Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли в финансовой системе общества.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
• показать роль государственного бюджета, его структуру и основные макроэкономические функции;
• рассмотреть причины, порождающие дефицит и профицит;
• рассмотреть теоретические концепции балансирования бюджета;
• изучить и проанализировать его особенности в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Сущность государственного бюджета. Основные функции. 4
Профицит и дефицит бюджета 9
Балансирование государственного бюджета 14
Глава 2. Особенности государственного бюджета Российской федерации 16
Почему изменения в бюджете происходят так часто 26
Заключение 28
Список литературы 29
2007 г. | Первая бюджетная трехлетка | |||
(закон) | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Расходы - всего | ||||
млрд. руб. | 5463,9 | 6500,3 | 7361,9 | 7998,7 |
темп роста,% к 2007 г. | 100,0 | 119,0 | 134,7 | 146,4 |
Общегосударственные вопросы | ||||
млрд. руб. | 808,2 | 896,4 | 974,3 | 1032,4 |
% к расходам всего | 15,0 | 13,8 | 13,2 | 12,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 110,9 | 120,6 | 127,7 |
Национальная оборона | ||||
млрд. руб. | 822,0 | 957,9 | 1057,8 | 1191,2 |
% к расходам всего | 15,0 | 14,7 | 14,4 | 14,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,5 | 128,7 | 144,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | ||||
млрд. руб. | 662,9 | 769,1 | 923,7 | 1000,4 |
% к расходам всего | 12,1 | 11,8 | 12,5 | 12,5 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,0 | 139,3 | 150,9 |
Национальная экономика | ||||
млрд. руб. | 497,2 | 672,8 | 753,5 | 508,5 |
% к расходам всего | 9,1 | 10,4 | 10,2 | 6,4 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 135,3 | 151,5 | 102,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
млрд. руб. | 53,0 | 56,5 | 79,2 | 71,0 |
% к расходам всего | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 106,6 | 149,4 | 134,0 |
Охрана окружающей среды | ||||
млрд. руб. | 8,1 | 9,4 | 10,3 | 11,0 |
% к расходам всего | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 116,0 | 127,2 | 135,8 |
Образование | ||||
млрд. руб. | 277,9 | 310,0 | 312,3 | 341,2 |
% к расходам всего | 5,1 | 4,8 | 4,2 | 4,3 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 111,6 | 112,4 | 122,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | ||||
млрд. руб. | 67,8 | 78,1 | 66,9 | 64,4 |
% к расходам всего | 1,2 | 1,2 | 0,9 | 0,8 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 115,2 | 98,7 | 95,0 |
Здравоохранение и спорт | ||||
млрд. руб. | 206,4 | 211,8 | 229,2 | 269,4 |
% к расходам всего | 3,8 | 3,3 | 3,1 | 3,4 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 102,6 | 111,0 | 130,5 |
Социальная политика | ||||
млрд. руб. | 215,6 | 257,1 | 340,0 | 375,2 |
% к расходам всего | 3,9 | 4,2 | 4,6 | 4,7 |
темп роста,% к 2007 г | 100,0 | 157,7 | 157,7 | 130,5 |
Предусмотрено сокращение с 4,4 до 3,85% расходов на здравоохранение и спорт, с 3,9 до 3,22% - расходов на социальную политику. Социальная сфера в целом при высоком уровне инфляции будет финансироваться хуже, чем на "старте" трехлетки. А значит о увеличение пенсий и уровня минимального размера оплаты труда вспоминать не стоит.
Активное использование новых наукоемких технологий предполагает рост расходов на финансирование национальной экономики при повышении эффективности бюджетных расходов. Однако в бюджете на 2008-2010 гг. по сравнению со "стартовым" 2007 г. предусматривалось сначала увеличение этой доли с 9,1 до 10,2% в 2009 г., а затем - снижение до 6,4% в 2010 г.
Судя по тому, что в бюджете не 2009 г. и на период до 2011 г. расходы на национальную экономику скорректированы и составят 13,4% (2009 г); 13,1% (2010 г); 14,4% (2011 г), можно отметить улучшение ситуации.
В новом принятом федеральном бюджете на 2010-2012 гг. депутаты пересмотрели некоторые первоначальные цифры расходных статей. За счет кредитных ресурсов выделено 10 миллиардов рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание региональных автомобильных дорог, а также увеличен до 5 лет срок погашения этих кредитов. Также 10 миллиардов рублей дополнительно пойдет на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения - за счет экономии зарезервированных средств на уплату налога на имущество и земельного налога по итогам исполнения бюджета за 1 квартал 2010 года. Пять миллиардов добавлено к уже запланированным 10 миллиардам рублей на поддержку моногородов. Кроме того, выделено 700 миллионов рублей на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов и 300 миллионов - на приобретение оборудования для школьных бассейнов. Сверхплановую добавку из бюджета получит сельское хозяйство. За счет антикризисного фонда будет профинансировано обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, не вставших на учет до 1 марта 2005 года. Нашлись деньги на господдержку талантливой молодежи, на мероприятия по улучшению социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и работникам прокуратуры.
Несмотря на некоторые потери, обусловленные последствиями финансового кризиса, бюджет 2010 года получился социально направленным. В главном финансовом документе страны на 2010-2012гг. нашли отражение стратегические задачи - полное финансирование социальных программ, развитие инновационной экономики и транспортной инфраструктуры.
Резкое
сокращение доли расходов на национальную
оборону в общем объеме расходов
бюджета в бюджетной трехлетке (с 9,7% в
2009 г. до 8,5% в 2011 г) по сравнению с бюджетом
на 2008-2010 гг. (14,7% в 2008 г., 14,9% в 2010 г). наблюдается
перераспределение средств в пользу других
силовых ведомств за счет относительного
сокращения расходов на оборону. В бюджете
на 2009-2011 гг. более масштабно будут финансироваться
расходы на национальную безопасность
и правоохранительную деятельность (9,5;
9,4; 9,3%). В бюджете на 2008-2010 гг. они предусматривались
на уровне 11,8-12,5% к общему объему расходов.
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.
(в млрд. руб)
Расходы по функциональной классификации | Принятый закон о бюджете | ||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Расходы - всего | 7943,0 | 8888,3 | 9546,6 |
Общегосударственные вопросы | 1143,7 | 1172,3 | 1135,4 |
% к расходам всего | 14,4 | 13,2 | 11,9 |
Национальная оборона | 712,6 | 734,9 | 806,9 |
% к расходам всего | 9,7 | 8,3 | 8,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 756,3 | 833,6 | 888,7 |
% к расходам всего | 9,5 | 9,4 | 9,3 |
Национальная экономика | 1063,7 | 1165,8 | 1371,5 |
% к расходам всего | 13,4 | 13,1 | 14,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 81,0 | 82,2 | 79,4 |
% к расходам всего | 1,02 | 0,92 | 0,83 |
Охрана окружающей среды | 13,8 | 14,7 | 15,05 |
% к расходам всего | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Образование | 410,4 | 448,5 | 465,4 |
% к расходам всего | 5,2 | 5,00 | 4,87 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 114,1 | 114,1 | 114,3 |
% к расходам всего | 1,44 | 1,28 | 1,2 |
Здравоохранение и спорт | 349,9 | 365,8 | 367,5 |
% к расходам всего | 4,4 | 4,1 | 3,85 |
Социальная политика | 310,2 | 338,6 | 307,9 |
% к расходам всего | 3,9 | 3,81 | 3,22 |
В текущем году впервые за последние несколько лет бюджет остался без профицита. Уже в новой бюджетной трехлетке о нем не говорится ни слова. Дефицит составит порядка 3 триллионов рублей. Более того, бюджет будет сводиться с дефицитом на протяжении как минимум трех лет. Тем не менее власти не только не идут на сокращение расходов, но и увеличивают их.
Падение нефтяных цен на мировых рынках привело к тому, что федеральный бюджет недополучит 2,7 триллиона рублей доходов. Кризис внутри страны снизит доходную часть почти на 4 триллиона рублей. Накопленные в прежние благоприятные годы нефтедоллары поменяют русло и из Резервного фонда потекут в бюджет на восполнение дефицита.
Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Планируя бюджет на три года, не стоит забывать, что изменения на внешнем и внутреннем рынке страны происходят постоянно. Состояние платежного баланса, курс, цена на энергоносители, доходы домашних хозяйств, объемы инвестиций, экспорт, импорт и еще сотни показателей участвуют в расчетах параметров бюджета. Это на макроуровне.
А на микроуровне происходит работа администраторов доходов по оценке доходного потенциала почти каждого отдельного плательщика, а также различных ведомств по определению уровня расходов, в том числе по пособиям, и иным выплатам граждан.
Естественно,
что изменение любой
Вторая причина - это принятие законов и других нормативных актов, которые оказывают влияние на параметры бюджета. Например, если правительство посчитает возможным в силу улучшения ситуации с доходами бюджета проиндексировать заработную плату, оно сначала придет в парламент с предложением внести соответствующие изменения. Такая процедура дает возможность публично обсуждать бюджетные проблемы.
Бюджет по расходам считается по очень простому принципу. Берутся все принятые решения: законы, программы, договоры и т.п., и просчитывается, сколько на исполнение вытекающих из них расходных обязательств нужно денег. Если доходов не хватает, и нет согласия по повышению налогов, то просчитывается, сколько можно занять на финансовом рынке. Если для всех обязательств не хватает ни налогов, ни денег на рынке (или они очень дороги), то все возвращается в исходную позицию и опять проверяются расходы. От чего можно отказаться, что можно отложить или исполнение растянуть во времени. И так в правительстве несколько раз делаются такие, можно сказать, "обороты", пока не найдется приемлемый сбалансированный компромисс. И главное в этом компромиссе - это создание условий для обязательного исполнения расходных обязательств. Можно, конечно, более оптимистично просчитать доходы и принимать с учетом того, что доходов будет больше, еще какие-нибудь программы. Но что делать, если оптимизм не оправдывается?
Поэтому
хотелось бы, чтобы в ходе исполнения
бюджета изменений было бы меньше,
а те доходы, которые возможно получат
от увеличения цены на энергоресурсы,
будут пущены на снижение дефицита. Эта
задача красной нитью прошла во всех документах
правительства, сопровождающих законопроект
"О федеральном бюджете на 2010 год и плановый
период 2011 и 2012 годов".
Данная работа доказала актуальность поставленного вопроса. Бюджет является основным средством реализации финансовых функций государства, главным инструментом государственного регулирования экономики. Он напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.
Была достигнута цель исследования: рассмотрен государственный бюджет и его роль в финансовой системе общества.
В рамках поставленной цели были рассмотрены:
Информация о работе Особенности государственного бюджета Российской Федерации