Оценка производственного (операционного) левериджа(рычага)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:52, контрольная работа

Описание

Риск, обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым. В этом случаи внимание акцентируется на то, из каких источников получены средства и какого их соотношение

Содержание

Введение..........................................................................................3
1.Базовая модель оценки финансовых активов................................4
2.Оценка производственного (операционного) левериджа
( рычага)...........................................................................................7
2.1. Моделирование безубыточной деятельности предприятия........9
3.Задача...........................................................................................17
Список литературы .........................................................................

Работа состоит из  1 файл

КР фин менед.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      Ключевым  моментом в операционном анализе  является деление затрат на переменные (пропорциональны объему реализации), постоянные (требуют покрытия независимо от объема реализации, прямо пропорциональны времени) и условно-постоянные. В действующей системе учета и отчетности предприятия дифференциация затрат на переменные и постоянные отсутствует, поэтому фактические данные подверглись дополнительной обработке для определения постоянных и переменных затрат. В нашем случае при дифференциации затрат за основу принят метод наименьших квадратов, в качестве вспомогательного метод дифференциации затрат по среднегодовым значениям.

      В целом по всем товарам значения условно-постоянных и переменных затрат, рассчитанные по двум методам, значимо не отличаются, причем уровень значимости уравнений регрессии не выше 1.

      Значительные отличия наблюдаются при скачкообразном ежемесячном изменении объемов выпуска, как в случае товара С.

      Анализ  результатов дифференциации показывает, что только два товара В и D имеют уровень постоянных затрат ниже объема реализации. В случае товара С уровень переменных затрат, определенный по функции методом наименьших квадратов, превышает цену товара. В целом, совокупные затраты намного превышают уровень реализации: от 17% для товара D до 88% для товара С, в результате чего выпуск данных товаров убыточен для предприятия.

Сопоставление расчетных данных с фактическими показывает, что порог рентабельности не был достигнут ни по одному товару и фирма несет убытки. Причем фактический выпуск товаров занижен в среднем в 2 - 3 раза. Для достижения порога рентабельности выпуск товаров необходимо увеличить в 1,6 раз для товара D и в 6 раз для товара В. Метод наименьших квадратов для товара С дает отрицательный результат объема выпуска, что свидетельствует о невозможности с финансовой точки зрения добиться рентабельного производства данного товара. Поэтому при сложившейся структуре затрат и уровне цены товар С лучше исключить из производства полностью. В связи со сложившейся ситуацией на предприятии, на наш взгляд, необходимо прежде всего проанализировать:

-  структуру и значение переменных и постоянных затрат с целью их сокращения;

-  отклонения плановых показателей затрат по всем статьям от фактических с целью выявления внутренних и внешних факторов, вызывающих колебания затрат;

-  возможность увеличения выпуска товаров с целью достижения порога безубыточности;

-  возможность увеличение цены товаров в перспективе с целью покрытия расходов.

      С этой целью нами было проведено моделирование  пороговых значений выпуска товаров  в зависимости от вариации цены (-10%; +50%), постоянных (-50%; +20%) и переменных (-50%; +20%) затрат при заданном уровне рентабельности (0-15%), а также моделирование постоянных затрат при заданном выпуске продукции и уровне рентабельности в зависимости от вариации цены.

      Анализ  расчетных данных по различным товарам показывает, что при сложившейся структуре затрат и уровне выпуска порог безубыточности для товара А будет достигнут при увеличении цены почти на 40%, для товара D на 20%, для товаров В и С более чем не* 50%. Анализируя зависимость рекомендованного выпуска от цены при заданной рентабельности можно сделать вывод, что, исходя из нелинейной зависимости, различия в пороговом выпуске для разных уровней рентабельности товара А сказываются при цене, отличающейся от фактической на ± 20%, при более высокой цене пороговые  выпуски отличаются на ±60 шт, что находится в пределах ошибки модели. Аналогичная картина наблюдается в случае товара D и при расчете по методу средних для товаров С и В.

      Моделирование цены с использованием данных, полученных по методу наименьших квадратов, для товаров В и С показывает, что о производстве данных товаров при цене ниже критической, равной 1,1с (с -фактическая цена) для товара В и 1,6с для товара С, не может идти и речи с финансовой точки зрения. При цене меньше критической кривая заходит в отрицательную область, а потом резко увеличивает объем выпуска до нескольких десятков тысяч единиц. Анализ функций пороговых выпусков свидетельствуют о наличии разрыва при равенстве нулю знаменателя, что и наблюдается в случае товаров В и С

      Моделирование же постоянных затрат показывает, что  чем выше

затраты, тем сильнее различаются пороговые  значения выпуска приразличной рентабельности. Это же иллюстрируют графики зависимости пороговых выпусков от уровня постоянных затрат. Исключение составляет товар С, для которого в случае дифференциации затрат по методу наименьших квадратов пороговый выпуск при вариации постоянных затрат (-50%-+20%) является отрицательной величиной, что свидетельствует о нерентабельности данного товара независимо от уровня постоянных затрат.

      Моделирование переменных затрат подтверждает данные моделирования постоянных затрат: при увеличении уровня затрат пороговые значения объемов выпуска различаются значительнее при увеличении рентабельности. Так увеличение рентабельности с 0% до 15% при фактическом значении переменных затрат пороговый объем выпуска отличается в среднем на 40%, а при увеличении переменных затрат на 18% - в среднем на 80%. Анализируя графики зависимости порогового выпуска от переменных затрат, можно отметить, что существует критический уровень переменных затрат, при котором наблюдается разрыв в функции порогового выпуска. Критический уровень переменных затрат при вариации в пределах (-50% - +20%) достигается у товаров В и С. Высокое значение переменных затрат у>сдля товара С, получение отрицательной маржинальной прибыли методом наименьших квадратов, выводит данный товар за область производства.

      В целом же, результаты моделирования  переменных и постоянных затрат показывают наличие критических зон при повышении затрат. Так, в случае товара В увеличение переменных затрат на 14% приводит к невозможности достижения порога рентабельности. Достижение порога рентабельности для товара С возможно только в случае уменьшения переменных затрат как минимум на 8%, а в случае постоянных затрат это невозможно даже при уменьшении их в 2 раза. Анализ критических зон достижения рентабельности показывает, что возможности повышения затрат у фирмы нет, фирма должна стремиться уменьшать свои затраты.

      Корректировка только одного типа затрат при неполной загруженности оборудования и не налаженных рынках сбыта может не привести к достижению порога безубыточности. Кроме этого, необходимо позаботиться о расширении рынка сбыта товаров или, при невозможности достижения этого на данном этапе, об увеличении цены. С этой целью был проанализирован вопрос: как изменение цены повлияет на уровень постоянных затрат при плановом выпуске товаров. Анализ проведенных расчетов показывает, что при существующей цене и плановом выпуске товара месячные постоянные затраты должны уменьшиться почти на 50% для товара А (Таблица 3.9.), в случае товаров В и D - на 30% и 8%. Для товара С только при увеличение цены на 5% можно говорить о возможности иметь неотрицательные постоянные затраты. Цена товара, соответствующая фактическим постоянным затратам, для разных товаров должна быть увеличена: на 38% для товара А, на 5% для товара В, на 24% для товара С и на 3% для товара D.

      Проведенный одномерный операционный анализ для  разных товаров показал, что для  достижения порога безубыточности или плановой рентабельности товаров в 10% необходимо кардинально менять не только политику управления затратами, но и ценовую политику. Так, при  сложившейся ценовой политике товары А и D с трудом могут преодолеть порог рентабельности, товар С необходимо снимать с производства полностью. Изучение рынков сбыта свидетельствует о реальности объемов продаж равных плановым показателям объемов выпуска для каждого товара, а конъюнктура рынка позволяет увеличить цену практически всех товаров на 10-15%, но фирма практически не имеет возможностей для уменьшения переменных затрат. Тогда, моделирование постоянных затрат при повышении цены на 10-15% и плановом выпуске показывает, что для товара В и D постоянные затрат можно оставить неизменными и даже есть возможность их увеличения до 30% для товара В с сохранением рентабельности в 10%. Уменьшение постоянных затрат для товара D необходимо только при увеличении цены на 10% с целью сохранения 10%-ной рентабельности, в случае увеличение цены уже на 12% уменьшать постоянные затраты нет необходимости.

      Другая  картина в случае товаров А  и С. Для достижения порога рентабельности постоянные затраты необходимо уменьшить на 25 - 30% для товара А, а  для достижения плановой рентабельности в 10% уменьшить их на 40-45%. В случае товара С порог рентабельности достигается при уменьшении постоянных затрат на 40-60%, а плановая рентабельность при уменьшении на 90%. Тем самым показано, что даже при увеличении цены товар С не сможет достичь порога рентабельности во всяком случае без увеличения объема выпуска, что требует расширения рынка сбыта. Приведенный выше анализ касается каждого товара в отдельности.

      При принятии управленческих решений по производству товаров необходимо провести многомерный операционный анализ для всей совокупности товаров, выпускаемых фирмой, где основным вопросом является выбор метода разнесения постоянных затрат по товарам. В настоящей работе в качестве базы разнесения затрат выбраны две базы: первая - доля объема реализации товара в полном объеме реализации, и, вторая - доля зарплаты основных рабочих и стоимости материалов, приходящихся на данный товар.

      Данные  по многомерному операционному анализу, рассчитанные по двум базам разнесения затрат. Из приложений видно, что данные одномерного и многомерного анализа не всегда совпадают. Многомерный анализ, проведенный по двум методам, по отношению к одномерному предлагает снизить выпуск товара А и С, причем товар С по методу наименьших квадратов предлагается снять с производства. Это связано в первую очередь с высокой долей постоянных затрат в фактическом объеме реализации: для товара А - 100%, а для товара С - 103% (табл. ЗЛО). Очевидно увеличение объемов выпуска товаров В и особенно D в многомерном анализе связано с низкой долей постоянных затрат в объеме реализации.

      Проведение  многомерного анализа при возможном  повышении цены на 10% и 15% показывает, что для преодоления порога рентабельности при повышении цены снижаются  темпы прироста выпуска товаров  А, В и D, причем снижение темпа роста для товара В почти в 2 раза, а основное внимание концентрируется на товаре С, объем выпуска которого рекомендуется увеличить в 5-8 раз. Аналогичная картина и в случае рентабельности 2, 5, 10, 15%, но требование по увеличению объема выпуска товара С уже в несколько десятков раз. Следовательно, у товара С есть будущее в целом по заводу, но необходимо расширять рынки сбыта. В тоже самое время с повышением цены ценность для фирмы товара А падает.

      Анализ  возможностей сокращения постоянных затрат в целом по фирме дает максимальную цифру в 10%. В этой связи, многомерный операционный анализ, проведенный для случая фактической и увеличения цены на 10% и 15% показывает картину аналогичную фактическим постоянным затратам, только темпы прироста необходимых объемов выпуска снижаются. Так, для достижения порога рентабельности при действующей цене производство товара А надо увеличить на 29% (против 43%), товара В - на 410% (против 470%), товара D - на 118% (против 140%), а товар С необходимо снять с производства. При увеличении цены на 15% производство товара А надо уменьшить на 5% (против увеличения на 6%), товара В увеличить на 115% (против 140%), товара С - на 320% (против 370%), а товара D - на 37% (против 52%).

      Если  принять как возможное увеличение цены на 10% при снижении постоянных затрат на 10%, то доля постоянных и переменных затрат на пороге рентабельности выглядит следующим образом:

      Т.е. рекомендуемый уровень постоянных затрат должен составлять  10-20%. Нулевая  рентабельность достигается за счет товара D, товары А и С заведомо нерентабельны. Именно рост производства товаров В и D  позволит достигнуть точки безубыточности.

      В целом, анализ производства данных товаров  показывает неудовлетворительное финансовое состояние фирмы. При сохранении сложившейся структуры и уровня затрат, объемов выпуска товаров фирму ждет финансовое банкротство. Простейшее управленческое решение в данной ситуации - наращивать объемы производства товаров В и D и сворачивать производство товара С. Но, кроме этого необходимо снижать прежде всего постоянные затраты и в целом менять структуру и распределение затрат на фирме, а также проработать ценовую конъюнктуру рынка. В случае сокращения постоянных затрат до 10% и повышения цены до 15% для достижения плановой рентабельности в 10%, согласно данным многомерного операционного анализа, необходимо увеличить объемы выпуска: товара А - на 16%, товара В - в 3,5 раза, товара С - в 21 раз, а товара D - на 85%, но для этого необходимо расширять рынки сбыта. 

  1. Задача

Имеются следующие исходные данные:

Показатель А Б В
1. Цена единицы продукции, руб. 3,0 3,0 3,0
2. Переменные расходы на единицу  продукции, руб. 2,0 1,5 1,2
3. Постоянные затраты, тыс.руб. 15,0 25,0 30,0
4. Объем производства, шт. 30000 30000 30000

Требуется: а) рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятий (А, Б, В), проанализировать уровень производственного (операционного) левериджа (рычага) у данных предприятий; б) как повлияет на прибыль предприятий снижение объема продаж на 5000шт., какое предприятие окажется в наихудших условиях. Расчетные данные занести в таблицу. 

Информация о работе Оценка производственного (операционного) левериджа(рычага)