Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1-2
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и функции коммерческого банка…………………………………...3-5
1.2. Особенности банковской системы в России.. ....………………………….....5-8
1.3. Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке………………9-10
1.4. Устойчивость коммерческого банка и управление ею…………………….11-17
2. Практическая часть………………………………………………………….18-28
Заключение………………………………………………………………………..29-30
Список литературы………………………...…………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

фин.менеджмент.docx

— 103.92 Кб (Скачать документ)

3. Показатели, характеризующие качество пассивов;

4. Показатели, характеризующие качество активов;

5. Показатели  прибыльности. [11]

На практике для оценки данных показателей применяется  достаточно большое количество коэффициентов. Поэтому возникает задача выбора из существующего множества коэффициентов  только тех, которые оказывают наибольшее влияние на финансовую устойчивость банка. Представленные в таблице 1. коэффициенты являются наиболее показательными. [3]

Таблица 1. Система показателей, используемых при оценке финансовой устойчивости коммерческих банков

Показатели

устойчивости

Коэффициенты,

нормативы

Порядок расчета коэффициентов, нормативов,

Рекомендуемое значение коэффициентов, нормативов

Достаточность капитала

1.1. Коэффициент достаточности капитала

(Капитал/Активы, взвешенные с учетом  риска)*100%

10%

Качество пассивов

2.1. Коэффициент клиентской базы

((Вклады граждан+Средства юридических лиц)/общий объем привлеченных средств)*100%

80%

2.2. Коэффициент стабильности ресурсной  базы

((Суммарные обязательства-Обязательства  востребования)/суммарные обязательства)*100%

70%

Качество активов

3.1. Коэффициент эффективности использования  активов

(Активы, приносящие доход/суммарные  активы)*100%

65%

3.2. Коэффициент агрессивности кредитной  политики

(Ссудная задолженность/привлеченные  ресурсы банка)*100%

65%

3.3. Коэффициент качества ссудной  задолженности

((Ссудная задолженность-расчетный РВПС)/ссудная задолженность)*100%

99%

Ликвидность

4.1. Норматив мгновенной ликвидности

(Высоколиквидные активы/обязательства  до востребования)*100%

20%

4.2. Норматив текущей ликвидности

(Ликвидные активы/обязательства  до востребования и на срок  до 30 дней)*100%

70%

4.3. Норматив общей ликвидности

(ликвидные активы/(общая сумма  активов - обязательные резервы))*100%

20%

Прибыльность

5.1. Коэффициент рентабельности активов

(Прибыль/совокупные активы)*100%

5%

5.2. Коэффициент рентабельности капитала

(прибыль/капитал)*100%

10%


 

Воздействие внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на устойчивость коммерческого банка независимо от его размера, можно определить с помощью конкретных мер.

1) Построение собственной или  клиринговой расчетной системы, обеспечивающей расчеты между клиентами банка с использованием долговых обязательств (векселей, чеков), эмитируемых банком, или осуществление эмиссии долговых обязательств клиентов под контролем банка. Объективными предпосылками для действия выбранной системы являются: жесткая финансовая политика государства, направленная исключительно на подавление инфляции и инфляционных ожиданий; дефицит денежной массы и финансового капитала; передел рынка банковской клиентуры. Потенциальные результаты решение проблем взаимных неплатежей клиентов, повышение финансовой устойчивости банка и клиентов, обеспечение притока дополнительных денежных ресурсов в банк, повышение функциональной устойчивости банка.

2) Участие банка в государственных  и региональных программах федеральных  властей. Объективные предпосылки: дефицит федерального бюджета и исполнение законодательства о федеральном бюджете; невыполнение планов по сбору налогов и невозможность изменения такой ситуации без кардинальной реформы налоговой системы страны и структурной перестройки экономики; потенциальное исполнение государством своих обязательств по выданным гарантиям. Потенциальными результатами работы данной системы мер явится выполнение расходной части государственного бюджета без дополнительной (относительно меньшей по объемам) денежной эмиссии, улучшение имиджа банка, повышение его финансовой и коммерческой устойчивости; включение в деловой оборот банка новой банковской клиентуры в рамках государственных программ; обеспечение притока дополнительных денежных ресурсов в банк.

3) Реализация валютной политики банка - ориентация на потребности клиентов с минимальным участием банка в спекулятивных валютных операциях собственными средствами. К объективным предпосылкам реализации этого направления прежде всего следует отнести Заявление ЦБР об официальном обменном курсе рубля от 16 мая 1996 г., которое позволяет ему поставить в зависимость от собственных интересов оценку валютных ценностей и валютных контрактов, регулировать валютные резервы и дефицит госбюджета путем установления курса на любом уровне в пределах оговоренного размаха коридора курса рубля, осуществлять продажу валютных резервов по курсу в собственных интересах без учета совокупных валютных позиций коммерческих банков. Потенциальными результатами действия должно стать снижение рисков при осуществлении спекулятивных валютных операций и регулировании валютных позиций банка, повышение финансовой ифункциональной его устойчивости.

4) Осуществление внешнеэкономических  связей посредством функционирования  отделений и филиалов за рубежом.  Объективными предпосылками реализации можно назвать тот факт, что возможности перелива денежных капиталов между отраслями промышленности исчерпаны, дальнейшее изменение структуры экономики эволюционным путем (избавление от слабых предприятий) завершено; без оставшихся предприятий государство просто не сможет существовать. Потенциальными результатами явится снижение риска кредитно-инвестиционной политики банка, повышение его финансовой устойчивости. [10]

5) Построение клиентской отраслевой (не территориально-отраслевой) и  проблемно-ориентированной политики финансового менеджмента клиента. Потенциальными результатами явится снижение риска привлечения слабых клиентов, которые по своей деловой направленности не в состоянии обеспечить конкурентоспособное существование и будут находиться в состоянии постоянных должников перед бюджетами различных 
уровней; повышение функциональной, коммерческой, организационно-структурной и финансовой устойчивости коммерческого банка.

6) Развитие филиальной  политики банка и финансовый  менеджмент клиента предполагает  ориентацию на потребности клиентов, но не на потребности территорий.

К объективным  предпосылкам относится, прежде всего, факт выделения среди клиентов, ориентируемых  на внутренние рынки отдельных групп  предприятий, имеющих шансы собственного развития в перспективе:

  • продукция которых необходима для предприятий-экспортеров; перспективы их развития зависят от развития российского экспорта;
  • которые в силу своего монопольного положения пользуются и будут продолжать пользоваться поддержкой федеральных и региональных властей (возможно сочетание территориальных и отраслевых интересов банка при развитии филиальной сети);
  • производящие потребительские товары и обеспечивающие потребности покупателей со средним достатком, которые не могут покупать дорогие импортные товары;
  • которые можно условно назвать "псевдоиностранцами", контроль над которыми установили иностранные компании, осуществляющие экспорт своей продукции и в Россию (определяется ситуацией, когда по некоторым видам продукции масштабы поставок достигли такого уровня, что в силу налоговых и транспортных факторов выгоднее стало организовать производство аналогичной продукции в стране).

Потенциальные результаты: целевое использование  инвестиционных ресурсов банка без  их отвлечения в непроизводительный оборот; повышение функциональной, коммерческой, организационно-структурной  и финансовой устойчивости банка.

7) Установление корреспондентских  отношений банка предполагает открытие счетов "ностро" в разрезе потребностей клиентов без сплошного охвата корреспондентской сетью все банковской системы России. Прекращение практики овердрафта в корреспондентских отношениях с другими отечественными банками. Объективные предпосылки: завершение экстенсивного развития банковской системы России и ее количественное сжатие. Потенциальные результаты: разрешение риска потери денежных средств банка, повышение функциональной и финансовой устойчивости банка.[9]

 

        С целью повышения устойчивости кредитной организации и управления ею банк должен стать многопрофильным и широкоуниверсальным. Для этого ему необходимо:

а) переориентировать  свою организационную структуру  на макропотребности клиента и сегментировать их;

б) перестроить  функциональную организацию собственного банковского бизнеса для управления производственными процессами в  банке;

в) наладить информационно-аналитическое  обеспечение всеобъемлющей базы данных о клиентах.

Организационная структура банка, ориентирующегося на клиента, может быть перестроена  в несколько этапов, которые включают в себя сегментирование рынка  банковских операций; ориентацию организационных  структур банка на новые сегменты; реализацию баланса интересов между  организационными структурами банка  в разработке банковских продуктов  и услуг собственными силами; решение  вопроса использования чужих  продуктов и услуг.

При проведении сегментирования рынка банковских операций, банки, как правило, ориентируются  на уже сложившуюся собственную  организационную и функциональную структуру, которая позволяет осуществлять ориентацию банка по схеме банковский продукт - регион. Тем самым банк ограничивает себя в ориентации на потребности рынка, а значит подрывает собственную устойчивость, так как происходит занижение собственных возможностей потребностями региона и банковскими продуктами, с которыми кредитное учреждение выходит на конкретное административно-территориальное образование. Дополнительным фактором ограничения ассортимента банковских продуктов и услуг является неравномерность экономического развития регионов России. Для наиболее развитых в экономическом и инфраструктурном отношении территориальных образованиях становится неизбежной банковская конкуренция, которая включает в себя ценовые и неценовые аспекты. Результатом является потеря банком функциональной и коммерческой, а как следствие, и капитальной и финансовой устойчивости.

Принципиальное  изменение ориентации банка на внешний  фактор, т.е. на клиента возможно только посредством эффективного банковского  менеджмента, призванного обеспечивать его устойчивую деятельность.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть.

 

Таблица 2. Поток реальных денег от инвестиционной деятельности, млн. руб.

Наименование показателя

Значение показателя по годам

0

1

  1. Земля
  2. Здания и сооружения
  3. Машины и оборудование
  4. Затраты на проектирование
  5. Нематериальные активы

Итого вложений в основной капитал

Прирост оборотного капитала

ВСЕГО инвестиций

-

7,1

5

1,0

-

13,1

-

13,1

-

-

8,9

-

0,5

9,4

1,5

10,9


 

Рис. 2. Динамика инвестиций.

Рис. 3. Структура инвестиций.

Таким образом, для реализации проекта необходимо привлечь 24 млн. руб., из которых 22,5 млн. – вложения в основной капитал, а 1,5 – в оборотный. Источником финансирования данных инвестиций является долгосрочный кредит, который привлекается в 0-м  году на следующих условиях:

    • процентная ставка за кредит – 30% годовых;
    • начало выплаты кредита – год ввода установки в эксплуатацию (т.е. с 3-го года с момента осуществления инвестиций);
    • сумма кредита выплачивается равными частями в течение 5 лет (с 3-го по 7-й годы);
    • проценты за кредит начисляются ежегодно, исходя из оставшейся в конкретном году суммы кредита.
    • Долгосрочный кредит был взят в 0-м периоде, значит до 2-го года сумма долга составит 40 560 000 руб. Именно эту сумму в течение 5 лет нужно будет погашать. При этом сумма основного долга должна быть одинаковой. Разработаем план погашения кредита. Все данные представлены в таблице 3.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке