Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:40, контрольная работа
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Введение...................................................................................................................3
1 Содержание процентной политики.....................................................................4
2 Процентная политика банков .............................................................................7
3 Процентная политика центрального банка......................................................13
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы..................................
21
Содержание
Введение......................
2 Процентная политика банков ..............................
3 Процентная политика центрального банка.........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения....................
Введение
Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.
Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.
В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между привлекаемыми и размещаемыми ресурсами сохранить уровень прибыли, возможно, за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками называется процентной политикой. Процентная политика банка является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте и направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка.
Процентная политика - органическая часть кредитно-денежной политики государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении через увеличение или уменьшение кредитных ресурсов путем изменения ставки рефинансирования Центрального банка. Увеличение ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой коммерческие банки могут получить кредиты Центрального банка, делает этот кредит более дорогим, а следовательно, и менее доступным. В свою очередь, и коммерческие банки повышают свои процентные ставки для клиентуры, т.е. для потенциальных получателей кредитов. Спрос на кредиты снижается. Уменьшение суммы выдаваемых и получаемых кредитов означает, что на эту же сумму снижается денежная масса. Все это имеет следствием сокращение совокупного спроса, «охлаждение» экономической конъюнктуры и ограничение инфляции.
Уменьшение ставки рефинансирования расширяет границы, при которых коммерческим банкам выгодно брать кредиты у Центрального банка. Коммерческие банки при получении дополнительных кредитных ресурсов вынуждены и сами снижать ставки по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. А это делает экономически привлекательными такие инвестиционные проекты, которые ранее не были выгодными. Тем самым производство товаров и услуг получает дополнительные ресурсы. Но, с другой стороны, расширение денежной массы через рост кредитных ресурсов может привести к возникновению инфляции.
Для каждого отдельного государства процентной политике свойственна своя уникальная структура. Основные же инструменты процентной политики банка — это ставки банка на финансовом рынке, и базовая ставка рефинансирования. В процессе развития денежной системы ставка рефинансирования превратилась, в большей степени, в индикативный показатель, служащий экономике ориентиром стоимости национальной валюты в разрезе среднесрочной перспективы. Хотя, нельзя отрицать факт того, что ставка рефинансирования, в экономике, имеет существенное влияние на формирование процентов.
На финансовом рынке ставки центрального банка – это инструмент процентной политики. По ставкам по операциям банк, на финансовом рынке, проводит сделки, осуществляется рефинансирование банков, таким образом формируется уровень доходности различных сегментов финансового рынка.
При проведении процентной политики банк придерживается определенных подходов и принципов, ориентируясь на достижение определенных целей, определяет и придерживается своей стратегии регулирования. Некоторые подходы заслуживают отдельного внимания. Речь о них пойдет в данной статье, так как проблемы регулирования ставок по операциям вызывают самое большое количество вопросов.
Устанавливая ставки и проводя различные операции банки не только формируют коридор колебаний ставок, но и создают рыночные ожидания, которые воздействуют на ближайшее экономическое развитие за счет влияния на мотивацию банков связанную с управлением их ресурсными потоками, а же принятием решений по размещению кредитных ресурсов и формированию базы. Процентная политика, безусловно, является значимым инструментом в политике.
Регулирование ставок по инструментам, имеет целью решить следующие задач денежной политики:
— Формирование доходности по инструментам, которая обеспечивает превышение доходности по инструментам рынка над доходностью по различным валютным операциям как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, в том числе с учетом курсовых рисков.
— При проведении кредитной политики, банк государства применяет определенные инструменты, позволяющие ему достичь поставленных целей, выбранных за ориентиры .
Процентная политика — это один из таких инструментов, используемых практически всеми денежно-кредитными системами мира.
— Регулирование стоимости денег через ставку, банк имеет возможность влиять на важнейшие экономические переменные: инфляцию, уровень сбережений и инвестиций, движение капиталов, спрос на финансовые активы и др.
— Поддерживая величину процента на оптимальном уровне обеспечивается стабильность денежной системы страны, а так же развитие экономики и достижение целей кредитной политики банка таких, как: формирование доходности, которая обеспечивает привлечение ресурсов населения, а так же субъектов хозяйствования и снижает риск оттока средств.
— Формирование доходности, которая обеспечивает доступность кредита для работающих субъектов.
— Прекращение притока больших объемов капитала, и формирование на рынке доходности, реально не обеспеченной банковской системой и национальной экономикой и на устойчивой основе.
— Мотивирование банков на максимально оперативное решение проблем ликвидности.
— Формирование рынка, о сохранении установленных ставок в среднесрочной перспективе.
Так же особо следует отметить, что осуществление операций на рынке центральным банком осуществляется без подхода и не ставит целью получение дохода или сокращение убытков.
При этом операции банка могут иметь как прибыльный, так и убыточный характер, в зависимости от вектора проводимых операций на рынке. Прибыльность операций не является главной целью ни для одного центрального банка.
Главным является достижение стратегических целей, стоящих перед денежно-кредитной политикой.
2 Процентная политика банков
Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка.
При помощи процентной политики банк решает следующие задачи:
1. ставит цели, на реализацию которых направлено проведение процентной политики;
2. устанавливает максимальные и минимальные процентные ставки по банковским операциям, а также основные принципы и критерии их дифференциации, дает определение штрафных и льготных процентных ставок;
3. устанавливает инструментарий, применяемый для ограничения процентного риска.
Дифференциация процентных ставок определяется прежде всего уровнем риска кредитной сделки и зависит от категории качества кредита, наличия обеспечения и срока кредитования. От категории качества кредита зависит степень риска, присущего кредиту. В настоящее время ссудный портфель банка подразделяется на пять категорий качества в зависимости от финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга. С учетом такого деления происходит и дифференциация процентных ставок по категории качества при предоставлении кредита. Например, процентной политикой банка может быть определено, что кредиты 1 категории качества предоставляются по ставкам не ниже ставки рефинансирования, ставки по кредитам 2 категории качества возрастают на 1 процентный пункт.
На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся:
Состояние финансового рынка
Уровень инфляции
Спрос на банковские услуги
Уровень банковской конкуренции
Политика Банка России и МФ РФ
Региональная специфика
Состояние социальной среды
К внутренним факторам относятся:
Спектр оказываемых банком услуг
Квалификация и опыт персонала
Состав клиентов банка
При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок, в частности это:
Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными) - это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам)
Ставки рынка ценных бумаг - это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и последствии на вторичном рынке
Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами - это ставки связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.