Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:11, курсовая работа
Изучение принципов менеджмента качества в наше время, как и в любое другое, несомненно, является крайне актуальным и вопрос о них традиционно широко обсуждается представителями науки менеджмента, поскольку изучение основополагающих идей позволяет не только более глубоко познать теоретические основы менеджмента качества как такового, но и эффективно применять их в деятельности предприятия (организации).
Эти 14 принципов образуют основу Всеобщего управления качеством. Они являются лекарством от 5 смертельных болезней, которые могут уничтожить компанию.
Существует 5 смертельных болезней, которые должны быть ликвидированы в организации для успешной реализации TQM. Если не ликвидировать эти 5 смертельных болезней, они могут не только воспрепятствовать применению TQM, но и постепенно уничтожить организацию. Вот эти 5 смертельных болезней:
Управление только главной линией. Организация, которая заботится только о главной линии развития и управляет исключительно цифрами, обречена на провал. Управление — это тяжелая работа; менеджер, который полагается только на цифры, упрощает свою задачу. Менеджеры должны знать процесс, быть вовлечены в него, понимать источники возникновения проблем и давать примеры их решения своим подчиненным.
Оценка деятельности на основе системы количественных показателей. Оценка, использующая систему количественных показателей, отчеты, рейтинги или ежегодные обзоры достижений, иногда приводит к классификации, вынужденным квотам и другим ранжирам, вызывающим нездоровую конкуренцию, нарушающим командную работу в пределах организации. Вместо использования таких систем, менеджерам следует лично комментировать индивидуальную работу сотрудников, чтобы помочь им улучшить ее.
Акцент
на получении краткосрочных выгод.
Если работник в прошлом имел опыт
получения быстрых прибылей, он будет
стараться и дальше работать в
этом же ключе. Руководство же должно
убедить сотрудников, что организации
следует отдать предпочтение длительному
и стабильному росту и
Отсутствие
стратегии. Если в организации нет
никакой последовательности реализуемых
целей, работники организации будут
чувствовать неуверенность в
возможности своего постоянного
профессионального и карьерного
роста. Организация должна иметь
постоянно реализуемый
Текучесть
кадров. Если в организации наблюдается
высокая текучесть кадров, это
указывает на серьезные проблемы.
Ликвидация первых 4 смертельных болезней
может помочь преодолеть и эту. Руководство
должно принять меры, чтобы работники
почувствовали себя важной частью не
отчужденной организации, а единой
команды.
Вовлечение
работников
Это одно из ключевых положение TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Почему же этот принцип сейчас так актуален? В наше время на рынке преобладающего большинства видов продукции очень большая конкуренция и для любой компании очень важно чтобы её продукция была более востребованной чем продукция конкурентов. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Люди
составляют сущность организации на
всех уровнях, и их полная вовлеченность,
способствует применению их способностей
на благо организации.
Применение этого принципа приводит к
следующим действиям персонала:
• принятие на себя задач и ответственности
за их решение;
• активный поиск возможностей усовершенствования;
• активный поиск возможностей повышения
собственных квалификации, знаний и опыта;
• свободный обмен знаниями и опытом в
группах и коллективах;
• концентрация на создании ценностей
для потребителя;
• новаторство и творчество в дальнейшем
продвижении стратегических целей организации;
• имидж организации перед лицом потребителей,
местных
обществ и общества в целом;
• получение удовольствия от своей работы;
• гордость и удовлетворение быть частью
организации.
Полезные применения данного принципа
включают:
• при формулировании политики и стратегии
— персонал,
эффективно участвующий в усовершенствовании
политики и стратегии организации;
• при установлении целей и плановых показателей
— персонал, принимающий на себя задачи
и разделяющий ответственность за их решение;
• при управлении операциями — персонал,
вовлеченный в соответствующие усовершенствования
решений и процессов;
• при управлении людскими ресурсами
— персонал, в большей степени удовлетворенный
своей работой и активно вовлеченный в
собственный рост и развитие на благо
организации.
Руководству следует улучшать результативность и эффективность организации, в том числе систему менеджмента качества, через вовлечение работников и их поддержку.
В качестве помощи в достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие своих работников посредством:
- планирования
обеспечения постоянной
- определения ответственности и полномочий персонала;
- разработки
индивидуальных и групповых
- содействия
вовлечению работников при
- признания и вознаграждения;
- содействия
открытому, двустороннему
- постоянного
анализа потребностей своих
- создания
условий, поощряющих
- обеспечения эффективной групповой работы;
- информирования о предложениях и мнениях;
- использования
измерений степени
- выяснения
причин прихода работников в
организацию и их увольнения.
Реализация принципа вовлечения работников
Чем больше
люди, работающие в организации, действуют
во благо этой организации, тем более
светлые перспективы
Рост объёма ресурсов приводит к увеличению возможностей для гибких действий, силы воздействия на конкурентов, влияния не только на окружающую среду, но и на политическую ситуацию, возможностей лоббирования своих интересов. Всё это в целом положительные моменты для судьбы организации и успеха бизнеса.
Вместе
с тем, усложняется структура,
увеличивается число уровней
управления, растёт число управленцев,
быстро идёт процесс
Вот тут-то и появляется команда, чтобы соединить достоинства малой организации с преимуществами большой. При этом обычно используется такая организационная форма, как проект. Проект приходит в организацию либо извне, либо в результате какой-нибудь инициативы, одобренной руководством.
Типичный внешний проект - появление нового клиента.
Типичный внутренний проект - разработка и внедрение системы качества.
Во
всех случаях при
Первый
шаг к налаживанию отношений
в команде - это делегирование
полномочий. Уже давно замечено,
что решения и действия тем
эффективнее, чем ближе к источнику
информации расположен механизм принятия
решений. Делегирование полномочий
основано на доверии, а доверие - один
из самых важных элементов атмосферы,
предназначенной для
Вовлечённость
команды усиливается при
Новая задача в отношении персонала - это превращение наёмных работников в сотрудников. Наёмный труд существовал на протяжении многих веков. Почему же теперь он перестал нас устраивать? Изменение природы рынков заставляет нас менять отношения между людьми в бизнесе. Логика наёмного работника вполне ясна. Его главные интересы лежат за пределами организации. Он здесь работает просто потому, что не видит в данный момент другой возможности зарабатывать себе на жизнь. Отсюда следует, что на работе не стоит перетруждаться. Да и судьба организации ему безразлична. Сотрудник, в отличие от наёмного работника, разделяет культуру и ценности организации, он готов, если потребуется, разделить и её судьбу. Значит, надо стремиться к тому, чтобы индивидуальные цели каждого сотрудника совпадали с целями организации.
Сотрудников не имеет смысла наказывать ни при каких обстоятельствах. Поэтому следует провозгласить и неукоснительно выполнять принцип отказа от идеи наказания. Такой отказ изгоняет из организации страх, что развязывает инициативу и порождает энтузиазм.
Отказ
от наказаний не только
В команде каждый хорошо понимает свою роль и стремится играть её как можно лучше. Возникает непреодолимое желание учиться и чувство командной игры. Каждый может гордиться своей работой. В новом мире нет места такому привычному институту как профсоюзы. Если цели сотрудников совпадают с целями организации, то нет нужды в специальной прослойке, созданной для поиска компромиссов.
Конечно,
материальное стимулирование тоже важно.
Важным условием вовлечённости сотрудников
представляется отказ от фиксированных
окладов и связывание материального
стимулирования с коммерческими
результатами организации. При этом
исчезают как премии так и штрафы. В
таких условиях сотрудник не получает
от начальства оклад, а сам зарабатывает
себе на жизнь. Причём, зарабатывает интересным
творческим трудом, в процессе которого
"начальство" всячески помогает ему
в этом. И они оба получают от работы удовольствие.
Это - не социальная утопия. Это минимальные
условия для успешного ведения бизнеса.
А бизнес становится всё более социально
ориентированным, поскольку, чем жестче
рынок, тем важнее использовать интеллектуальный
потенциал всех сотрудников. Для этого
их надо раскрепостить и сделать соучастниками.
Примеры
наилучшей практики