Пути укрепления финансового положения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:23, реферат

Описание

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства происходит уменьшение выручки с суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Работа состоит из  1 файл

Пути укрепления финансового положения предприятия.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)


Пути укрепления финансового положения предприятия

Пути улучшения финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства происходит уменьшение выручки с суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является делом случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для эффективной деятельности предприятия важно объективно его возможности. Оценка достигнутых результатов позволяет определить оптимальный план работы предприятия, дает возможность руководителю предприятия избежать непредвиденных проблем, предусмотреть основные изменения на рынке и внести необходимые уточнения.

Во многом финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственно-коммерческой деятельности и характеризуется обеспеченностью финансовыми результатами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразность их размещения и эффективностью использования финансовых взаимоотношений с другими юридическими лицами.

3.1 Повышение эффективности использования запасов предприятия

Дефицит оборотных средств вызван неэффективным управлением товарно-материальными запасами, которое выражается как в «замораживании» средств в сверхнормативных запасах сырья и материалов, так и в наличии излишних запасов незавершенного производства и готовой продукции, часть которой может являться неликвидной.

Под «запасами» будем понимать товарно-материальные запасы (ТМЗ) (сырье и материалы), незавершенное производство готовую продукцию на складе.

 

Контроль товарно-материальных запасов.

 

В качестве контроля товарно-материальных запасов используем АВС-метод, согласно которому запасы сырья и материалов делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости.

 

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, требующих постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно, даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

 

Категория В состоит из видов товарно-материальных запасов, менее важных для предприятия, которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для этих ТМЗ, как и для категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.

 

Категория С включает широкий ассортимент малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

 

Для применения методики АВС необходимо:

 

подсчитать все затраты на сырье для выполнения работ в предыдущем периоде (год, квартал, месяц);

 

сгруппировать все виды сырья (их 184) в порядке убывания совокупной стоимости;

 

в полученном списке следует выделить 3 категории:

 

А - основные виды сырья, общая стоимость которого составляет 60% общей суммы материальных затрат (у нас их 3, см. табл. 3.1);

 

В - следующие по удельному весу наименования, совокупная стоимость которых около 30% (в данном случае их 6);

 

С - все остальные виды сырья, общий удельный вес которых в затратах на сырье и материалы меньше 10% (175 вида).

 

Применяя данный метод, необходимо учитывать, что в зависимости от специфики предприятия деление на категории может производится в других пропорциях, например: 50, 30, 20%.

 

Таблица 3.1. Группирование видов сырья для ЗАО «Гомельлифт»

Таким образом, классификация АВС - метода позволяет сосредоточиться на контроле только наиболее важных видов ТМЗ (категории А и В) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления запасами предприятия.

 

На основании приведенного примера можно сделать следующие выводы:

 

основное внимание при контроле и управлении запасами должно быть уделено трем важнейшим видам сырья (категория А);

 

дополнительно для 6 видов сырья (категория В) рекомендуется применять приемы вычисления наиболее экономичного (оптимального) размера заказа и оценивать страховой запас;

 

контроль за остальными видами сырья может проводиться менее регулярно, например раз в месяц.

 

Для эффективного контроля запасов необходимо, чтобы отдел снабжения определил оптимальный объем и частоту заказов (см. рис.3.1).

              Пусть стоимость трансформатора ОСО-0,25 для ремонта лифтов, на выполнение работ которого у ЗАО «Гомельлифт» уходит около 50% суммы всех затрат, занимает почти 30% общей стоимости сырья и материалов. Этот вид ТМЗ попадает в категорию А.

 

Поэтому для него на основе плана ремонта лифтов следует определить наиболее экономичного объема заказа Q*.

 

Для последующих расчетов введем обозначения следующих величин:

 

О - стоимость выполнения одного заказа (расходы на размещение заказа, издержки по получению и проверке товаров);

 

S - величина расхода определенного вида запасов за тот же период;

 

С - затраты по содержанию единицы запасов за некоторый период, в том числе расходы на хранение, транспортировку, страхование вместе с требуемым уровнем прибыли на инвестированный в запасы капитал.

 

Предположим также, что стоимость выполнения одного заказа О, затраты по содержанию единицы запасов С и величина расхода товарно-материальных ценностей за некоторый период S является постоянными.

 

Если также принять, что расход запасов устойчив (постоянен) во времени, то (см. рис. 3.2).

 

Средний объем запасов = Q/2ед., (3.1)

 

где Q - заказанный объем запасов (в единицах), причем предполагается, что он не изменяется в течение рассматриваемого времени.

 

При этом оптимальный размер заказа будет достигнут при наименьших суммарных соответствующих издержках, равных сумме издержек хранения и стоимости выполнения заказа.

 

Графически рассматриваемая задача может быть решена аналогично примеру, приведенному на рисунке 3.3.

 

Издержки, связанные с хранением , представлены на рисунке линией Z1 и вычисляются как произведение среднего объема запасов и издержек по содержанию единицы запасов.

 

Издержки, связанные с исполнением заказа, представлены штриховой линией Z2 и вычисляются как произведение величины расхода запасов и стоимости выполнения одного заказа, деленного на объем заказа.

 

Так как мы приняли, что все величины в правых частях приведены на рисунке 3.3. формул за исключением Q - постоянны, то график издержек хранения будет представлять собой прямую (линейную зависимость), а график стоимости выполнения заказа - обратную пропорциональность. Если их сложить, получится кривая (Z1+Z2), изменяющая явный минимум, который и соответствует наименьшим суммарным издержкам при оптимальном размере заказа Q*.

 

Оптимальный размер заказа определяется по следующей формуле:

 

Q* = 2*S*O/C (3.2)

Для нашего примера при объеме работ примерно 1100 заказов в месяц расход трансформаторов по нормам составит:

S = 1100 * 1,045 = 1149,5 трансформаторов в месяц.

Затраты по содержанию запасов, по оценкам менеджеров, будут около 10%, транспортно-заготовительных расходов (пусть 985,8 млн. руб. в месяц).

Таким образом, удельные затраты по содержанию запасов

С = 0,1 * 985800/1149,5 = 85,76 тыс. руб. на тысячу трансформаторов в месяц.

Согласно оценкам менеджеров предприятия, стоимость выполнения одного заказа О составляет примерно 250 тыс. руб. Тогда наиболее экономичный размер заказа равен:

Q* = (2 * 1149,5 * 250)/85,76 = 81,86 тыс. трансформаторов.

Теперь подсчитаем, сколько раз в месяц должны поступать на предприятие заказы трансформаторов, Для этого необходимо разделить S (месячный расход трансформаторов по нормам) на Q* (оптимальный размер заказа) (графическое решение данной задачи представлено на рис. 3.4):

1149,5/81,86 = 14 раз в месяц.

Резервные запасы.

Резервные запасы обычно создаются по двум основным причинам: желание быть готовым к неожиданным заказам и неуверенность в будущих поставках. При этом наличие резервов характеризуется как соответствующими издержками (стоимость капитала, вложенного в резервные запасы, издержки, связанные с хранением), так и потенциальными выгодами (нет потерь из-за невыполненных запасов, отсутствуют дополнительные расходы на поставки в короткие сроки).

Таким образом, издержки на резервные запасы должны сравниваться с возможными выгодами от их использования. В управлении запасами продукции на складе используются те же приемы, что и при управлении запасами товарно-материальных ценностей, в частности метод АВС.

С помощью представленных выше методик, а также на основе анализа запроса потребителей и производственных возможностей можно определить наиболее рациональный график поступления готовой продукции на склад и размер страхового запаса. Затраты на хранение, учет и другие расходы, связанные с обеспечением ритмичности поставки произведенной продукции, необходимо сопоставить с преимуществами, которые дает бесперебойное снабжение традиционных покупателей и выполнение периодических срочных заказов.

Выводы:

У многих предприятий имеется доступная и очень важная информация, которая может быть использована при контроле товарно-материальных затрат.

Группирование материальных затрат должно проводится для всех видов товарно-материальных затрат с целью выявления наиболее значимых.

В результате ранжирования по стоимости отдельных видов сырья и материалов среди них может быть выделена конкретная группа, контроль состояния которой имеет первоочередное значение для управления оборотными средствами предприятия.

Для наиболее значимых и дорогостоящих видов сырья целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа и задать величину резервного (страхового) запаса.

На предприятии ЗАО «Гомельлифт» контроль осуществляется с помощью ежегодной инвентаризации товарно-материальных запасов. Они включают в себя широкий ассортимент запасов, закупаемый в большом количестве.

В данном случае, стоимость материалов составляет 41345307 тыс. руб. Если будет производиться закупка в ограниченном количестве наиболее ценных видов ресурсов, т.е. категорию А, то сумма стоимости материалов уменьшится и составит 25607142 тыс. руб. Суммарная стоимость уменьшится в 1,6 раза, что положительно повлияет на предприятие. Согласно приведенным расчетам, из соображения экономии средств при выполнении работ необходимо стремится к таким размерам заказов, чтобы трансформаторы поступали ежедневно; страховой запас при этом может быть равен 3-5-дневной потребности в трансформаторах.

Цель системы управления запасами - обеспечение бесперебойного производства в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации при минимально возможных расхода и содержание запасов. В конечном итоге эффективное управление запасами позволит предприятию уменьшить производственные потери из-за дефицита материалов, ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств, свести к минимуму их излишки, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства, снизить риск старения и порчи товаров, уменьшить затраты на хранение запасов.

3.2 Оптимальное управление дебиторской задолженностью

 

 

Начав активно планировать у управлять дебиторской задолженностью, предприятие, как правило, достаточно быстро (за 1- 3 месяца) может значительно (на 20 - 50%) сократить ее среднюю величину, пополнить оборотные средства и повысить оборачиваемость. Управлять дебиторской задолженностью важно еще и потому, что учет реальных издержек и выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

 

Контроль и анализ дебиторской задолженности.

 

Анализ дебиторской задолженности лучше всего начать с составления реестра счетов дебиторов по срокам возникновения (табл.3.2.).

 

Исходной информацией являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов. Для получения сведений о просроченности задолженностей следует провести анализ договоров с контрагентами.

Информация о работе Пути укрепления финансового положения предприятия