Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:53, реферат
Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Что касается точных приборов, то Германия экспортировала в 1992 г. 26 %, Япония — 21,4 %, США — 8,1 %, Швейцария — 6,5 %, Италия — 5,4 %. Эти 5 стран сконцентрировали 70 % мирового экспорта, причем почти половина спроса удовлетворяется производителями из Германии и Японии (47,4 %). В прочих специализациях машиностроения крупнейшими экспортерами являются: США — 50 % локомотивов, 75 % нефтяных и прочих бурильных установок, 25 % техники для бюро и оргтехники; Япония — 49 % индивидуальных и промышленных швейных машин, 28 % литейного оборудования, 24 % компрессоров; Германия — 31 % текстильного оборудования, 36 % оборудования для горнодобывающей промышленности, 34 % оборудования для изготовления искусственных тканей [2, 52—54].
Далее, для того чтобы определить важнейшие страны-импортеры, необходимо выяснить, в какие именно из 150 возможных стран осуществляют поставки 15 лидирующих стран-импортеров. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что общий экспорт продукции, например машиностроения, в 1996 г. составляет 430 млрд немецких марок. Затем следует выбрать страны, которые импортируют от 50 % до 90 % этой продукции. При увеличивающейся концентрации общих объемов изменяется спектр экспорта и одновременно увеличивается возможность найти важнейшие страны-импортеры для продукта и правильно оценить ранговую последовательность их потребностей в экспорте, например, для производителей текстильных машин при поиске подходящих стран-импортеров. Страны, которые импортируют 50—90 % мирового экспорта текстильных машин, являются значительно более интересными, нежели весь спектр стран-импортеров в целом продукции машиностроения.
Вместе с тем следует отметить, что почти все предпринимательские решения о выборе и освоении заграничных рынков могут приниматься только с учетом конкуренции. Анализ и наблюдение ситуации конкуренции является центральным вопросом при исследовании рынка в предпринимательстве. Так, объем импорта ФРГ определим по отношению к экспорту в Китай товаров машиностроения из 15 индустриальных стран, причем только 4 страны — Германия, Япония, США и Италия — объединяют в себе около 70 % объема импорта. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. Так, суммарная доля в процентах составляет: Японии — 31,9 %, Германии — 47,8 %, США — 59,4 %, Италии — 70,2 %, Франции — 74,0 %, Швейцарии — 77,6 %.
Сама же доля импорта в КНР товаров машиностроения для Японии равна 31,9 %, Германии — 15,9 %, США — 11,6 %, Италии — 10,8 %, Франции — 3,8 %, Швейцарии — 3,6 %. Сравнивая долю импорта Германии с сильнейшим импортером Японией, получим относительную долю импорта r=15,9/31,9=0,50, которая может служить критерием для оценки конкурентоспособности товаров немецкого машиностроения в Китае. Так, в производстве металлообрабатывающих станков (r=1,07) и оборудования для пищевой промышленности (r=1,42) германские компании имеют сильнейшие рыночные позиции, опережая Японию. В то же время канцелярская и информационная техника (r=0,04), а также подъемная техника (r=0,20), производимая германскими фирмами, имеет очень слабые рыночные позиции в КНР по сравнению с основными конкурентами из Гонконга и Японии.
Для оценки ситуации конкурентоспособности приведем примеры долей импорта в машиностроении основных стран-поставщиков в Китай (см. табл.) [2, 64—65].
|
Германские производители за период с 1995 по 1997 г. потеряли значительную рыночную долю (минус 5,8 %), в то время как японские производители смогли поднять свою долю на 12,4 %. При этом следует обратить внимание на то, что доли импорта при различном спросе на средства производства и при различных направлениях капитального строительства могут быть подвержены сильным конъюнктурным колебаниям. Неравномерное развитие заграничных рынков в длительной перспективе ведет к структурным изменениям в спросе на импорт и в международной конкуренции. Для экспортирующих предпринимателей важно следить за динамикой заграничных рынков, для того чтобы своевременно реагировать на сокращающиеся, входящие в состояние застоя, растущие и новообразующиеся рынки сбыта.
Развитие
экспортно-импортных тенденций
Кроме того, выбрав за основу плавающий валютный курс, рыночно реформируемые страны умело субсидировали экспорт. При помощи определенных инструментов денежно-кредитной политики национальная валюта обесценивалась, что ставило отечественных экспортеров в лучшие условия по сравнению с импортерами. Следует отметить, что единые экономические реформы в восточноевропейских странах привели к улучшению конкурентоспособности местных предприятий, что в конечном счете повлекло увеличение их экспорта. К таким странам, как уже отмечалось, относятся Чехия, Венгрия, Польша, Словакия.
Если же предпочтение отдается фиксированному курсу, то государству приходится идти на непопулярные меры, к которым относятся прежде всего валютный контроль и рационирование. Правительство может потребовать продать всю валюту, получаемую экспортерами, или значительную ее часть. В свою очередь оно рационирует небольшой запас валюты между различными своими импортерами. В одном ряду с данными мерами стоит и торговая политика, направленная на сдерживание импорта. Импорт может быть сокращен путем введения высоких таможенных пошлин и импортных квот. Помимо этого применяются и механизмы внутреннего макроэкономического регулирования, в частности внутренняя налоговая и денежная политика. Разнообразные ограничительные налоговые и денежные меры снижают национальный доход одной страны относительно другой. А поскольку масштабы импорта зависят от величины национального дохода, то это приводит к ограничению спроса на импортные товары. Это относится к ряду стран Восточной Европы, которые идут не по рыночному пути реформирования внешней торговли.