Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – налог на добавленную стоимость. Этот налог является одним из наиболее прогрессивных налогов в нашей стране. Введение в действие с 2001 года второй части Налогового кодекса в определенной степени упорядочило методы взимания налога на добавленную стоимость, являющегося самым значительным источником доходов федерального бюджета. В то же время осталось большое количество проблем, требующих незамедлительного решения.
Введение………………………………………………………3
2. Основные положения…………………………………………5
2.1 История и предпосылки введения налога на добавленную стоимость………………………………………………………………..5
2.2 Определение налог на добавленную стоимость …………..7
3. НДС – Важный источник формирования бюджета……..…11
3.1 Роль НДС в формировании бюджета…………………….11
3.2 Объекты обложения налогом на добавленную стоимость……………………………………………………………11
3.3 Плательщики налог на добавленную стоимость………….13
3.4 Льготы и освобождение от налога на добавленную стоимость……………………………………………………………….14
3.5 Порядок исчисления и уплаты налог на добавленную стоимость……………………………………………………………18
3.6 Ставки налога на добавленную стоимость……...………....19
4. Заключение……………………………………………………22
5. Список литературы…………………………………………...24
6. Приложения……………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономической теории и финансов
Допускаю к защите
И.О. Фамилия
Налог на добавленную стоимость
наименование темы
Контрольная работа
Финансовый менеджмент
Выполнил студент группы Фкзу-09(4) ________ Фролова А.В.
шифр подпись И.О. Фамилия
Нормоконтроль
Курсовой проект защищен с оценкой _________________________
Иркутск 2013г.
Оглавление.
2. Основные положения…………………………………………5
2.1 История и предпосылки введения налога
на добавленную стоимость………………………………………………………
2.2 Определение налог на добавленную стоимость …………..7
3. НДС – Важный источник формирования бюджета……..…11
3.1 Роль НДС в формировании бюджета…………………….11
3.2 Объекты обложения налогом на добавленную
стоимость………………………………………………………
3.3 Плательщики налог на добавленную стоимость………….13
3.4 Льготы и освобождение
от налога на добавленную
3.5 Порядок исчисления и уплаты налог на
добавленную стоимость………………………………………………………
3.6 Ставки налога на добавленную стоимость……...………....19
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
6. Приложения………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ.
Тема моей курсовой работы – налог на добавленную стоимость. Этот налог является одним из наиболее прогрессивных налогов в нашей стране. Введение в действие с 2001 года второй части Налогового кодекса в определенной степени упорядочило методы взимания налога на добавленную стоимость, являющегося самым значительным источником доходов федерального бюджета. В то же время осталось большое количество проблем, требующих незамедлительного решения. НДС является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее интересен. Это один из самых обсуждаемых и спорных налогов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и существует перечень льготников и товаров, освобождаемых от налога, который требует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющейся структурой производства и товарного ассортимента.
Наиважнейшим для расчета НДС является вопрос о правильном определении места реализации товаров. Определение места реализации товаров при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны в случаях, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками российским налогоплательщикам, находятся за пределами территории РФ или когда одной из сторон контракта на поставку товара является иностранное лицо. Если в операцию вовлечены две или более страны, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или не обложения налог на добавленную стоимость
В основу избежания двойного обложения НДС или ухода от налогообложения положены три принципа.
1. Принцип территориальности
– налогом облагаются операции,
совершаемые на территории
2. Принцип назначения
– товары пересекают границы
и облагаются косвенными
3. Принцип происхождения – товары облагаются налогом в той стране, где производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что, во-первых, этот налог приносит самый большой доход в бюджет РФ (в 2003 году он составит 946,2 млрд. руб. или 39,3 % дохода федерального бюджета)1, а во-вторых, это один их тех налогов, вопросы налогообложения по которым, вызывают множество вопросов и дискуссий.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
2.1История и предпосылки введения налога на добавленную стоимость.
Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы.
Налог на добавленную стоимость был предложен в 1954 году французским экономистом М. Лоре, который описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционирующий в тот период во Франции. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения "каскадного эффекта", присущего налогу с оборота. В 1968 году осуществлено полное введение НДС во Франции. В Западной Европе налог был введен в конце 60-х – начале 70-х годов. В конце 60-х – в Германии, Дании, Франции, Швеции, Нидерландах, а в начале 70-х – в Бельгии, Англии, Италии, Люксембурге, Норвегии.
Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость Основными причинами роста популярности НДС являются:
Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.
В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.
В РФ НДС был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.
Введение НДС в нашей стране совпало с проведением масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров и услуг.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.2
В данном случае под добавленной стоимостью понимаются, в основном, расходы на оплату труда, соответствующие им отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов. На законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налог на добавленную стоимость.3 Исчисляется исходя из:
В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.
На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции.
При реализации продукции по ценам ниже себестоимости (речь идёт о приобретенной продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.
При использовании внутри
предприятия товаров
При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные регулируемые цены – исходя из этих цен.
ГЛАВА 2. НДС – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА.
3.1 Роль НДС в формировании бюджета.
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации. Поступление от НДС в 2002 году составило 770,6 млрд. руб., что составляет 35,3 % суммы дохода бюджета.
Как упоминалось ранее в
2003 году сумма полученная от
налогообложения возрастет на 175,6
млрд. руб. Это свидетельствует
о неизменно возрастающей роли
Согласно статье 146 налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются следующие операции: