Операционный анализ, эффект операционного рычага, многофакторный операционный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка предпринимательского риска предприятия, определение критических значений отдельных элементов операционного рычага, изучение влияния изменения элементов операционного рычага на финансовое состояние предприятия, оценка влияния изменения структуры стоимости продукции на величину предпринимательских рисков.

Работа состоит из  1 файл

л.р. 2.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Целью данной работы является оценка предпринимательского риска предприятия, определение  критических значений отдельных  элементов операционного рычага, изучение влияния изменения элементов  операционного рычага на финансовое состояние предприятия, оценка влияния изменения структуры стоимости продукции на величину предпринимательских рисков.

      Объектом  изучения является ОАО «ВолгаТелеком».

      Информационная  база – финансовая отчетность за 2009-2010 гг.

  1. Раскроем структуру стоимости продукции предприятия

      В себестоимость входят следующие виды затрат:

      1.  Материальные затраты (материалы, электро- и теплоэнергия, почтовые)

      2. Затраты на оплату труда

      3. Отчисления на социальные нужды

      4. Амортизация

      5. Расходы по услугам операторов связи

      6. Прочие затраты

      Суммарные  затраты предприятия можно разделить  на переменные и постоянные. Для нашего предприятия переменными являются затраты, зависящие от объема предоставленных услуг, а постоянными затраты не следуют за динамикой объема предоставленных услуг.

  1. Рассчитаем силу операционного рычага. Увяжем ее величину с понятием предпринимательского риска.

      Предпринимательский риск связан с направлением вложения активов. Он определяется с помощью  силы операционного рычага (СОР).

      СОР = ВМ/Пр = (Выручка - Перем. затр.)/Пр = (Пост. затр.+ Пр)/Пр =Пост. Затр/Пр + 1    (СОР>1)

      СОР0 = (27076989 –12658170)/5980039 = 2,41

      СОР1 = (28687726 – 13024465)/6980284 = 2,24

      Предпринимательский риск обусловлен тем, что динамика постоянных и переменных затрат по-разному  влияет на величину прибыли, поэтому процент изменения выручки всегда сопровождается более сильным изменением прибыли.

      % Пр = СОР* % Выр

  1. Определим критические значения показателей. Покажем возможности управленческого учета для расчета промежуточной маржи и ее значения в ассортиментной политике.

            Для оценки риска  можно использовать критические  значения показателей. К ним относят:

      - порог рентабельности (ПР)

      - порог безубыточности (ПБ)

      - запас финансовой прочности (ЗФП)

      Рассчитаем  данные показатели.

      ПР = Пост. затраты/ Квм; Квм = ВМ/В. Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли.

      ПР0 = 8438780/0,53= 15922226,42 тыс. руб.; ПР1 = 8682977/0,55= 15787230,91 тыс. руб.

      ПБ = Прям. пост. затраты/ Квм. Порог безубыточности — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю.

      ПБ0 = 5907146/0,53 = 11145558,49 тыс. руб.; ПБ1 = 6078084/0,55 = 11051061,82 тыс. руб.

      ЗФП = Выручка – ПР. Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности предприятия. Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

      ЗФП0 = 27076989 – 15922226,42 = 11154763 тыс. руб.; ЗФП1 = 28687726 – 15787230,91 = 12900495 тыс. руб.

      ЗФП% = ЗФП/В

      ЗФП%0=11154763/27076989*100%=41,20%;

      ЗФП%1 = 12900495,09 /28687726*100% = 44,97%.

      Итак, в 2009г. объем продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, составил 15922226,42  тыс. руб., в 2010г. – 15787230,91 тыс. руб. В 2009г. промежуточная маржа равна нулю при выручке в 11145558,49 тыс. руб., в 2008г. – 11051061,82 тыс. руб. Запас финансовой прочности в 2009г. составил 11154763 тыс. руб. или 41,20%, в 2010г. – 12900495 тыс. руб. или 44,97%.

      В связи с оптимизацией ассортиментной политики особый интерес представляет применение методов углубленного операционного  анализа. В нем совокупные постоянные затраты дополнительно делят  на прямые и косвенные. Прямыми постоянными  затратами являются те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретные изделия (амортизационные отчисления по оборудованию, на котором изделие производится, затраты по содержанию (аренде) цеха, зарплата мастеров, начальника цеха и тому подобные). Косвенные постоянные затраты - это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на управленческие службы, аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т.д.).

      Исходя  из данной классификации затрат в  основу углубленного операционного  анализа кладется объединение прямых переменных затрат на данный товар  с прямыми постоянными затратами  и вычисление промежуточной маржи, которая характеризует результат от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Естественно, желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия. Равенство нулю промежуточной маржи соответствует порогу безубыточности. Он соответствует такой выручке от реализации, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. Порог рентабельности в углубленном операционном анализе характеризует такую выручку от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты на данный товар, но и отнесенную на него величину косвенных постоянных затрат.

      Расчет  промежуточной маржи позволяет  более тонко анализировать ценовую  и ассортиментную политику предприятия  по сравнению с оперированием  валовой маржой. В частности, расчет порогов безубыточности и рентабельности необходим для анализа жизненного цикла товара. В общем случае, товар дважды проходит оба порога. Сначала, новый товар убыточен и не покрывает переменных и прямых постоянных затрат на его производство и реализацию. По мере роста сбыта он преодолевает планку порога безубыточности, а потом и порога рентабельности, начиная приносить прибыль. Сопоставление оценок времени достижения порогов безубыточности и рентабельности может дать очень полезную информацию для принятия решений по планированию продвижения на рынок новых видов товаров. С другой стороны, крайне желателен и постоянный мониторинг выручки от реализации товаров, давно находящихся в ассортименте сбыта. Как только промежуточная маржа опять становится отрицательной - товар нужно изымать из ассортимента.

      В рамках компьютерных систем, поддерживающих только учетные функции, решение  задач углубленного операционного  анализа невозможно. Не удастся решать эти задачи и при помощи традиционных программ финансового анализа, оперирующих только обобщенными стоимостными показателями. Это следует из того, что расчет порогов безубыточности и рентабельности должен проводиться по детализированным данным для каждого изделия. Если ассортиментный набор велик, то слабо помогут и традиционно используемые экономистами электронные таблицы. Во-первых, потому, что в них нужно постоянно “перегонять” учетные данные, а, во-вторых, электронные таблицы слабо приспособлены для обработки больших объемов информации. Немаловажно и то, что для электронных таблиц еще нужно составить модели выполнения расчетов, а также спроектировать регламенты обмена информацией с программами обработки учетной и планово-экономической информации.

      Поэтому наиболее целесообразным представляется применение специализированных программ анализа, интегрированных по данным с учетными и планово-экономическими компьютерными системами. В их функции в обязательном порядке должны входить:

  • возможность детализированного разделения затрат по совокупности различных критериев;
  • средства калькуляции показателей полных затрат на производство/сбыт каждого изделия путем распределения косвенных затрат в соответствии с различными критериями;
  • возможность осуществления многовариантных плановых расчетов для выбора оптимальных пропорций ассортимента;
  • средства динамического контроллинга фактических затрат и результатов реализации и их сопоставления с планами производства и сбыта.

      Первое  требование вытекает из необходимости  разделения затрат на переменные, прямые и косвенные постоянные. Уже одно это требует применения двойной классификации затрат (переменные - постоянные, прямые - косвенные), которые должны поддерживаться независимо друг от друга.

      Требование  поддержки различных методов  распределения постоянных прямых и  косвенных затрат непосредственно вытекает из необходимости формирования показателей промежуточной маржи, оценки порогов безубыточности и рентабельности по всей совокупности товаров, включаемых в ассортимент производства/сбыта предприятия. Не выполняя такого рода распределений оценку этих показателей получить нельзя. При этом любое распределение так или иначе вносит элемент субъективности. Особенно это касается распределения постоянных косвенных затрат, для которых “истинный” критерий распределения по отдельным товарам найти очень трудно.

      В российском бухгалтерском учете  традиционно используются либо распределение  пропорционально зарплате основного  производственного персонала, либо пропорционально затратам материалов, либо пропорционально всей совокупности прямых затрат. В западном финансовом менеджменте чаще всего применяется распределение постоянных затрат пропорционально доле того или иного товара в суммарной выручке от реализации. С точки зрения углубленного операционного анализа такой подход в большинстве случаев более логичен, хотя имеются и исключения. В большинстве же существующих российских бухгалтерских программ способ распределения постоянных затрат пропорционально выручке от реализации напрямую не поддерживается. Поэтому мы и говорим, что в комплексной системе автоматизации управления должны поддерживаться различные методы распределений затрат. Для целей бухгалтерского учета может применяться один метод, а финансовым менеджерам для анализа безубыточности и оптимизации ассортиментной политики может потребоваться другой.

      4. Проведем анализ чувствительности  прибыли. В любых прогнозах  всегда можно выделить переменные  факторы, которые оказывают наиболее  сильное влияние на финансовые  результаты. Такие факторы называются ключевыми. Наиболее распространённый метод выявление факторов – это изменение показателей по одному и оценка их влияния на финансовые результаты.

      Выявив  ключевые факторы, можно построить  различные варианты прогноза и оценить  наиболее уязвимые места для бизнеса.

      Анализ  чувствительности позволяет решить задачи:

      - определить изменение прибыли  при изменении фактора на …(%)

      - на сколько можно изменить  объём реализации без потери  прибыли (Какой объём реализации  обеспечит базовую прибыль при  изменении фактора на …).

      При решении второй задачи:

      - цена

      К0 = Исх. ВМ/Новый КВМ / Новая (проектная) цена;

      - переменные затраты

      К0 = Исх. ВМ/Новый КВМ / Цена0;

      - постоянные затраты

      К0 = Новая ВМ/ Исх. КВМ / Цена0;

      Исходные  данные:

      - объем предоставляемых услуг  8196;

      - цена – 3500 руб.  

      Таблица 1. Анализ чувствительности прибыли  к 10% изменениям отдельных элементов  операционного рычага

Показатели Базовый вариант Цена Переменные  затраты Постоянные  затраты
+10% -10% +10% -10% +10% -10%
1. Выручка 28687726 31556499 25818953 28687726 28687726 28687726 28687726
2. Переменные  затраты 13024465 13024465 13024465 14326912 11722019 13024465 13024465
3. ВМ (1-2) 15663261 18532034 12794488 14360815 16965708 15663261 15663261
4. КВМ (3/1) 0,55 0,59 0,50 0,50 0,59 0,55 0,55
5. Постоянные затраты 8682977 8682977 8682977 8682977 8682977 9551275 7814679
6. Прибыль  (3-5) 6980284 9849057 4111511 5677838 8282731 6111986 7848582
7. Тпр  прибыли,    % 16,73 41,10 -41,10 -18,66 18,66 -12,44 12,44

Информация о работе Операционный анализ, эффект операционного рычага, многофакторный операционный анализ