Принципы формирования капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание

Изменилась и роль собственных средств в жизни предприятий. Теперь не на кого надеяться, кроме самих себя. Необходимо самим изыскивать средства на формирование производства, поддержание и расширение хозяйственной деятельности. Сразу встает много вопросов:
как привлечь средства при образовании предприятия;
куда их направить в первую очередь в начале деятельности;
как профинансировать свою текущую производственную деятельность;
какие источники и в каком объеме использовать при расширении производства.

Содержание

Введение .................................................................................................... 3
1. Принципы формирования капитала предприятия
1.1. Цель формирования капитала предприятия ............................... 5
1.2. Методы формирования капитала предприятия ......................... 6
1.3. Принципы формирования капитала предприятия ..................... 12
Заключение ................................................................................................ 15
Список использованных источников и литературы .............................. 16

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

  Введение .................................................................................................... 3
  1. Принципы формирования капитала предприятия  
       1.1. Цель формирования капитала предприятия ...............................       5
       1.2. Методы формирования капитала предприятия ......................... 6
       1.3. Принципы формирования капитала предприятия ..................... 12
  Заключение ................................................................................................ 15
  Список использованных источников и литературы .............................. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В течение примерно семидесяти лет в России, тогда еще СССР, не было другой формы собственности, кроме государственной. При этом все хозяйствующие субъекты вели свою производственную и хозяйственную деятельность на основе планов, смет и бюджетов, которые составлялись как самим предприятием, так и вышестоящими руководящими органами. Причем, утверждение плановых показателей производилось в органах государственной власти. Это привело к созданию единой общегосударственной сети распределения и перераспределения финансовых ресурсов и произведенных товаров и услуг. Вследствие общей «запланированности», предприятия заранее были осведомлены о тех финансовых ресурсах, которыми оно располагает в текущем и планируемом периодах: какие средства, когда, на какие цели будет произведено финансирование их деятельности государством. Поэтому о собственных финансовых ресурсах на предприятии мало задумывались, т.к. на различные производственные цели (заложенные в плане) финансирование будет произведено, непроизводственные операции можно провести за счет прибыли с одобрения вышестоящего руководства, а ту оставшуюся ее часть в конце года зачислят в доход государственного бюджета. Все это приводило к тому, что все, чем владеет и оперирует в своей деятельности предприятие, формировалось и финансировалось за счет государственного бюджета. Само же предприятие не было заинтересовано в самофинансировании своей деятельности. Роль собственных и заемных средств как бы объединялась государством.

     Но изменилось время, изменились и взаимоотношения предприятий с государством. Нет больше только одной формы собственности. Наряду с государственной образовалось много частных форм собственности, которые на данный момент не имеют никакой государственной поддержки, кроме отдельных государственных заказов для государственных нужд.

     Изменилась и роль собственных средств в жизни предприятий. Теперь не на кого надеяться, кроме самих себя. Необходимо самим изыскивать средства на формирование производства, поддержание и расширение хозяйственной деятельности. Сразу встает много вопросов:

  • как привлечь средства при образовании предприятия;
  • куда их направить в первую очередь в начале деятельности;
  • как профинансировать свою текущую производственную деятельность;
  • какие источники и в каком объеме использовать при расширении производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы формирования капитала предприятия

1.1. Цель формирования  капитала предприятия

     Основной целью формирования капитала предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования. Начальным этапом управления формированием капитала предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается различными методами.

Основной  целью формирования капитала предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования.

Начальным этапом управления формированием капитала предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Недостаточный объем формирования капитала на этом этапе существенно удлиняет период открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему неэффективному использованию активов предприятия, снижает норму доходности этого капитала. В связи с изложенным, определение общей потребности в капитале создаваемого предприятия носит характер оптимизационных ее расчетов. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла. 
 

1.2. Методы формирования  капитала предприятия

Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается  различными методами, основными из которых являются следующие.

  1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.

При использовании  этого метода следует учесть, что  еще до начала формирования активов  учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформлением учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле:

     Пк = Па + Прк,

Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Па - общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки его бизнес-плана;

Прк - предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

  1. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.

Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим методом осуществляется по следующим основным этапам:

    • На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.
    • На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.
    • На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.
    • На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.

Характеризуя  этот метод оптимизации общей  потребности в капитале следует  отметить определенную сложность его  использования в силу недостаточных  возможностей адекватного подбора  предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим объем необходимого капитала.

  1. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.

Использование данного метода расчета общей  потребности в капитале для создания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах, до разработки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов. Основными из таких факторов являются:

    • размер предприятия;
    • стадия жизненного цикла предприятия;
    • прогрессивность используемой технологии;
    • прогрессивность используемого оборудования;
    • степень физического износа оборудования;
    • уровень использования производственной мощности предприятия и ряд других.

   Поэтому более точную оценку потребности  в капитале для создания нового предприятия  при использовании этого метода расчета можно получить в том  случае, если для вычисления будет применен показатель капиталоемкости продукции на действующих предприятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).

     Для расчета общей потребности  в капитале при создании предприятия  используется 2 метода:

1). Прямой  метод расчета общей потребности в капитале. Он основан на расчете необходимой суммы активов, позволяющих предприятию начать хозяйственную деятельность, то есть общая сумма активов равна общей потребности в капитале.

2).  Косвенный  метод расчета общей потребности  в капитале. Основан на использовании такого показателя - капиталоемкость продукции – этот показатель дает представление о  том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной/реализованной продукции. Рассчитывается в разрезе отрасли либо подотрасли экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственный и заемный) на общий объем произведенной или реализованной продукции. Этот показатель применяется обычно на предварительных этапах разработки бизнес-плана.

При расчете  общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции используется формула:

   

Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Кп  -  капиталоемкость продукции (среднеотраслевой или аналоговый);

ОР - планируемый среднегодовой объем произведенной или реализуемой продукции;

ПРк - предстартовые и другие единовременные расходы предприятия,

связанные с созданием предприятия.

Преимуществом этого метода оптимизации общей  потребности в капитале создаваемого предприятия является то, что он автоматически задает показатели капиталоотдачи предприятия на стадии его функционирования.

В системе  управления формированием капитала создаваемого предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования.

Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.

При формировании структуры капитала создаваемого предприятия  рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования:

Полное  самофинансирование. Предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа» (unlevered), характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен.

Информация о работе Принципы формирования капитала предприятия