1.
зарплата рабочих, служащих, доходы
фермеров, крестьян, занятых в сфере
материального производства;
2.
доходы предприятий сферы материального
производства.
Однако
первичные доходы еще не образуют
общественных денежных фондов, достаточных
для развития приоритетных отраслей
народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворение
материальных и культурных потребностей
населения. Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределение национального
дохода, связанное с межотраслевым
и территориальным перераспределением
средств в интересах наиболее
эффективного и рационального использования
доходов и накоплений. В результате
перераспределения образуются вторичные,
или производственные доходы. К ним относятся
доходы, полученные в отраслях непроизводственной
сферы, налоги подоходный налог с физических
лиц и др. Вторичные доходы служат для
формирования конечных пропорций использования
национального дохода. Активно участвуя
в распределении и перераспределении
национального дохода, финансы способствуют
трансформации пропорций, возникших при
первичном распределении национального
дохода, в пропорции его конечного использования.
Через бюджет перераспределяется более
половины национального дохода. Перераспределение
национального дохода в Российской Федерации
происходит в интересах структурной перестройки
народного хозяйства, развития приоритетных
отраслей экономики сельское хозяйство,
транспорт, энергетика, конверсия военного
производства, в пользу наименее обеспеченных
слоев населения пенсионеры, студенты,
одинокие и многодетные матери. Таким
образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства,
отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами
населения. Можно привести много примеров
такого перераспределения. Например, промышленные
предприятия уплатили налоги в бюджет,
а из бюджета эти средства выделены на
финансирование АПК, произошло перераспределение
денежных средств между отраслями. Другой
пример: уплатили налоги московские предприятия,
а денежные средства выделены на финансирование
районов Крайнего Севера, произошло перераспределение
денежных средств между регионами страны
и т.д.
Межтерриториальное
перераспределение финансовых ресурсов
способствует выравниванию уровней
экономического и социального развития
регионов страны, достижению прогрессивных
сдвигов в размещении производительных
сил на территории страны. [9, С. 29]
Конечная
цель распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, состоит в
развитии производительных сил, создания
рыночных структур экономики, укрепление
государства, обеспечении высокого
качества жизни широких слоев
населения. При этом роль финансов подчинена
задачам повышения материальной
заинтересованности работников и коллективов
предприятий и организаций в
улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших
результатов при наименьших затратах.
[7, С. 25]
Поскольку
финансы "пронизывают" все общественное
производство, все его сферы и
подразделения, все уровни хозяйствования,
они выступают универсальным
орудием контроля со стороны общества
за производством, распределением и
обращением совокупного общественного
продукта.
•Контрольная
функция финансов означает участие
финансов в контроле за эффективным использованием
всех видов экономических ресурсов.
В
контрольной функции финансы используют
для контроля за соблюдением стоимостных
и материально-вещественных пропорций
при образовании и использовании доходов
предприятий (корпораций) и государства.
Данная функция базируется на движении
финансовых ресурсов при уплате налогов
и сборов в бюджеты бюджетной системы
РФ. Она также предоставляет государству
возможность воздействовать на конечные
финансовые результаты деятельности хозяйствующих
субъектов. [4, С. 39]
Будучи
инструментом формирования и использования
денежных доходов и фондов, финансы
объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция проявляется
в контроле за распределением ВВП
по соответствующим фондам и расходованием
их по целевому назначению. В условиях
перехода на рыночные отношения финансовый
контроль направлен на обеспечение
финансового развития общественного
и частного производства, ускорение
научно-технического прогресса, всемерное
улучшение качества работы во всех
звеньях народного хозяйства. Он
охватывает производственную и непроизводственную
сферы, нацелен на повышение экономического
стимулирования, рациональное и бережливое
расходование материальных, трудовых,
финансовых ресурсов и природных
богатств, сокращение непроизводительных
расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности
и расточительства. Благодаря контрольной
функции финансов, общество знает
о том, как складываются пропорции
в распределении денежных средств,
насколько своевременно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение
разных субъектов хозяйствования, экономно
и эффективно ли они ими используются
и т.д. Одна из важных задач финансового
контроля проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется
также через многогранную деятельность
финансовых органов: Счетную палату РФ,
Контрольно-ревизионное управление и
Казначейство Министерства финансов РФ;
Государственный таможенный комитет;
Министерство по налогам и сборам; Федеральную
службу налоговой полиции; Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг; Департамент
страхового надзора Министерства финансов
РФ; контрольно-ревизионные управления
отраслевых министерств и ведомств; финансовые
управления и финансовые отделы фирм;
ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных
и общественных организациях; независимые
аудиторские фирмы и т.д. Работники финансовой
системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной системы.
Инструментом
реализации контрольной функции
финансов выступает финансовая информация.
Она заключена в финансовых показателях,
имеющихся в бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные
стороны работы предприятий и
оценить результаты хозяйственной
деятельности. На их основе принимаются
меры, направленные на устранение выявленных
негативных моментов. [8, С. 21]
Поскольку
«сигналы», посылаемые контрольной
функцией финансов, получают свое выражение
через количественные финансовые показатели
(объем продаж, инвестиции, активы, собственный
капитал, прибыль и др.), остро
встает вопрос о достоверности финансовой
информации. Только при таких условиях
можно принимать обоснованные управленческие
решения.
Контрольная
функция, объективно присущая финансам,
может быть реализована на практике
с большей или меньшей полнотой.
Степень и полнота реализации
этой функции во многом зависит от
состояния финансовой дисциплины в
народном хозяйстве. Финансовая дисциплина
— это обязательный для всех хозяйствующих
субъектов и должностных лиц
порядок ведения финансового хозяйства
и соблюдения установленных норм и правил,
выполнения финансовых обязательств.
[8, 23]
Распределительная
и контрольная функции это
две стороны одного и того же экономического
процесса. Только в их единстве и
тесном взаимодействии финансы могут
проявить себя в качестве категории
стоимостного распределения. [6, С. 37]
3.
Дискуссионные вопросы финансовой науки.
В
финансовой науке существует ряд
дискуссионных вопросов и прежде
вопрос о качественных признаках, определяющих
специфику финансов как экономической
категории. Споры идут в основном
о том, включать или не включать в
определение финансов такой их признак
как императивность. Причем термин ”императивность"
трактуется учеными по-разному: одни видят
в нем активную роль государства по организации
финансовых отношений, другие причину,
порождающую функционирование финансов.
[12, С. 22]
Если
под императивностью понимается
практическая деятельность государства,
направленная на организацию финансовых
отношений, выработку форм их проявления
и использования, то такое употребление
термина не вызывает возражений, но
ничего не добавляет к характеристике
сущности финансов. Однако в некоторых
публикациях императивность трактуется
как сущностная черта финансовых отношений.
Подчеркивается, что при характеристике
категории финансов без данной черты не
обойтись, поскольку именно государство
создает новые распределительные финансовые
отношения, что непосредственной причиной
возникновения и развития финансов является
деятельность государства и его органов.
Подобные утверждения неправомерны, ибо
не сама деятельность государства, а объективные
потребности общественного развития вызывают
существование финансов. [12, С. 23]
К
числу дискуссионных относится
также вопрос о функциях финансов.
Многие экономисты считают, что финансы
выполняют две функции - распределительную
и контрольную. Хотя в литературе
можно найти утверждения, что
финансам, помимо этих двух функций, присущи
и другие: производственная, стимулирующая,
регулирующая и т.д. Но при этом происходит
подмена вопроса о функциях финансов вопросом
об их роли в общественном воспроизводстве,
так как это разные, хотя и взаимосвязанные
вопросы. Конечно, финансы играют важную
роль в общественном воспроизводстве,
с их помощью может стимулироваться эффективное
использование факторов производства,
регулироваться стоимостные пропорции,
обеспечиваться условия для проведения
режима экономии и т.д. Однако отождествлять
эти результаты, достигаемые благодаря
функционированию финансов, с их функциями
неправомерно.
Некоторые
авторы не признают распределительной
функции финансов, считая, что она
не выражает их специфику, поскольку
процессы стоимостного распределения
обслуживаются разными экономическими
категориями. Но сторонники распределительной
функции отнюдь не считают, что она
порождена самим фактом функционирования
финансов на второй стадии воспроизводственного
процесса, а наоборот, они связывают
ее со специфическим общественным назначением
финансов, подчеркивая, что ни одна
другая категория, действующая на стадии
стоимостного распределения, не является
столь "распределительной", как
финансы.
Некоторые
экономисты считают, что финансам присущи
три функции: формирование денежных
фондов (доходов), использование денежных
фондов (доходов) и контрольная. Однако
первые две, хотя реально существуют,
но они больше напоминают механизм
реализации распределительной функции,
чем самостоятельный способ действия
категории финансов.
Наличие
дискуссионных вопросов обуславливает
необходимость дальнейшей разработки
теоретических проблем сущности
и функций финансов. Более глубокое
знание экономической природы финансов
и присущих им свойств позволит активнее
разрабатывать пути лучшего использования
данной категории в практике хозяйствования,
научно обосновывать меры, направленные
на финансовое оздоровление экономики
и совершенствование системы
финансовых взаимосвязей. [2, С.11-12]
Заключение
Таким
образом, суммируя все изложенное в
данной контрольной работе, можно сделать
вывод, что финансы возникли в условиях
регулярного товарно-денежного обращения
в связи с развитием государства и его
потребностей в ресурсах.
В
процессе производства, распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта образуются и расходуются
фонды денежных средств субъектов
хозяйствования. Эти денежные средства,
рассматриваемые в процессе их образования
и движения, образуют финансы субъектов
экономической деятельности.
Главное
назначение финансов состоит в том,
чтобы путем создания денежных доходов
и фондов обеспечить не только потребности
государства и предприятий в
денежных средствах, но и контроль за
расходованием финансовых ресурсов.
Финансы
отражают уровень развития производительных
сил в отдельных странах и
возможности их воздействия на макроэкономические
процессы в хозяйственной жизни.
Состояние
экономики страны определяет состояние
финансов. В условиях постоянного
экономического роста, увеличения ВВП
и национального дохода финансы
характеризуются своей устойчивостью
и стабильностью; они стимулируют
дальнейшее развитие производства и повышение
качества жизни граждан страны. Без финансов
невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономически, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
[3, С. 78]
Список
использованной литературы:
1.
Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы / Москва:
Проспект, 2010.
2.
Барин В.Г. Необходимость разработки
теоретических проблем функций
финансов в рыночных условиях
// Финансы. - 2004.
3.
Берлин С.И. Теория финансов: Учебник. -
М.: Аст, 2007.
4.
Бирданская Г.Д. Ограничения финансового
контроля // Финансы. - 2008.
5.
Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между
основными секторами экономики. Вопросы
экономики. 2003.
6.
Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская
Н.П. Финансы / Спб.: Питер, 2009.
7.
Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы.
М 2002.
8.
Ключевая А.В. Необходимость финансов
в рыночных условиях // Финансовая газета.
- 2007.
9.
Ковалева В.В. Финансы: Учебник.
- М.: ИНФРА-М, 2005.
10.
Колпакова Г.И. Финансы, денежное обращение,
кредит. - М.: Проспект, 2007.