Основные методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:28, доклад

Описание

Инвестиции – это, согласно российскому законодательству, денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Работа состоит из  1 файл

1 Основные методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах.готdocx.docx

— 59.05 Кб (Скачать документ)
 

     * Источник: Рейтинговое агентство  «Эксперт РА»

     Пояснение к таблице:

     1А - максимальный потенциал - минимальный риск;

     2А - средний потенциал - минимальный риск;

     3А - низкий потенциал - минимальный риск;

     1В - высокий потенциал - умеренный риск;

     2В - средний потенциал - умеренный риск;

     3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск;

     3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск;

     2С  – средний потенциал - высокий  риск;

     3С1–  пониженный потенциал - высокий  риск;

     3С2–  незначительный потенциал - высокий  риск;

     3Д  – низкий потенциал - экстремальный  риск.

     По  данным рейтингового агентства сегодня  наибольшие угрозы для инвесторов —  криминал и система управления, а  также социальный риск.

     Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения  федеральной властью возможностей введения новых законодательных  норм; как следствие, произошло «усреднение» регионального инвестиционного  законодательства. В таких условиях некоторые субъекты федерации даже пошли на отмену собственных региональных законов об инвестиционной деятельности, считая, что все нормы уже прописаны  в федеральном законе. Вместе с  тем региональные власти стали более  тщательно подходить к стимулированию инвесторов. В ряде регионов (Вологодская, Оренбургская, Мурманская, Ивановская, Орловская области и другие) приняты  нормативные акты, предписывающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.

     Значимость  социального риска возросла в  связи с продолжающимся сокращением  в большинстве регионов рабочих  мест, снижением доходов населения, а в ряде регионов еще и из-за неудовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

     Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении  направлений и пропорций распределения  бюджетных средств, привлечении  и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного  механизма, позволяющего оценить принятое решение.

     Недостаточные объемы инвестиций за прошедшее десятилетие  так и не позволили перестроить  российскую экономику, сделать ее современной  и устойчивой к кризисам. Более  четверти общего объема и почти половина прямых иностранных капиталовложений было направлено в регионы ЦФО (рисунок 1.1). Напротив, несмотря на высокую долю прямых иностранных инвестиций в  регионы ДВФО (преимущественно в  Сахалинскую область), по общему объему накопленных инвестиций в основной капитал этот округ занимает последнее  место в России. 

     Рисунок 1.1 Распределение инвестиций по федеральным  округам 

     Сохранение  существующего распределения инвестиционной привлекательности будет притягивать  средства лишь в отдельные территории, отличающиеся стабильным инвестиционным климатом. Наибольшие шансы в модернизационном процессе получают Северо-Западная, Центральная  и Южная, а также Приволжская  зоны.

        В этих условиях необходима специальная инвестиционная политика опережающего развития восточных и  северных регионов, предусматривающая  сохранение существующих и создание новых инфраструктурных коридоров, а также точек и зон приоритетного развития. При этом меры по повышению инвестиционной привлекательности, принимаемые региональными властями, должны стать частью будущих региональных программ модернизации. Важное значение в регулировании и управлении инвестиционной деятельностью в развитых странах имеют налоговая и амортизационная политика, налоговые льготы, в частности так называемый инвестиционный кредит.

       По  сути дела, политика налогообложения  прибыли, амортизационная политика и различные формы налогового кредита и субсидий, а также  политика налогообложения доходов  физических лиц в развитой рыночной экономике — главнейшие методы регулирования  капиталовложений и капиталонакопления, особенно в периоды депрессий  и кризисов. В первые послевоенные годы при переходе от чрезвычайных (административных) к обычным (косвенным) способам регулирования инвестиционной деятельности, когда темпы экономического роста и накопления были относительно высокими и, наоборот, во многих случаях  во избежание инфляции требовалось  торможение экономических процессов, стратегия и тактика инвестиционной политики развитых капиталистических  государств заключалась во введении более высоких уровней налогообложения  при значительных (весьма дифференцированных и целенаправленных) льготах различным  категориям налогоплательщиков.

       Однако  по мере исчерпания первой послевоенной волны капиталонакопления, связанной  с послевоенной перестройкой и накоплением  материального потенциала экономики, увеличения трудо-, материалоэнергетических  затрат в производстве, в стратегии  капиталонакопления и управления инвестиционным процессом на передний план в этих странах стали все более выходить проблемы общего и структурообразующего стимулирования капиталовложений.

       Начало  преобразования инвестиционной деятельности в 60-х гг. было положено развитием  новых принципов амортизационной  политики, заключающихся в ускорении  списания стоимости основного капитала, приведшее к уменьшению основных сроков такого списания до 3—7 лет по активной и до 15—20 лет по пассивной  частям фондов при нормативах физического  износа в 2—5 раз более высоких.

       Дальнейшее  стимулирование капиталонакопления и  развития процессов инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано с  прямым снижением налогов и различными формами налоговых кредитов и  субсидий.

       К началу 90-х годов в странах  с развитой рыночной экономикой ставки налогообложения уменьшены по налогам  на прибыль до 32-35% против существовавших ранее 40—50% и до 15—50% — по налогам  на физических лиц при прежних  ставках до 80%. Для малого бизнеса  стали использоваться ставки налога на прибыль в пределах 15—35% в зависимости  от величины валовой прибыли.

       Основные  налоговые льготы, стимулирующие  инвестиционный процесс в развитых странах, характеризуются следующим  образом:

       налоговый кредит — часть стоимости нового оборудования вычитается из налога на прибыль при его приобретении с последующей полной компенсацией вычета в течение срока службы этого оборудования;

       налоговые скидки — вычет из налога на прибыль  с последующим уменьшением суммы  амортизации, относимой на издержки в течение срока службы активов, находящихся на контроле в налоговых  органах;

       налоговые субсидии — прямые вычеты из налоговых  выплат или налоговой базы при  дальнейшем обычном списании стоимости  оборудования.

В качестве примеров можно привести инвестиционный налоговый кредит в США, существовавший в 60—70-е гг. (7—10% стоимости нового оборудования); налоговые субсидии в Великобритании, по которым разрешалось  уменьшать прибыль путем вычета 20% стоимости нового оборудования из величины валового дохода.

       Формы налоговых инвестиционных льгот, устанавливаемых  каждый раз в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями  и задачами промышленной политики этих стран. Следует подчеркнуть, что  эти льготы могут сильно различаться  применительно к специфике местных  условий, определяющих необходимость  изыскания средств для развития инфраструктуры, осуществления программ развития, в особенности депрессивных районов, создания рабочих мест, развития образования, здравоохранения, привлечения  или, наоборот, рассредоточения капитала и т.д.

       К основным льготам такого рода следует  также отнести освобождение от налогов (федеральных или местных) на срок до 10 лет для фирм, зарегистрированных и действующих в депрессивных или районах со сложными природно-климатическими условиями, что характерно для севера Канады.

       Инвестиционную  политику развитых стран в последние  годы определяли также поиски и реализация новых рыночных структурных и  технологических преобразований для  удовлетворения возникающих новых  общественных потребностей.

       К настоящему времени определились основные экономические и структурные  направления совершенствования  экономики развитых стран на базе современного научно-технического прогресса, заключающиеся в приоритетности потребления, развития наукоемких и  высокотехнологичных производств  и сферы обслуживания, связанной  как с потреблением, так и производством. Особенность капиталонакопления в текущем периоде для стран с развитой рыночной экономикой в структурном плане заключается в относительном сокращении капитальных вложений в материальное производство и относительном увеличении их в сферу услуг, что способствует процессу снижения удельных потребностей в капитале на единицу продукции экономики в целом.

       В качестве регулирующего инструмента  в развитых странах выступает  также государственный инвестиционный заказ, к которому правительства  этих стран прибегают в следующих  случаях:

         когда обнаруживаются расхождения  между интересами компаний, частного  капитала и общегосударственными  интересами;

         когда предприниматели и владельцы  капитала не очень заинтересованы  экономически в решении общегосударственных  проблем;

         когда правительство или местные  органы власти сами видят необходимость  в периоды кризисов и спадов  поддержать занятость отдельных  фирм и корпораций;

         для нейтрализации экономических  и социальных негативных последствий  рыночных отношений в инвестиционной  сфере;

         для формирования приоритетности  инвестиционных вложений с точки  зрения общегосударственных или  региональных интересов;

         для быстрой ликвидации дефицитов  отдельных материалов и готовой  продукции, возникающих от конъюнктурных  рыночных перекосов;

         для предотвращения срывов выполнения  внешнеэкономических государственных  обязательств.

       Главными  объектами регулирования в странах  с развитой рыночной экономикой являются механизмы:

       а) принятия конкретных инвестиционных решений, б) выработки приоритетов капиталовложений и в) перелива капитала из менее эффективных  в более эффективные и передовые  отрасли.

       Важнейшая особенность капиталонакопления в  развитых странах заключается в  том, что принятие и реализация инвестиционных решений осуществляются на внебюджетной (частной) и возвратной основе, что  связано со строгой ответственностью за эффективность их реализации и  расходования на всех уровнях. Вместе с тем в этих странах четко  выделяются три важнейших уровня принятия инвестиционных решений, что  непосредственно связано с существованием трех основных форм владения капиталом  или держателей капитальных средств: частного капитала; государства и  государственных предприятий центрального (федерального) уровня и местного (штатного, муниципального) уровня. Эта довольно сложная совокупность субъектов  инвестиционного процесса действует  в тщательно разработанной системе  частноправовых отношений, охватываемых как общими началами торгового или  коммерческого права (хозяйственными кодексами), так и банковским, страховым, биржевым, институциональным и другими  специальными отраслями частного права.

       Общими  принципами регулирования инвестиционного  процесса в странах с развитой экономикой являются: неприкосновенность капитала и частной собственности (санкции только по решению суда и в рамках закона); строгая возвратность и возмездность банковских кредитно-заемных  средств и операций; государственные  и частные (страховые) гарантии капитала и частной собственности; высокий  уровень разработанности институционального права, регулирующего создание и  деятельность различных юридических  форм существования капитала и частной  собственности в виде акционерных  обществ или корпораций, компаний с ограниченной ответственностью, различных  форм партнерств (товариществ), индивидуальных фирм; товарных и фондовых бирж; форм собственности на землю и недвижимость; договоров сдачи в аренду, в лизинг, в заклад, ипотеку и т.д.

Информация о работе Основные методы регулирования инвестиционной деятельности в развитых странах