Принципы организации финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: рассмотрение и понятие главных принципов организации финансового менеджмента на предприятии. В работе определяются цели, содержание, функции финансового менеджмента, принципы его организации.
Основными задачами курсовой работы являются:
-изучение понятия финансовый менеджмент;
-рассмотрение основных целей финансового менеджмента на предприятии;
-изучение объектов и субъектов финансового менеджмента;
-применение основных элементов финансового механизма.

Содержание

Введение
Сущность и функции финансового менеджмента
Субъекты и объекты финансового управления
Финансовый механизм и его основные элементы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Танюхин.docx

— 50.69 Кб (Скачать документ)

❑ Бюджет как средство коoрдинации.

Бюджет представляет собой  выраженную в стоимостных показателях  программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количества выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

❑ Бюджет как основа для постановки задачи.

Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае cyществует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложении, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

❑ Бюджет как средства делегирования полномочий.

Одобрение руководством предприятия  бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на урoвне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

❑ Организация

Функция организаций в  финансовом менеджменте сводится к объединению люден, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норы, нормативов, методик и т.п.

Регулирование

Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонении от графиков, плановых заданий, установленных норы и нормативов.

❑ Стимулирование

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных е духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

❑ Координация

Координация в финансовом менеджменте -согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.[5]

Многие авторы связывают функции финансового менеджмента с функциями финансов. Важно отметить, что проявление функции финансов находят отражение в работе финансового менеджера.

B этом случае выделяют следующие функции финансового менеджмента:

❑ Первая функция проявляется в работе финансового менеджера через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств. При этом имеются в виду не только децентрализованные фонды в отрасли, но и централизованные фонды государства, в том числе федеральный и нижестоящие бюджеты и фонды кредитных ресурсов государственных и негосударственных структур.  Именно полная и своевременная мобилизация ресурсов в определенные фонды денежных средств составляет первостепенную задачу всех звеньев финансово —кредитной системы и в особенности ее базового звена —службы финансового менеджера предприятия. Необходимость своевременного поступления доходов диктуется одним из главных принципов финансового менеджмента : «время —деньги» и связана с возникающими на практике платежными «пиками», цепочками неплатежей, их негативными последствиями.[б] ❑ Вторая функция —осуществление расходов, или распределительная, - проявляется в масштабе предприятия через распределение и перераспределения всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции и услуг. Подобная распределительная деятельность требует от финансового менеджера инвестиционных решений. Финансовый магнит в руках финансового менеджера должен притягивать все временно свободные ресурсы и направлять, авансировать их в приоритетные или наиболее эффективные вложения.[б]

❑ Третья функция —контрольная — «пронизывает» предыдущие и проявляется через:

1. анализ финансовых показателей

2. меры финансового воздействия —управляющие решения финансового менеджера

 Финансовые показатели -это, как правило, показатели итоговые, результирующие хозяйственную деятельность. [б)

 

 

 

 

 

 

 

2. Объекты и субъекты  финансового управления 

Объект и субъект финансового  менеджмента представляют со6ой единое целое и взаимодействуют как  во внутренних хозяйственных процессах, так и во взаимоотношениях с внешней средой.[4)

Объекты финансового менеджмента B классическом понимании объектом финансового менеджмента являются финансы предприятия, т.е. денежные средства. Соответственно к объектам финансового менеджмента относятся также источники их формирования и отношения, складывающиеся в процессе их формирования и использования. Сюда же необходимо добавить все неденежные активы компании, поскольку, по сути, это те же деньги, только в другой форме. [8)

Таким образом, финансовый менеджер обязан обращать внимание на степень использования этих активов предприятия. Немалый интерес у финансового директора должны вызывать и процессы формирования финансового результата деятельности предприятия в части выбора вариантов, предоставляемых законодательством по данному вопросу. Немаловажным аспектом финансового менеджмента является управление финансовыми рисками, сопровождающими предприятие при ведении хозяйственной и финансовой деятельности.

Особенно необходимо подчеркнуть целевую направленность деятельности фирмы и соответственно финансового менеджмента. Причем целы развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия. Только тогда деятельность каждого звена предприятия будет способствовать достижению поставленных задач. Это непременное условие прогрессивного развития предприятия. Таким образом, можно определить основные области воздействия финансового менеджмента:

❑ Регулирование финансовых результатов производственной деятельности предприятия, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.

❑ Управление активами -деятельность, связанная с формированием имущества предприятия.

 ❑ Управление источниками финансовых ресурсов -управление собственным и заемным капиталом. Говоря об объектах, следует отметить, что проконтролировать все финансовые потоки предприятия, оценить все резервы практически нельзя, но крайне важно осознанно определить круг и масштабы сферы возможного управленческого воздействия. [8]

Существуют и другие трактовки объектов финансового менеджмента. Например, объекты финансового менеджмента -это комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово - хозяйственной деятельности любой коммерческой структуры.[6]

 Это в основном отношения по поводу оплаты (и стимулирования) живого труда. Их масштаб можно представить по статистической информации о средней заработной плате, включая премирование, и о доходах владельцев собственности (акционеров), рабочих, служащих, а также о численности соответствующих социальных групп трудящихся. Сюда же относят выплаты ссуд (к примеру, из фондов социального развития), дивидендов, процентов и прочих доходов, командировочных, других подотчетных сумм и обратный, значительно меньший поток денег :возврат ссуд, подотчетных сумм, уплата штрафов и пр. Эта сфера обеспечивает движение наличных денег и представляет главный канал их выпуска в обращение.

 ❑ Внутриотраслевые денежные отношения, или отношения по вертикали, охватывающие, с одной стороны, внутрипроизводственный хозрасчет (между цехами и другими подразделениями предприятия), сегодня, к сожалению, недостаточно развитый и не имеющий определенной методологической схемы, а с другой стороны, взаимоотношения предприятии с вышестоящими хозяйственными отраслевыми звеньями управления. Вертикаль денежных отношений проходит через само предприятие -основную хозяйственную ячейку, где образуется, движется и накапливается капитал, в том числе через специальные фонды и резервы, обеспечивающие финансирование простого и расширенного воспроизводства.

 ❑ Каждое предприятие является поставщиком продукции (хозяйственных услуг) и одновременно покупателем таковых. Масштаб и характер денежных отношений в этой экономической цепочке зависят от многих факторов : масштабов деятельности, структуры издержек, длительности оборота денег, объема инвестиции и т.д. Все это отражается в хозяйственных договорах между контрагентами.

 ❑ Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Преобладающая часть бюджетных доходов формируется за счет средств предприятия. Рассматриваемая сфера денежных отношений связывает две составляющие финансов - общегосударственные и отраслевые финансы.

 ❑ Ныне это главный канал финансовой связи предприятий с государством[6J

 ❑ Взаимоотношения с кредитной системой, или с банками, охватывающие не только ссудные операции, но и реинвестирование и инновационную деятельность, а также кассовые операции по безналичным и наличным денежным расчетам.

� Сфера денежных отношений населения с государством распространяется на:

1. налоги и неналоговые  платежи населения государству,  добровольные и обязательные страховые взносы, покупку облигаций, погашение ссуд и т.д.

2. ассигнования из бюджета на социальные нужды, выплаты населению через внебюджетные фонды и т.д.

К объектам финансового менеджмента  следует отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществления расходов.[6]

Существует классификация предприятий, как объектов финансового менеджмента:

❑ По формам собственности с позиций финансового менеджмента принято выделять предприятия государственной и негосударственной форм собственности.

❑ По организационно-правовым формам деятельности различают три принципиальных вида предприятии -индивидуальные, партнерские и корпоративные.

❑ По отраслевому признаку предприятия подразделяются в соответствии с действующим классификатором отраслей (видов деятельности).

❑ По размеру собственного капитала предприятия принято подразделять на малые, средние, большие и крупные.

 ❑ По монопольному положению на рынке выделяются предприятия - «естественные монополисты»; предприятия, занимающие монопольное положение по критерию долы реализации на соответствующем рынке своей продукции. Предприятия, осуществляющие сваю деятельность в конкурентной рыночной среде.

❑ По стадии жизненного цикла выделяют предприятия, находящиеся на стадии «рождения» «детства», «юности», «ранней зрелости», «окончательной зрелости», и «старения».[9]

Эффективность как главный  объект финансового менеджмента. Результирующие финансовые показатели особенно важны для финансового менеджмента, т.к. представляют со6ой не только объект управления (постоянного финансового контроля), но и цель его, если имеют положительные значения и тенденции. Они называются показателями эффективности. Подробно остановимся на формах выражения рентабельности как наиболее общего и существенного компонента эффективности:

❑ Экономическая рентабельность

             Пбал*100% /А

❑ Рентабельность производства

                 Пбал*100% / (ОФ+ОС)

❑ Рентабельность продукции

 П***100% / С/ст

❑ Рентабельность трудовых затрат

П*100% / ФОТ

❑ Рентабельность капиталовложений

П"100% / К/в или Прирост П*100% /Прирост К/в

 ❑ Народнохозяйственная рентабельность

НД или ВД / (ОФ+ОС)

❑ Модификации и частные показатели рентабельности, например, затраты на 1 рубль продукции(коп.)

С/ст ТП / Объем ТП

Условные обозначения:

 П -прибыль

Пбал -балансовая прибыль

 П** - прибыль от выпуска или реализации продукции в зависимости от целей финансового менеджмента

 А -активы по бухгалтерскому балансу

НД - национальный доход

ВД - валовый доход

С/ст - себестоимость

ОФ -основные фонды

ОС -оборотные средства

К/в -капитальные вложения

ТП -товарная продукция

Субъекты финансового  менеджмента.

Субъектом финансового менеджмента является финансист - менеджер, курирующий финансовые отношения данного звена финансовой инфраструктуры, или, как называли раньше, данного звена финансовой системы.[6].

Фундаментальным, базовым звеном являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансового бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и статистической отчетностью. Служба финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово - экономический, труда и зарплаты, иногда - юридический, планово - экономический, аналитический и т.д. Соотнесем каждый институт, или субъект финансовой инфраструктуры, к соответствующему курирующему им звену.

Организационная модель финансовой инфраструктуры.[6]

Страхование (организащаи добро вольного имущест-венного иличного страхования, в т.ч. медицинского)

Фомдовыгн рынок - биржи (коьтисаР, адг�+�+нистрацшя, брокеры,дилеры,ыакперы, консультанты и пр.)

Кредит (ЦБ РФ, РКЦ Цб, коьплерческие банки, 61Фы и прJ

Аудит (аудиторская палата, аудиторские фирмы, незавиаплые аудиторы w т.д.)

бюджетная а стег а енебюджетные фонды (нlинфин РФ, а+стеыа финорганов, казна- чеь+ство, н1НС w npJ

Финансы предприятии, организациь�+ и объединениь+ (отраслег+, ведомств) (финансовые службы предприятие+, персонал этих служб, финансовые ы+енеджеры, ведомственная контрольно -ревизионная служба)

Прочие (финансовые, трастовые, информационные коыиании w пр.)

 

Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных группы субъектов финансового менеджмента:

Информация о работе Принципы организации финансового менеджмента