Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1-2
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и функции коммерческого банка…………………………………...3-5
1.2. Особенности банковской системы в России.. ....………………………….....5-8
1.3. Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке………………9-10
1.4. Устойчивость коммерческого банка и управление ею…………………….11-17
2. Практическая часть………………………………………………………….18-28
Заключение………………………………………………………………………..29-30
Список литературы………………………...…………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

фин.менеджмент.docx

— 103.92 Кб (Скачать документ)

б) небанковские кредитные организации, могущие  осуществлять лишь отдельные банковские операции. Законодательство проводит строгую линию на четкое разграничение  банковских и небанковских кредитных  организаций. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

          Преобладают среди кредитных организаций  коммерческие  банки. У них прослеживаются два направления деятельности.

          Первое из них - банковские операции,  исчерпывающий  перечень которых приведен в законе. Это привлечение  денежных   средств физических и юридических лиц во  вклады   (до   востребования и на определенный срок); размещение       этих      привлеченных средств  от  своего  имени  и  за свой счет; открытие и ведение банковских   счетов  физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических       и        юридических лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их  банковским счетам; инкассация   денежных  средств, векселей,  платежных  и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических   лиц;   купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных  металлов;  выдача банковских гарантий. Среди них надлежит особо выделить межбанковские операции. Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать  друг   у   друга   средства в  форме  вкладов  (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные    лицензиями, выданными Банком России.

        Второе  направление -  совершение банковских сделок.  Это, например,  выдача   поручительств  за третьих   лиц,  предусматривающих    исполнение    обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц -исполнения  обязательств   в  денежной   форме;   доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими   лицами;  представление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. Исчерпывающего   перечня   подобных сделок закон не содержит. Кредитная организация вправе осуществлять любые сделки в соответствии    с   законодательством Российской Федерации. Как свидетельствует практика, в т, ч. мировая, . кредитные   организации способны предложить своим клиентам до 200 видов банковских услуг.

            Вместе с тем российским законодательством      установлен прямой запрет на три вида деятельности - производственную, торговую, страховую. Запрещена кредитным организациям также монополистическая деятельность, в частности заключение соглашений и осуществление согласованных действий, направленных на монополизацию .рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Кредитная организация  не имеет права в одностороннем  порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом или договором с клиентом. Кредиты, предоставляемые банком, могут  обеспечиваться залогом недвижимого  и движимого имущества, в т. ч. государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными  способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

        Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности. На денежные средства и иные ценности юридических или физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. Взыскание на указанные ценности может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а их конфискация произведена лишь на основании вступившего в законную силу приговора суда. Второй путь касается особых мер защиты вкладов (денежных средств в рублях или иностранной валюте), размещаемых физическими лицами для хранения и получения дохода в денежной форме в виде процентов. Вклады могут принимать не все кредитные организации, а только банки, имеющие такое право в соответствии с особой лицензией, выдаваемой Банком России.

        Право на получение лицензии возникает лишь у банков, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, т. е. у имеющих уже опыт банковской деятельности. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором, т. е. банк обязан заключить его с каждым, кто к нему обратится, и не вправе оказывать преимущество одном улицу перед другими. При этом по вкладам до востребования (выдаются по первому требованию вкладчика) в договоре может быть предусмотрен запрет банку односторонне, без согласия вкладчика уменьшать размер процентов, выплачиваемых на вклад. Что касается срочных вкладов (возвращаются по истечении определенного договором срока), то определенный договором размер процентов на вклад не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом.[12]

    1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке.

 

 

 Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного  продукта, его формированием и  размещением в соответствии с  целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются:

  • разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.);
  • банковский маркетинг;
  • управление активами и пассивами банка;
  • управление ликвидностью и доходностью;
  • управление собственным капиталом;
  • управление кредитным портфелем;
  • управление банковскими рисками (риск-менеджмент).

 

       Особенностью финансового  менеджмента является отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела. [15]       

Объектом  деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка  и управления потоками денежных средств  банковской клиентуры.       

Предмет деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке  заключается в следующем:

  • в разработке и использовании систем и методик рационального планирования;
  • в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

 

       Цель финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических  систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка  и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли  при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.[13]        

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система  управления, состоит из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;
  • управляющей, или субъекта управления.

 

       Основной объект управления в финансовом менеджменте  в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом  обороте коммерческого банка  с помощью финансовых операций.       

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных  форм управленческого воздействия  осуществляют целенаправленное функционирование объекта.       

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры  совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через  субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая  сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В  процессе финансового менеджмента, в соответствии с объектом, предметом  и целью его деятельности, денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка, и за счет этого создается добавленная  стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

       Таким образом, под содержанием банковского менеджмента понимают управление банком, направленное на выбор оптимального способа получения наивысших экономических результатов с использованием классического инструментария менеджмента — планирования, анализа, регулирования, контроля. В свою очередь “сфера банковского менеджмента” подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент, или управление финансами, в значительной степени основывается на управлении банковскими рисками.       

Основная  задача управления финансами состоит  в том, чтобы через комплексное  управление активами и пассивами  максимизировать стоимость банка, которая характеризуется прибыльностью  и степенью риска проводимых банком операций.[14]

 

 

 

 

 

1.4. Устойчивость коммерческого  банка и управление ею.

Для обобщения  характеристики категории "устойчивость коммерческого банка" рассматривают  структурные составляющие ее общеэкономического содержания.

 

1 Капитальная  устойчивость - определяется размерами собственного капитала банка. Достаточная величина собственного капитала банка обеспечивает необходимый объем денежных ресурсов для удовлетворения требований о погашении банковских вкладов, резервов покрытия непредвиденных убытков и долгов, для финансирования развития банка, адекватных действий в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям.

 

2 Коммерческая  устойчивость - в основе лежит степень вхождения банка в инфраструктуру рыночных отношений: степень и прочность связей во взаимоотношениях с государством, участие в межбанковских отношениях, системообразующая значимость для банковской сферы экономики в целом, контроль значительной доли финансовых потоков в стране, качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, теснота связи денежного капитала банка с рынком реальных капиталов, социальная значимость банка (сосредоточение высокой доли активов и частных вкладов под эгидой одного кредитного учреждения).

 

3. Функциональная устойчивость - зависит прежде всего от двух моментов:

а) специализации  банка на ограниченном круге услуг, которая позволяет более эффективно управлять выбранным ассортиментом  банковских продуктов;

б) расширения функций, или универсализации банка, предпосылкой которой является представление  о том, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор  своих потребностей в банковских продуктах в одном банке.

При этом каждый из этих моментов имеет свои преимущества и недостатки. Так, специализация  ставит банк в тесную зависимость  от изменения рыночной конъюнктуры, исключая возможность диверсификации его деятельности. Универсализация  же позволяет диверсифицировать  структуру привлечения денежных ресурсов и не зависеть от одного, пусть  крупного, клиента. Однако расширение объема и диапазона предоставляемых  услуг может привести к чрезмерному  усложнению организации и управления банком ив результате к потере чувствительности к потребностям рыночной среды, к  ослаблению устойчивости и конкурентоспособности.

4. Организационно-структурная устойчивость банка и управление ею должны соответствовать основополагающей функции деятельности банка и конкретному ассортименту банковских продуктов и услуг, посредством реализации и выполнения которых банк обеспечивает осуществление своей стратегии или выполнение возложенной на себя миссии. Важнейшим параметром организационно-структурной устойчивости банка является функционально-технологическая документация, регламентирующая его деятельность в рамках организационной структуры и выполняемых им специфических банковских функций. [16]

 

5. Финансовая устойчивость Традиционно оценка финансовой устойчивости банка предполагает использование определенного набора показателей, которые в нашем случае могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Показатели  достаточности капитала;

2. Показатели  ликвидности;

Информация о работе Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке