Лекции по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:12, курс лекций

Описание

Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте.
Концепция денежного потока предполагает:
Временная ценность денег
Концепция компромиса между риском и доходностью
Концепция стоимости капитала

Работа состоит из  1 файл

Лекции - Финансовый менеджмент 2.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)


14

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Базовые концепции финансового менеджмента.

Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте.

Концепция денежного потока предполагает:

Временная ценность денег

Концепция компромиса между риском и доходностью

Концепция стоимости капитала

Эффективности рынка

Концепция ассимитричной информации

Концепция агентских отношених

Концепция альтернативных затрат

Формализованные методы, используемые в финансовом менеджменте

Традиционные методы, используемые в финансовом менеджменте

Финансовое планирование и прогнозирование.

Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

Источники средств предприятия и методы финансирования.

Управление структурой и стоимостью капитала.

Методы оценки финансовых активов.

Риск и доходность финансовых активов.

Инвестиционная стратегия предприятия.

Формирование и оптимизация бюджета капиталовложений.

 


Базовые концепции финансового менеджмента. Основные прогнозно-аналитические методы, используемые в финансовом менеджменте.

Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

1) Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока генерируемого в различные моменты времени;  г) оценку риска связанного с данным потоком и способ его учета.

2) Временная ценность денег – неравноценность денежных ресурсов во времени, обусловлена: а) инфляцией;

б) риском не получения ожидаемой прибыли;

в) оборачиваемость.

3) Концепция компромиса между риском и доходностью, предполагает достижения разумного соотношения между ними.

4) Концепция стоимости капитала показывает минимальный уровень дохода необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника позволяющего не оказаться в убытке.

5) Эффективности рынка – отражает на сколько быстро информация отражается на ценах и степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации всем участникам рынка.

6) Концепция ассимитричной информации способствует существованию рынка капитала.

7) Концепция агентских отношених обусловлена усложнением организации форм бизнеса, т.е.разделением функций владения и управления.

8) Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей.

          Все многообразие методов использования в финансовом менеджменте можно разделить на 2 группы:

1. Не формализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. К ним относятся: методы экспертных оценок, сценариев, психологические и морфологические сравнения и построение аналитических таблиц.

2. Формализованные: а) традиционные методы – относительные и средние величины, сравнение, группировка, графический, балансовый; б) способы детерминированного факторного анализа – индексный метод, метод цепной подстановки, способ абсолютных разниц, интегральный метод, способ логарифмирования;

в) способы стахостического факторного анализа – корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ; г) Способы оптимизации показателей – программирование, теория игр, теория массового обслуживания.

          

 

 


Финансовое планирование и прогнозирование. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

Совокупность факторных и результативных признаков связанной одной причинно-следственной связью называется факторной системой. Связь бывает двоякого рода: 1) Связь называется функциональной или жестко-детерминированной тогда, когда каждому значению факторного признака соответсвует в полне определенное значение результативного признака; 2) Связь называется стахостической, когда каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака.

Выделяют три типа моделей:

1)     Дескриптивные – это модели описательного характера. К ним относятся: построение финансовой отчетности в иных аналитических разрезах и система аналитического коэффициента, вертикальный и горизонтальный анализ.

2)     Предикативные модели- это модели предсказательного прогнозного характера которые используются для прогнозирования доходов и определение положения предприятия. Наиболее распространенными являются: расчет критического объема продаж и построение гипотетического баланса.

3)     Нормативные – это модели которые позволяют сравнить полученные результаты с плановыми, расчитанными по бюджету.     

Информационная система Фин.Менеджмента предсталяет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. К данным аспектам потенциальную информацию в виду их значимости предъявляются высокие требования:

1)     значимость, которая определяет на сколько привлекаемая информация влияет на финансовые результаты деятельности предприятия.

2)     Полнота, которая характеризует завершенность круга показателей необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности.

3)     Достоверность, которая определяет на сколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и финансовые результаты деятельности, а также правдиво характеризуют внешнюю среду.

4)     Своевременность, которая характеризует соответствия формируемой информации в нужном объеме и в нужное время.

5)     Ревалентность (избирательность) определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельность предприятия.

6)     Эфективность, которая означает, что затраты по привлечению определенных информативных данных не должны превышать результаты, полученные в ходе их использования.

Информационное обеспечение формируемое из внешних источников включают в себя:

1)     показатели характеризующие общее экономическое развитие страны.

2)     Показатели характеризующие коньюктуру финансовых рынков.

3)     Показатели характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.

4)     Показатели нормативно-регулирующего характера.

Показатели информации – базы формируемой из внутренних источников: банные бухучета.

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.

Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Они отражаются в Балансе и в Отчете о прибылях и убытках.

Основными методами анализа отчетности служат: чтение отчетности (изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности), горизонтальный анализ (позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с прошлым периодом), вертикальный анализ (проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе), трендовый анализ (основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года), расчет финансовых коэффициентов (описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности).

 

 


Источники средств предприятия и методы финансирования. Управление структурой и стоимостью капитала.

Основные сферы использования показателей стоимости капитала:

1)     стоимость капитала служит мерой прибыльности операционной деятельности.

2)     Показатель стоимости капитала используется как критерий в процессе осуществления реального инвестирования.

3)     Уровень стоимости капитала является основным измерителем уровня рыночной стоимости предприятия.

4)     Стоимость капитала является критерием оценки и формирования соответствующих типов политики финансирования предприятия своих активов.

Поскольку предприятие финансирует свою деятельность из различных источников каждый из которых имеет свою цену, то для обобщенной оценки эффективности авансирования средств необходим общий показатель. Таким обобщающим показателем выступает средневзвешенная цена или средневзвешенная стоимость капитала. Которая отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал.

ССК=ki * di/100%, где ki-цена i источника, di- доля i источника. Наращивание экономического потенциала предприятия, как за счет собственных средств, так и за счет заемных. При этом необходимо определять предельную цену капитала. Предельная цена капитала характеризует прирост средневзвешенной стоимости капитала к сумме каждой новой его единицы дополнительно привлекаемой предприятием. ПСК=абсолют.ССК/абсолют.К.

Динамика этого показателя должна быть учтена в процессе управления финансовой деятельностью предприятия.

Оптимальная структура капитала – это такое соотношение использования собственных и заемных средств при котором обеспечивается наибольшая пропорциональность между коэфф. финансовой рентабельности и коэфф. Финансовой устойчивости предприятия.

1)     оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности.

2)     Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости.

3)     Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков.

Взависимости от того за счет каких источников финансируются активы выделяют три подхода: консервативный, умеренный, агрессивный.

 

 


Методы оценки финансовых активов. Риск и доходность финансовых активов.

Фин.актив как любой другой товар может быть охарактеризован с различных позиций. Соответственно он имеет некоторые характеристики: цена, стоимость, доходность, риск. Таким образом каждый момент времени рыночная цена актива существует в единственном числе, а внутренняя стоимость множественна. Можно выделить несколько правил которые позволяют провести различия между ценой и стоимостью актива:

1)     стоимость – расчетный показатель, а цена декларированный.

2)     В любой конкретный момент времени цена одназначна, а стоимость – многозначна.

3)     Стоимость – первична, а цена – вторична.

Фундаментальный подход основан на том, что любая ценная бумага имеет внутренне присущую ей ценность которая может быть количественно оценена как дисконтированная стоимость будущих поступлений.

Технократический подход основывается на информации динамики цены актива в прошлом.

Сторонники теории "Ходьбы наугад" считают, что текущие цены меняются совершенно не предсказуемо и независит от предыдущей динамики и информации прогнозного характера.

В качестве долговых ценных бумаг - облигации. Они имеют следующие стоимостные показатели:

1) норицательная стоимость;

2) конверсионная стоимость - это расчетный показатель когда условием займа предусмотрена конвертация в обыкновенные акции;

3) выкупная цена - это цена по которой производится выкуп облигации эмитенетом по истечении срока облигационного займа или до этого момента если такая возможность предусмотрена условиями займа;

4) рыночная цена - зависит от доходности и кто является эмитентом.

Соотношение между рыночной ценой и номиналом называется курсом облигаций.

В качестве долевых - акции. Они характеризуются:

1) конверсионная стоимость - расчетный показатель применительно к привелигированным акциям, в условиях эмиссии которых предусмотрена их конвертация в обыкновенные акции;

2) номинальная стоимость - которая обозначена на акции;

3) эмиссионная цена - та цена по которой акция продается на первичном рынке;

4)     балансовая стоимость которая определяется как отношение чистой стоимости активов к общему числу выпущенных акций;

5)     рыночная (курсовая) стоимость - та цена по которой акция котируется на вторичном рынке. Соотношение дохода акции с рыночной нормой прибыли.

 

 

 

        


Инвестиционная стратегия предприятия. Формирование и оптимизация бюджета капиталовложений.

Ответ. В основе оценки инвестиционных проектов лежит концепция оценки стоимости денег во времени. Суть ее заключается в том,что существующая сегодня денежная единица стоит больше полученной в будущем, что связано с инфляцией и оборачиваемостью денег. Будущая стоимость рассчитывается при помощи сложных % по следующей формуле: FV=E Pn*(1+ r)n, FV-будущая стоимость, Pn-будущий денежный поток, r-ставка дахадности, n-число лет реализации проекта.

Информация о работе Лекции по "Финансовый менеджмент"