Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:47, курс лекций
1.Сущность, виды, уровни и функции финансового менеджмента.
2. Наука «финансовый менеджмент», основные ее мировые и российские школы.
3.Условия, определяющие финансовый менеджмент, область его действия.
Предмет, задачи курса, базовые понятия……………………………….4
Тема 1.Финансовый менеджмент - управленческий комплекс………9
Тема 2.Финансовый механизм………………………………………….13
Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом…………..16
Тема 4.Инвестирование капитала и его виды………………………….19
Тема 5.Дисконтирование и индексация капитала……………………..22
Тема 6.Оценка недвижимости, приносящей доход……………………25
Тема 7.Управление текущими затратами предприятия……………….30
Тема 8.Управление оборотными средствами…………………………..34
Тема 9.Управление финансовыми рисками…………………………….39
Тема 10.Распределение прибыли………………………………………..46
Тема 11.Формирование и распределение чистой прибыли……………48
Тема 12.Амортизация…………………………………………………….51
Тема 13.Финансовое обеспечение процесса хозяйствования………….53
Список литературы……………………………………………………….60
Капитализация доходов предусматривает расчет текущей стоимости будущих финансовых выгод, которые собственник может получить от объекта недвижимости. Финансовые выгоды состоят из потока периодически получаемого дохода на протяжении ожидаемого срока владения объектом имущества и выручки от продажи (или передачи) права собственности на недвижимость.
В оценке недвижимости используют две основные процедуры приведения будущих доходов к их текущей стоимости: с использованием коэффициента капитализации и ставки дисконта. Коэффициент капитализации применяется к доходам одного года. Обычно это первый прогнозируемый год. Расчет стоимости производится по формуле:
Кt
К =
1+n
K – текущая стоимость,
Kt – доход к концу t года
n – ставка дисконта (норма доходности)
1
К = Кt
1+n
1
Величина представляет собой коэффициент капитализации или
1+n
коэффициент капитализации либо непосредственно выводится по продажам сопоставляемых объектов как отношение годового дохода к цене продажи (прямая капитализация), либо рассчитывается исходя из ожидаемой ставки периодического дохода на капитал и задаваемых условий возмещения инвестиций (капитализация отдачей).
Ставка дисконта используется для построения модели дисконтированных денежных потоков. При этом к текущей стоимости приводятся периодические доходы каждого прогнозного года, а также объявленная выручка от продажи. Модель дисконтирования денежных потоков имеет вид:
Кt
К =
1+n
Кt
К =
(1+n)2
Кt
К =
(1+n)3…………………….
Кt
К =
(1+n)t
К – текущая стоимость
Кt – доход, ожидаемый к концу t года
n – ставка дисконта
t – фактор времени
Метод капитализации дохода требует широкого изучения рынка. Исследование и анализ данных для этого метода проводятся на фоне связи спроса и предложения, дающий информацию о тенденциях в рыночных ожиданиях. Уровень дохода, необходимого для привлечения инвестиции, есть функции риска, внутренне присущего недвижимости. Кроме того, уровень дохода, требуемый инвесторами, меняются вместе с изменениями на рынке денег и изменениями доходов, предлагаемых как альтернативные возможности инвестирования.
В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для организации производства и реализации продукции. Все затраты по экономическому содержанию, целевому назначению делятся на текущие затраты, текущие расходы и капитальные вложения.
Текущие расходы связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты на использование в процессе производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплата труда, использованию основных фондов и т.д.
Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Состав текущих затрат разнообразен и классифицируются в зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции, от их однородности, влияния на объем производства.
В финансовом менеджменте управление текущими затратами рассматривается в жесткой связи с результатами производственной деятельности. Для принятия решения о планировании величины, состава и структуры текущих затрат используют:
- фактические данные о себестоимости продукции и полученной прибыли за истекший период;
- подробную информацию об ожидаемых затратах и доходах.
В случае, если существенной разницы в объеме производства и реализации продукции не планируется, то для принятия истекшего периода с поправкой на инфляцию.
При значительных изменениях производственной программы необходим подробный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и др.
С этих позиций в финансовом менеджменте все текущие затраты подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные затраты – зависят от объема производства и изменяются пропорционально изменению объема производства. С ростом объема производства они увеличиваются. Переменные затраты на единицу продукции являются величиной постоянной, а совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства.
К условно-переменным затратам производственного назначения относятся затраты на приобретение сырья и материалов, технологического топлива, электроэнергии, основную заработную плату производственных рабочих и т.п. К условно-переменным затратам производственного назначения относятся транспортные издержки, торговые затраты и сборы и др.
Следует отметить, что отнесение затрат к жестко зависимым от объема производства является условным. На практике возникают ситуации, когда затраты по той или иной статье переменных затрат изменяются в иных темпах, чем объем производства. Например, при покупке сырья его стоимость зависит от величины закупаемой партии, так как чем больше величина закупки, тем меньше цена.
Условно-
переменные
расходы
Объем производства
Условно-постоянные затраты – затраты не зависящие от объема производства за определенный период времени. К ним относятся: амортизационные отчисления, заработная плата АУР, текущее содержание, отопление и освещение помещений, арендная плата и др. Уровень условно-постоянных затрат в расчете на единицу продукции, являясь неизменным для всего объема производства, имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства.
Условно-постоянные затраты могут изменяться под воздействием факторов, не связанных с объемом производства. Это – рост цен, переоценка основных фондов, изменение норм амортизации, которые влекут за собой увеличение условно-постоянных затрат.
Классификация затрат на переменные и постоянные необходима для принятия управленческих решений и помогает финансовому менеджменту решать следующие задачи:
- оценить окупаемость затрат;
- оптимизировать запас финансовой прочности предприятия.
Сопоставление выручки от реализации продукции с совокупными затратами дает возможность определить величину прибыли, которую можно получить при заданном объеме производства и соотношении перемененных и постоянных затрат.
С целью оптимизации величины прибыли финансовый менеджер должен определить влияние изменения объема производства на величину прибыли при известном соотношении постоянных и переменных затрат.
Изменяя соотношение между переменными и постоянными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «эффект производственного рычага». Сила воздействия производственного рычага определяется как частое от деления выручки от реализации за минусом переменных затрат на прибыль от реализации.
Сила воздействия Выручка – переменные затраты
производственного =
рычага
Это означает, что для определения, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации, следует процентный рост выручки от реализации умножить на эту величину.
Очевидно. Что чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем больше сила воздействия производственного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу воздействия производственного рычага. Отсюда можно сделать следующие выводы:
- сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;
- высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими запасами;
- чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.
Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности, который характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Ниже этого объема выпуска продукции становится не выгодным. Порог рентабельности определяется по формуле:
Порог =
рентабельности выручка от - переменные затраты от
С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупятся затраты и наоборот.
Текущие
затраты, тыс.руб.
Запас финансовой прочности определяется исходя из выручки от реализации продукции и порога рентабельности.
Запас финансовой = Выручка от - Порог прочности реализации рентабельности
Таким образом, стратегия управления текущими затратами сведется к определению:
- суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;
- оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;
- запаса финансовой прочности;
- сроков окупаемости текущих затрат предприятия.
Финансовый менеджер на основе анализа различных вариантов формирования текущих затрат может выбрать наиболее подходящий для конкретных экономических условий деятельности своего предприятия.
Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла превращает в денежные средства. Под чистыми оборотными активами принято понимать разность между текущими активами и текущими обязательствами.
Оборотные средства являются мобильной частью активов предприятия. Оборотные активы включают в себя: материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойность процесса производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной – в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную.
Кругооборот текущих активов можно выразить следующей схемой:
Денежные средства
Оборотные активы составляют значительную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта. Управление оборотными активами является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом в работе финансового менеджера.
Объектами управления оборотными активами является: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники покрытия и их структура. По степени ликвидности различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.