Центральные банки могут устанавливать несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также и несколько ставок по рефинансированию (по разным видам кредитов), исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов и т.д.
Регулируя уровень учетной ставки и ставки рефинансирования, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. С помощью процентной политики Центральный банк получает возможность:
· воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;
· регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;
· регулировать объем денежной массы в стране;
· предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.
Повышение или понижение официальных ставок ЦБ означает соответственно ужесточение или смягчение денежно-кредитной политики, т.е. проведение рестрикционной или экспансионистской политики. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы операций с клиентурой, снижение ставок ведет к обратным процессам.
Проведение процентной политики может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. Так, установление официальной учетной ставки - это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) относится к прямым методам проведения процентной политики.
Аналогично установление базовой ставки рефинансирования - косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов - прямой (административный) метод.
В соответствии с Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки ЦБ Российской Федерации представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. При этом могут устанавливаться. одна или несколько процентных ставок по различным видам операций: ломбардным; депозитным; РЕПО; кредитам «овернайт».
Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что процентная ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям) [4, с. 112].
Процентные ставки по операциям Банка России определяются, исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач проведения денежно-кредитной политики Приложение №2.
Для каждого государства характерна своя процентная политика центральных банков. При ее формировании используются такие основные инструменты, как: базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке.
Для существующей в настоящее время процентной политики характерно одно важное свойство: процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики ЦБ формируются вокруг ставки рефинансирования. Это свойство присуще большинству стран с развитой экономикой.
Стоит отметить, что влияние процентных ставок ЦБ РФ на финансовый рынок проявляется, прежде всего, во время осуществления банком действий по упорядочиванию текущей ликвидности банковской системы. Объясним, как это происходит. Так как ЦБ проводит операции по поддержке/изъятию ликвидности, тем самым он совершает сделки с банками по установленным процентным ставкам, воздействуя на интерес последних в совершении тех или иных действий. Все это оказывает неоспоримое влияние на стоимость ресурсов в банковской системе, на активность банков в совершении операций с финансовыми активами, а также задает пример колебания процентной ставки, как в банковской системе, так и во всей экономике. Как уже было подмечено, регулированию процентных ставок банк уделяет особое внимание. Процедура пересмотра ставок осуществляется раз в неделю. Решение об изменении процентной ставки Центрального Банка РФ принимает Комитет по операциям центрального банка, он же и является основным регулирующим органом [8, с. 147].
Для того, чтобы охарактеризовать степень влияния ставок по операциям, нужно, для начала, разграничить ставки поддержки и изъятия ликвидности, по причине того, что они имеют разноплановый характер воздействия.
Следует напомнить, банк всегда придерживается строгих принципов и подходов, регулируя процентные ставки по своим операциям. Некоторые из основных принципов заметны как в главных направлениях денежно-кредитной политики на следующий год, так и в Принципах регулирования текущей ликвидности. Этим весь спектр перечисления отнюдь не заканчивается.
К основным принципам в установлении процентных ставок относятся:
1. Банк занимается формированием некого коридора для колебаний процентных ставок. Что это означает? Осуществляя регулирование процентных ставок по операциям, банк следует единственной главной цели: формирование уровня ставок на кредитно-депозитном рынке, что по его мнению, сможет обеспечить привлекательность валюты по отношению к иностранной валюте. Что также будет помогать наращиванию сбережений в целом в экономике, обеспечивая процесс расширенного производства. Реализуется данная цель за счет установления нижней и верхней ступени процентной ставки, используя инструменты поддержки/изъятия ликвидности банковской системы. Все это и приводит к формированию коридора колебания процентных ставок в банковской системе.
2. Второй немаловажный принцип - положительность ставок. Это касается инструментов поддержки ликвидности в реальном выражении. Одной из стратегических задач денежно-кредитной политики в настоящее время является - защита и обеспечение устойчивости валюты по отношению к иностранной валюте. Данная задача прописана Банковским кодексом. Более того, поддержание положительного уровня доходности по активам относится к необходимым условиям при выполнении денежной единицей таких функций денег как: средства обращения, средства сбережения и меры стоимости.
Все это подтверждает стремление банка при установлении процентных ставок по операциям не подменять рынок, а обеспечить перенаправление ликвидных активов в границах финансового рынка через рыночные инструменты. Задача банка - все это осуществить с минимальным эмиссионным участием банка, на конкурентной основе. [4,с. 126]
Благодаря строгому следованию вышесказанным принципам, как в денежно-кредитном регулировании, так и в политике поддержки ликвидности и в процентной политике, создается стимул всей банковской системе эффектно перераспределять денежные средства и формировать ресурсную базу без участия ресурсов банка. Более того, создает условия для поддержания стабильного функционирования валютного и фондового рынка и приводит к параллельному наращиванию государственных золотовалютных резервов.
Напоследок, выделим два немаловажных фактора, определяющих перспективы регулирования процентных ставок основных ЦБ:
1. В границах каждой группы инструментов поддержки ликвидности сохраняется единая процентная ставка;
2. Уменьшение спрэда доходности. В чем это выражается? Во время появления устойчивых предпосылок макроэкономической стабилизации и снижения темпов инфляции, уменьшение номинального значения процентных ставок одновременно приводит к снижению, как ставки банка, так и ставки на рынке. Это, в свою очередь, создает условия к снижению спрэда доходности между инструментами финансового рынка, в том числе и доходности от валютных активов, доходности между ставкой рефинансирования и ставками по инструментам.
Заключение
Процентная политика находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. При открытой экономике уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов.
Процентная политика является одним из важнейших и в то же время достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности. Основные принципы построения шкалы процентных ставок должны исходить из состояния спроса и предложения на кредитные ресурсы, сроков хранения, величины депозитов, темпов инфляции и т.д.
Практически во всех странах процентная политика регулируется государством. Несмотря на то, что во многих странах рыночной экономики процесс установления, например, процентов по вкладам «отпущен» (банки свободны в формировании процентов), происходит косвенное регулирование путем установления официальной, учетной ставки, количественных ограничений (установление потолка ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок), налогообложения доходов по процентам и т.д.
Рыночный процесс формирования процентных ставок является достаточно сложным. Средний уровень процента как и рыночная величина зависит от спроса и предложения денег, развитости денежного рынка, источников свободных денег (с точки зрения сроков их высвобождения), заемщиков средств (их кредитоспособности, надежности в возврате заемных средств) и других факторов.
Политика процентных ставок содействует в основном достижению трех целей:
· благоприятствовать росту экономики путем установления умеренно низких процентных ставок на кредиты;
· сдерживать инфляцию;
· обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установления умеренно повышенных процентных ставок.
Первая цель оправдывает понижение процентных ставок на денежном рынке, вторая и третья оправдывают их рост. Разрешение данного противоречия частично достигается путем проведения селективной (выборочной) политики процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов экономики. В данном случае регулирующие функции политики процентных ставок проявляются как регулирование уровня сбережений и инвестиций, регулирование уровня деловой активности и воздействие на уровень инфляции.
В настоящее время существует множество видов процентных ставок в зависимости от характера и длительности кредита, объекта кредитования, платежеспособности заемщика и т.д. Можно, например, выделить официальную учетную (дисконтную) ставку, ставку денежного и финансового рынков, процент на банковский кредит и на ценные бумаги, дебиторские и кредиторские ставки.
Список использованной литературы
1. Батракова Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка. Учебное пособие. - М.: Логос, 2004.- 152c.
2. Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. - изд. - М.: Экономистъ, 2006 г. - 766 с.
3. Банковский менеджмент: Учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009 г. - 560 с.
4. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2003. -592 с
6. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. - 527 с.
7. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008.- 336 с.
8. Каджаева М.Р., Дубровская С.В. Банковские операции. Практикум: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. – 400 с.
9 . Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 400с.