Этапы и методы финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является знакомство с основными элементами финансового планирования на предприятии и определение этапов финансового планирования. В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
– Определение сущьности и задач финансового планирования;
– Изучение методов финансового планирования.

Содержание

Введение__________________________________________________________3
1.Сущность и задачи финансового планирования________________________4
2. Этапы и методы финансового планирования__________________________7
3. Методы финансового планирования________________________________11
4.Значение и виды финансового планирования_________________________13
5. Процесс финансового планирования________________________________19
Заключение_______________________________________________________30
Список используемой литературы____________________________________32
40. Этапы и методы финансового планирования на предприятии

Работа состоит из  1 файл

Этапы и методы финансового планирования на предприятия.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов  от продажи продукции; сумма и уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.

Разработка  плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.

Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого  квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.

Балансовый  план предприятия отражает прогноз состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.

В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса  предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике  предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.) При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных — отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных — краткосрочных и долгосрочных обязательств.

План  формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть  текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.

Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов»  выделяются следующие показатели: сумма  чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных  отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма привлекаемых долгосрочных кредитов и займов; суммы привлекаемых краткосрочных кредитов и займов и другие. В разделе «Направления использования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост долгосрочных финансовых вложений и другие.

3. Оперативное  планирование финансовой деятельности  заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

Разработка  бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение  покрытия этих расходов финансовыми  ресурсами из различных источников.

В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.

Бюджет  капитальных затрат и поступления  средств (для краткости — капитальный  бюджет) — это бюджет, разрабатываемый  на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.

Бюджет  текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) — это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным  операциям или по хозяйственной  деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).

Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные  затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т. п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.

Текущий бюджет также состоит из двух разделов: текущие расходы и доходы от текущей  хозяйственной деятельности. Текущие  расходы представляют собой расходы  производства или обращения. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет продажи продукции (товаров, работ, услуг). 
 
 
 

5. Процесс финансового планирования

Финансовое  планирование, как и любой другой его вид – это, во-первых, определение  будущего предприятия и его структурных  подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов. 

 Последовательность  планирования обычно такова:

  • определение целей;
  • моделирование будущего состояния предприятия;
  • определение способов его достижения;
  • декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.
 

 Планирование, таким образом, представляет собой:

  • систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;
  • моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;
  • систематическую подготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему).

 Единого  стандарта организации финансового  планирования нет и, очевидно, не может быть. Слишком велико  влияния отраслевых особенностей, масштабов производства и реализации  продукции, организационной структуры и других специфических условий, которые нельзя не учитывать. 

Организация планирования

 Организация  планирования зависит от величины  предприятия. На очень мелких  предприятиях не существует разделения  управленческих функций в собственном  смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

 Бюджеты  подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

 В  литературе о планировании на  предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

 Методы break-down и build-up представляют две  противоположные тенденции. На  практике не целесообразно использовать  только один из этих методов.  Планирование и составление бюджетов  представляют собой текущий процесс,  в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. 

Процесс планирования

Предприятие должно осуществлять планирование и  контроль в двух основных экономических  областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования. 

 Планирование  потребности в оборотном капитале

 На  предприятии необходимо проводить  планирование использование, как  основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем. 

 Планирование  потребностей в основном капитале

 По  мере развития предприятия станки  изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения  основного капитала достаточно  велики.

 Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно заботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам. 

 Планирование  источников дохода

 Известно  много источников фондов предприятия,  включая доход от продажи продукции,  инвестиции ее собственников,  а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды  не только вовремя, но и по самой  низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

 На  первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:

оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;

выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;

определить  приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового  состояния).

Информация о работе Этапы и методы финансового планирования на предприятии