Матричные методы управления корпоративными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:52, научная работа

Описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке матричных методов управления корпоративными финансами, позволяющих рассматривать большое число вариантов развития компании и проводить анализ по выбору наиболее подходящего из них для достижения целей функционирования компании на рынке.
Для достижения цели исследования в диссертационной работе поставлены следующие задачи:
­ проанализировать современные тенденции в развитии финансового менеджмента;
­ провести сравнительный анализ современных финансовых методик управления корпоративными финансами;
­ развить методологию управления корпоративными финансами с применением финансовых матриц и разработать новые матричные методы управления корпоративными финансами;
­ проанализировать проблемы внедрения и использования финансовых матриц;
­ разработать способы оценки экономического эффекта от внедрения разработанных финансовых матриц;
­ апробировать новые концептуальные подходы к управлению корпоративными финансами с применением финансовых матриц.

Работа состоит из  1 файл

Матричные методы управления корпоративными финансами.doc

— 715.50 Кб (Скачать документ)

В условиях выделения  финансовой стратегии как доминанты  в управлении корпоративными финансами, ее формирование и реализация должны проводиться в тесной взаимосвязи с тактикой финансового менеджмента. Решение этой задачи осуществляется с использованием соответствующих финансовых методик стратегического и тактического характера.

В диссертации предлагается трактовка понятия «финансовая методика» как системы правил, регулирующих внутренние и внешние финансовые процессы в деятельности компании. Финансовая методика должна отвечать следующим требованиям:

  • оптимальность числа показателей (полнота и достаточность выборки показателей);
  • содержательность (релевантность и интерпретируемость выборки показателей);
  • стабильность (возможность принятия эффективных управленческих решений на базе выбранной системы показателей при изменении временного периода и отраслевой принадлежности анализируемой компании);
  • минимизация влияния деградации показателей (оптимальность, содержательность и стабильность выбранной системы показателей остаются неизменными с течением времени).

Финансовая  методика включает в качестве одного из основных элементов финансовые матрицы. Финансовая матрица – это финансовая модель, позволяющая рассматривать большое число вариантов на стратегической карте развития компании и проводить выбор наиболее подходящего из них для достижения целей функционирования компании на рынке.

В диссертации  проведен сравнительный анализ существующих финансовых матриц: матрицы финансовых показателей, предложенной М. Сорокиным; матрицы финансовых стратегий, разработанной Высшей школой финансового менеджмента на основе показателя экономической добавленной стоимости (EVA), и матрицы финансовых стратегий Ж. Франшона и И. Романе. Результаты сравнительного анализа существующих финансовых матриц представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты анализа существующих финансовых матриц

Требования  к построению методик

Матрица финансовых показателей

Матрица финансовых стратегий на основе EVA

Матрица финансовых стратегий  Ж. Франшона и И. Романе

1. Оптимальность числа показателей

±

±

2. Содержательность показателей

+

±

+

3. Стабильность методики

+

±

±

4. Минимизация влияния деградации показателей

+

+

+


Результаты  проведенного анализа указывают  на недостатки современных финансовых матриц и на необходимость поиска новых подходов к управлению корпоративными финансами с применением матричных методов.

Вторая группа проблем связана с разработкой новых подходов к управлению корпоративными финансами на базе финансовых матриц.

В диссертации  разработаны две новые матричные методики управления корпоративными финансами, а также система их взаимосвязи на основе показателя рейтинговой оценки компании, позволяющая осуществлять совместное применение финансовых матриц в целях интегрированного моделирования финансовой стратегии и тактики управления корпоративными финансами.

Матрица оптимизации текущего финансирования (матрица ОТФ) позволяет проводить эффективную финансовую политику краткосрочного финансирования деятельности компании. Она основана на показателях тактического финансового менеджмента: чистый оборотный капитал (ЧОК), финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП), денежные средства (ДС) и баланс текущего финансирования (БТФ). Ее основная задача – оценка состояния текущего финансирования компании и определение потенциальных вариантов его оптимизации в будущем.

Матрица ОТФ состоит из девяти квадрантов, которые можно подразделить на три основные зоны: зона излишков ДС; зона сбалансированного текущего финансирования и зона дефицитов (рис. 1). В диссертации представлена детализированная интерпретация экономической сущности каждого квадранта матрицы ОТФ.

 Матрица ОТФ представлена в двух вариантах в зависимости от способа расчета величины текущих финансовых потребностей. Первая спецификация матрицы ОТФ наилучшим образом подходит для производственных компаний. Величина текущих финансовых потребностей определяется по формуле: запасы + дебиторская задолженность – кредиторская задолженность. Вторая спецификация матрицы ОТФ больше подходит для компаний, оказывающих услуги, например, консалтинг, девелопмент, лизинг и т.п. Показатель текущих финансовых потребностей рассчитывается как разница между текущими активами без денежных средств и текущими пассивами.

Рис. 1. Матрица оптимизации текущего финансирования компании

Рейтинговая матрица финансовых стратегий (матрица РФС) представляет собой трехмерную систему, разработанную на основе матрицы Ж. Франшона и И. Романе, но усовершенствованную за счет введения показателя рейтинговой оценки компании (ПРОК) (рис. 2).

Комплексный показатель ПРОК является переменной составляющей матрицы РФС и представляет собой формализованный интегрированный результат и объединения аналитических результатов различных финансовых и нефинансовых показателей, состав которых определяется экспертным путем в зависимости от специфики анализируемой компании. Введение показателя ПРОК в матрицу РФС придает ей высокую универсальность и результативность при управлении корпоративными финансами.

Рис. 2. Модель матрицы РФС

В матрицу РФС включен также вектор финансовых стратегий (СМ), отражающий тренд развития анализируемой компании к полной реализации поставленных стратегических финансовых целей.

Вектор СМ состоит из бесконечного числа точек в координатах матрицы РФС. Он начинается в точке «С» и стремится в точку «М». Точка «С» отражает фактическое финансовое состояние компании. Точка «М» представляет целевое состояние бизнеса, соответствующее финансовой стратегии компании. Все промежуточные точки вектора отражают переходные финансовые состояния компании к реализации финансовой стратегии компании.

На рис. 3 представлена развернутая матрица РФС, включающая сорок пять сегментов.

Рис. 3. Развернутая матрица РФС

Метод комплексной  финансовой оценки компании при помощи матрицы РФС состоит из трех последовательных этапов:

  1. расчет значения рейтинговой оценки компании с использованием комплексного финансового показателя ПРОК, включающий в себя:
    1. выбор системы финансовых показателей для оценки;
    2. определение системы весов показателей в оценке;
    3. распознавание уровня показателей;
    4. построение рейтинговой оценки ПРОК;
  2. построение вектора финансовых стратегий CM;
  3. заключение о финансовом состоянии компании и подготовка рекомендаций по дальнейшему ее развитию.

В табл. 2 представлена классификация значений показателя рейтинговой оценки компании и их обобщенная экономическая интерпретация.

Таблица 2. Классификатор показателя рейтинговой оценки компании (ПРОК)

Интервал значений

Уровень показателя

Экономическая интерпретация

0  — 0,2

ПРОК 1

Компания развивается  неэффективно: поставленные цели не достигнуты. Неточность планирования. Разрушение стоимости бизнеса. Необходимы кардинальные меры по реформированию компании, либо срочные дезинвестиции.

0,2 — 0,4

ПРОК 2

Управление  финансами компании недостаточно эффективно: низкие темпы реализации финансовых целей. Неточность планирования. Незначительный прирост стоимости бизнеса.

0,4 — 0,6

ПРОК 3

Средняя эффективность  развития. Средние темпы роста  стоимости компании.

0,6 — 0,8

ПРОК 4

Компания работает эффективно: поставленные цели достигаются в сроки и в полном объеме. Стоимость бизнеса растет.

0,8 — 1

ПРОК 5

Максимальная  эффективность реализации стратегических финансовых целей. Полное соответствие запланированных результатов и фактических достижений.


Финансовые  матрицы РФС и ОТФ при совместном использовании позволяют значительно повысить объективность аналитической информации, на основании которой будут приниматься управленческие решения, т.к. в этом случае охватываются в совокупности и стратегические и тактические аспекты функционирования компании.

 

Матрица финансовых стратегий Франшона и Романе представляет собой стратегическую финансовую модель, использующую в своей основе три основополагающих категории финансового менеджмента, расшифровка и способ расчета которых приведены в табл. 1 [1].

Таблица 1. Параметры  матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе

Категория

Краткое обозначение

Формула расчета

РХД

Результат хозяйственной деятельности.

Прибыль до, уплаты процентов и налогов - Изменение  Финансово-эксплуатационных потребностей - Производственные инвестиции + Обычные продажи имущества.

РФД

Результат финансовой деятельности.

Изменение заемных  средств - Финансовые издержки по заемным  средствам - Налог на прибыль - (Дивиденды + Другие доходы финансовой деятельности).

РФХД

Результат финансово-хозяйственной деятельности.

РФД + РХД


На базе рассмотренных  категорий авторами разработана  и представлена Матрица финансовых стратегий (рис. 1), причем в отечественной литературе присутствует детальное описание механизма функционирования данной матрицы, сценариев развития компании в зависимости оттого, в какой квадрант матрицы попала компания в проводимом анализе, и предлагаются стратегии принятия решений по результатам анализа компании.

Общая характеристика Матрицы

1. Над диагональю  АВ - зона успехов - зона положительных  значений аналитических показателей.

2. Под диагональю  АВ - зона дефицитов - зона отрицательных  значений аналитических показателей.

3. По горизонтали  РФД связан с ростом заимствования  средств фирмой.

4. По вертикали  РХД связан с реализацией фирмой  инвестиционного проекта (массированное инвестирование средств). Только этим можно объяснить переход от положительного РХД (прекрасная возможность начать реализацию инвестиционного проекта) к отрицательному РХД (ситуация значительного инвестиционного вложения средств).

5. Квадранты  4, 8, 5 связаны с созданием ликвидных средств фирмой (некоторый избыток оборотных средств).

6. Квадранты  7, 6, 9 связаны с потреблением ликвидных  средств фирмой (дефицит оборотных  средств).

Матрица финансовых стратегий (проектная модель с конференции  по финансовому менеджменту, проводимой в ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА) 

 
    Далее автор предлагает рассмотреть  еще одну матрицу, актуальную на сегодняшний  день. Модель обсуждалась на конференции по финансовому менеджменту в Высшей школе финансового менеджмента. 
    Перед построением матрицы финансовых стратегий были рассмотрены основные параметры финансовой стратегии и их динамика по стадиям жизненного цикла, в них вошли: 
    1. Деловой риск 
    2. Чистые денежные потоки 
    3. Финансовый риск 
    4. Источник финансирования 
    5. Дивидендная политика 
    6. Коэффициент Р/Е 
    7. Цена акции/волатильность 
  
    Построение матрицы финансовых стратегий 
    Матрица финансовых стратегий как обобщающий инструмент принятия стратегически значимых финансовых решений представлена в графическом виде на рисунке 1. 
    Ключевые элементы финансового менеджмента и возможность их применения в управлении в рамках одного инструмента, который называется "матрица финансовых стратегий", расположены на осях координат в определенной зависимости. 
    Когда спрэд доходности отрицателен, ценность разрушается (EVA отрицательна). 
    Горизонтальная ось измеряет способность бизнеса финансировать свой рост продаж. 
    Устойчивый темп роста - это максимальный темп роста продаж, который бизнес может достичь без изменения своей финансовой политики (тот же коэффициент финансового левериджа). 
     Бизнес будет испытывать денежный дефицит, если разница между темпом роста продаж и устойчивым темпом роста является положительной (правая половина матрицы).     

SWOT-анализ модели 
    Сильные стороны: Использование матрицы финансовых стратегий фирмы позволит фирме адекватно принимать решения о комплексном использовании всех активов и пассивов предприятия. Матрица комбинирует в себе хорошие возможности по моделированию финансовой стратегии на различных этапах жизненного цикла. При определении местонахождения компании на карте данной матрицы учитывается много стратегических финансовых факторов (EVA , WACC и т. д.) - это усиливает качество принятия решения, так как в них встроены сильные финансовые механизмы оценки компании. 
    Слабые стороны: Сложность расчетов, связанных с определением значений составляющих компонентов модели. Матрицей учитываются в подавляющем большинстве финансовые факторы, что несколько снижает ее возможности как управленческого инструмента компанией в целом. Кроме того, данная матрица, в отличие от матрицы, предложенной Ж. Франшоном и И. Романе, НЕ содержит детальное ситуационное описание ее четвертей с перспективами для компании. Матрица представляется немного незрелой и не прошедшей "обкатку" в российской практике - это свидетельствует о необходимости ее доработки и снижает ее практичность. 
    Возможности: При грамотном видении таких агрегированных аспектов деятельности компании, как "бизнес-процессы", "персонал" и "клиенты", и понимании их корреляции с изменениями положения на карте матрицы, данный инструмент станет эффективным дополнением успешного управления компанией. Необходима более четкая детальная характеристика работы данной матрицы с практической точки зрения. 
    Угрозы: Требует стройности стратегии фирмы. Присутствие отраслевой специфики. Требует серьезного внимания высшего менеджмента для внедрения в работу.

Информация о работе Матричные методы управления корпоративными финансами