Боинг", чьи зарубежные заказы обеспечивались дешевым кредитом Эксимбанка. В то же время Японию нельзя упрекнуть в том, что ее успехи в завоевании европейского и североамериканских рынков автомобилей и электроники связаны исключительно с субсидированием экспорта. В целом экспортные субсидии невелики, однако в некоторых случаях они оказываются весьма значительными.
Кроме макроэкономического подхода к экспортно-импортному развитию существует микроэкономический подход. Для изучения мировых товарных рынков важен такой показатель, как спрос на импорт, в результате которого можно получить анализ вхождения в целевую страну. Так, общий импорт отдельного продукта в одной стране определяется суммой всего импорта из других стран. Если общий импорт устанавливается в отношении к обеспечению внутреннего рынка, то общая доля импорта отражает силу иностранной конкуренции к внутренней конкуренции. Это во-первых. Во-вторых, если доля импорта в отдельных странах-поставщиках определяется общим импортом какой-то продуктовой группы, можно получить общую картину силы иностранной конкуренции и судить о структуре конкуренции соревнований в одной выбранной стране-импортере. Если теперь сравнить эту страну-импортера с другим сильнейшим импортером данного продукта, получается так называемая "относительная доля импорта", которая представляется важным критерием для оценки конкурентоспособности данного продукта, например, из Германии на зарубежных рынках. Так, относительная доля импорта (например ФРГ) определяется отношением общего импорта ФРГ к импорту продукта предполагаемой страны. Преимущество заключается в том, что при помощи показателя относительной доли импорта можно составить шкалу силы конкуренции, что оказывается полезным для изучения страны-импортера. Так, если относительная доля импорта меньше коэффициента, равного 0,1, то относительная позиция конкуренции является незначительной; при коэффициенте от 0,1 до 0,4 позиция конкуренции слабая; если 0,4—0,7 — средняя; показатель 0,7—1,0 характеризует сильную конкуренцию. Если доля импорта более единицы, то позиции конкурентов очень сильные [1, 17].
Немаловажное
место занимает и определение
спроса по экспорту и импорту конкретных
продуктов. Важнейшими критериями для
выбора экспортных рынков являются величина
рынка и международная
Сначала необходимо проанализировать данные о внешней торговли Германии. Из более чем 40 специализаций машиностроения каждая отдельная специализация имеет типичный экспортный спектр. Так, например, крупнейшими покупателями германской арматуры в 1992 г. были Франция, Голландия, Италия, Австрия и Бельгия, а покупателями текстильных машин — США, Турция, Италия, Китай и Иран. В 1992 г. США закупали 13,0 % текстильных машин, Турция — 7,2 %, Италия — 6,5 %, Китай — 6,4 %, Иран — 5,7 %, Тайвань — 4,8 %, Франция — 4,4 %. Таким образом, 27 % германского экспорта в 1992 г. распределялись между 3 странами, а 48 % — между 7 странами. Внутри каждой отрасли можно проследить за экспортом отдельных товарных групп (например, прядильные машины, ткацкие станки и т. д.). Если предприятие будет сравнивать объем экспорта собственной продукции с отраслевыми показателями, оно может получить информацию о сильных и слабых сторонах экспорта важнейших странах. При этом доля экспорта определяется как отношение экспорта собственной продукции в стране к экспорту отрасли в те же предполагаемые страны.
Тот факт, что из Германии не экспортируется продукция конкретного вида или ее экспортируется слишком мало, еще не означает того, что вообще отсутствуют шансы на сбыт германской продукции. Ведь многие страны испытывают определенный устойчивый спрос на импортные товары, который в данное время удовлетворяется производителями из Японии, США, Италии и т. д. Поэтому необходимо произвести сравнительный анализ основных международных товаропроизводителей. Этот шаг от национальной конкурентной ситуации к международной необходим для того, чтобы распознать значение и основной ассортимент важнейших стран-поставщиков на экспорт специфических средств производства.
Развитие мирового экспорта машиностроительной промышленности шло следующим образом. Экспорт увеличился с 493,5 млрд в 1988 г. до 639,4 млрд немецких марок в 1992 г. 15 важнейших промышленных стран удовлетворяют 90 % всего мирового спроса. В 1992 г. Германия, которой принадлежит 18,2 % мирового экспорта, стала абсолютным лидером. Все крупные машиностроительные страны, за исключением США и Японии, уступили свои рыночные позиции четырем "драконам" (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг), которые вместе вышли на четвертое место с долей мирового экспорта в 9 %.