Налоговая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть факты, касающиеся налоговой политики на предприятии, выбора способов ее оптимизации, с которыми сталкиваются предприятия на этом пути.
В курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы исследуемой проблемы, а также механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1 Сущность и оформление налоговой политики предприятия
1.2 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия
2. Механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия
2.1 Определение налоговой нагрузки предприятия
2.2 Факторы, влияющие на сумму НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятия
2.3 Методы оптимизации налоговых платежей и разработка мероприятий по внедрению налогового планирования на предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

Реализация мероприятий, закрепленных в налоговом плане  — четвертый этап процедуры налогового планирования, — должна контролироваться по мере выполнения предусмотренных  шагов и действий, расхождения  между планируемыми и достигнутыми фактическими результатами подлежат обязательному  анализу, на основании которого выявляются причины возникших несоответствий, после чего в налоговом плане  производятся необходимые корректировки, призванные учесть негативные моменты в будущем.  

 

 

Глава 2. Механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия 

 

2.1 Определение  налоговой нагрузки предприятия

Налоговое планирование –  это допустимые законом средства, приемы и способы для максимального  сокращения налоговых обязательств, планирование финансово - хозяйственной  деятельности организации с целью  минимизации налоговых платежей.

Под налоговым планированием  так же понимают выбор хозяйствующим  субъектом вариантов различных  правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и  др.) с целью снижения налоговой  нагрузки.

Дистанция между существующей и критической налоговой нагрузкой  вынуждает налогоплательщиков анализировать  действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым  планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания  инструментов, снижающих налоговую  нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

Практика становления  и развития налоговой системы, как  в зарубежных странах, так и в  России показывает, что введение новых  налогов или изменение порядка  уплаты действующих автоматически  вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налоговой  нагрузки.

Данная зависимость имеет  объективные причины существования, среди которых можно выделить две, наиболее значимые:

- чем меньше сумма налогов,  тем больше финансовых ресурсов  остается в распоряжении налогоплательщиков;

- чем ближе к установленному  сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средства  находятся в обороте хозяйствующих  субъектов.

Как результат, снижение налоговой  нагрузки оказывает прямое влияние  на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

Поэтому можно говорить о  необходимости анализа уровня налоговой  нагрузки в процессе налогового планирования.

Как отмечает Е.В.Чипуренко, в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния часто применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д.

Категория «налоговая нагрузка»  по-разному трактуется представителями  экономической мысли.

Так, под налоговой нагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение  суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации.

Так же термин «налоговая нагрузка»  трактуется как «совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о  совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного  сектора».

Налоговая нагрузка так же понимается как «обобщенная количественная и качественная характеристика влияния  обязательных платежей в бюджетную  систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков».

В целом, совокупная налоговая  нагрузка характеризует долю налоговых  платежей в совокупных доходах налогоплательщика  и может быть определена следующим  образом:

Совокупная налоговая  нагрузка = Доходы / Совокупные налоговые  платежи x 100%.

На текущий момент предприятиям и организациям в части оценки налоговой нагрузки, предложены следующие  показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности  избранной налоговой политики:

1.  доля налогов в выручке – сумма всех начисленных налогов / выручка;

2.  доля налогов в активах – сумма всех начисленных налогов / активы;

3.  доля налогов в себестоимости – сумма всех начисленных налогов / себестоимость и т.д.

Все предлагаемые коэффициенты можно оценить с точки зрения возможности или невозможности  их повсеместного использования  и качества получаемых результатов.

Так первый коэффициент может  использоваться предприятиями и  организациями, применяющими любую  систему налогообложения. Однако он будет сильно отличаться для предприятий  разных отраслей. Использование второго  коэффициента сомнительно для большинства  компаний. Его применение целесообразно  только для компаний, которые непрерывно наращивают свою капитализацию через  увеличение внеоборотных активов. Результат расчета этого коэффициента будет сильно отличаться для компаний разных отраслей, разного масштаба, работающих на разных системах налогообложения.

Известна методика расчета  налоговой нагрузки по способу эффективной  ставки, характеризующей общее налоговое  бремя с точки зрения целесообразности инвестиций или отношение общей  суммы налогов к добавленной  стоимости, созданной предприятием.

Согласно этой методике определяется доля изымаемой через налоги добавленной  стоимости предприятия, которая  делает невыгодными инвестиции в  расширение производства. В зарубежных странах предельный уровень эффективной  ставки принимается равным 35,4%.

Совокупная налоговая  нагрузка предприятия – это отношение  всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая  доходы от прочих поступлений.

ННорн = НП / (В + ВД)* 100%, где -

ННорн - налоговая нагрузка на Предприятие при применении общего режима налогообложения;

НП – общая сумма  всех начисленных налогов;

В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных  прав;

ВД – внереализационные доходы.

В целом все методики определения  налоговой нагрузки на налогоплательщиков различаются использованием того или  иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, который берется за основу при  соотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своей целью предложить универсальный  показатель налоговой нагрузки, позволяющий  сравнивать уровень налогообложения  в различных отраслях, видах деятельности.

При расчете чистой налоговой  нагрузки, необходимо учитывать только налог на прибыль и сверхлимитные  обязательные платежи, которые, в соответствии с действующим законодательством, уплачиваются за счет чистой прибыли.

Несмотря на то, что налоговое  планирование достаточно сложно поддается  ясному и формализованному описанию из-за того, что финансовая схема  каждой сделки по своему уникальна, консультанты считают возможным перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки:

- элементы договорной  и учетной политики для целей  налогообложения;

- льготы и освобождения;

- основные направления  развития бюджетной, налоговой  и инвестиционной политики государства,  влияющие напрямую на элементы  налогов;

- получение бюджетных  ссуд, инвестиционного налогового  кредита, налогового кредита,  рассрочек и отсрочек по налогам  и сборам;

- размещение бизнеса и  органов управления хозяйствующих  субъектов в оффшорах, в том  числе в свободных экономических  зонах, действующих на территории  Российской Федерации.  

 

2.2 Факторы, влияющие  на сумму НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятия 

 

Налог на прибыль  предприятий и организаций

В промышленно развитых странах  ставка налога на прибыль ориентированна прежде всего на развитие производства. Отсутствуют стимулы для активизации предпринимательских усилий. В то же время решение проблемы экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтому какой бы чрезвычайный характер не носила сегодня проблема поиска источников доходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль следует уменьшать. В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемами продаж и прибыли компенсирует снижение ставок.

Расчет налога на прибыль  производится по следующей формуле:

ТНП (ТНУ) = УД (УР) - ПНО + ОНА - ОНО,

где ТНП (ТНУ) — текущий  налог на прибыль (текущий налоговый  убыток);

УД (УР) — условный доход (условных расход);

ПНО — постоянное налоговое  обязательство;

ОНА — отложенный налоговый  актив;

ОНО — отложенное налоговое  обязательство.

Исходя из формулы, мы можем  определить факторы влияющие на сумму налога на прибыль: условный доход (условных расход), постоянное налоговое обязательство, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство. Проще говоря, сумма налога на прибыль зависит от выручки и валовой прибыли предприятия.

Помимо этого, существует целый ряд действующих экономических  условий, под влиянием которых налог  на прибыль будет снижаться. Так, отрицательно влияют на размер налога низкая рентабельность производства на большинстве предприятий, проблемы сбыта продукции, спроса на работы и  услуги с высоким уровнем затрат, цен и тарифов на энергоносители. Вторая группа факторов – это бартерные  операции (запрещенные на внутреннем рынке с 1.04.00 г.) и неучтенный оборот наличных денег, что позволяет укрывать от налогообложения большие суммы. Серьезный изъян механизма действия налога на прибыль связан с его слабой адаптированностью к инфляционным процессам: он построен таким образом, что дополнительные потери в основном несет не бюджет, а налогоплательщики. Не стоит сбрасывать со счетов и неплатежеспособность многих предприятий.

В итоге произошло значительное сокращение доли налога на прибыль: 1997 год –26,0%, 1998 год – 17,2%, 1999 год –13,2%, 2007 году – 24 %, 2010 год – 20 % гл.25 НК РФ.

Изменения, внесенные в  Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

- начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;

- в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу  и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);

- в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная  величина процентов по долговым  обязательствам, которая может быть  учтена в расходах для целей  налогообложения прибыли, установлена  в размере ставки рефинансирования  Центрального банка Российской  Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства  в рублях и равной 22 процентам  - по долговым обязательствам  в иностранной валюте (ранее по  долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

Изменения, внесенные в  Кодекс в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

С 2009 года расширены условия  для принятия в расходы, уменьшающие  налоговую базу по налогу на прибыль  организаций, затрат налогоплательщика  на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным  программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также  физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших  с ними договор, предусматривающий  обязанность такого физического  лица отработать у налогоплательщика  по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В части пенсионного обеспечения  следует отметить, что с 2009 года в  состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным  законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений".

Начиная с 2009 года реализована  возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные  исследования и (или) опытно-конструкторские  разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность  использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета  текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации  перечень соответствующих научных  исследований и опытно-конструкторских  разработок потребует уточнения  с точки зрения возможности его  администрирования налоговыми органами.

В целях повышения эффективности  освоения природных ресурсов уточнен  порядок ведения налогового учета  соответствующих расходов, что предоставляет  налогоплательщикам возможность учитывать  соответствующие расходы в ускоренном порядке. В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами  могут учитываться при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций в составе прочих расходов, связанных с производством  и реализацией, в течение 2 лет. При  этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов понесенные в прошлом расходы организаций  на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой  базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

Информация о работе Налоговая политика предприятия