Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:11, доклад
Под товародвижением в маркетинге подразумевается система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания. Товародвижение – это деятельность по планированию и контролю за перемещением продукции от мест ее создания к местам продажи с целью удовлетворения потребностей потребителей и с выгодной для предприятия. Минимизация расходов на организацию товародвижения при всей ее заманчивости для предприятия ни в коем случае не может сказываться на уровне обслуживания.
Например, в 1970-е гг. Волжский автозавод начал выходить со своими автомобилями на внешние рынки. Чтобы успешно сбывать свою продукцию в условиях острой конкуренции, ВАЗ должен был создать развитую систему сервиса, гораздо более совершенную, чем та, которая существовала в нашей стране. В результате довольно умелой ценовой политики и высокого качества сервиса в середине 1980-х гг. только в одной Великобритании ежегодно продавалось около 20 тыс. автомобилей.
От каких же факторов зависит уровень обслуживания? К таким факторам можно отнести следующие:
Ни один из этих факторов сам по себе не является решающим, но все вместе позволяют обеспечивать необходимый уровень обслуживания. Поэтому для обеспечения эффективного товародвижения важен комплексный системный подход: совершенствуя какой-либо элемент товародвижения, необходимо следить, чтобы это не отразилось отрицательно на общем эффекте, особенно, когда речь идет о минимизации затрат на том или ином элементе.
Обычно
для контроля эффективности системы
товародвижения используют формулу
общих издержек
D=T+ F+ W+ S,
где D — сумма издержек товародвижения; Т — транспортные расходы; F— постоянные складские расходы; W— переменные складские расходы; S — штрафы и другие дополнительные затраты за заказы, не выполненные в гарантированные сроки.
Система товародвижения включает в себя внутреннюю и внешнюю среду. К элементам внутренней среды относятся:
К
элементам внешней среды
В настоящее время нет единых стандартов по организации товародвижения. Поэтому каждая фирма сама формулирует цели товародвижения исходя из своих возможностей и требований клиентов. Одни фирмы стремятся создать разветвленную сеть распределения продукции с минимальными издержками на товародвижение, другие — пытаются разработать собственные стандарты для каждого элемента системы товародвижения, а третьи - основную задачу видят в ускорении сроков выполнения заказов и последующего сервисного обслуживания.
Тем не менее, есть четыре основных этапа, без которых трудно обойтись, решая задачи товародвижения:
Обычно товародвижение начинается с получения заказа от клиента. На этом этапе очень важно быстро оформить всю необходимую документацию и совершить отгрузку товара клиенту. В последние годы эти функции эффективно выполняются с помощью компьютеров.
При организации товародвижения обязательно следует согласовывать циклы производства и потребления продукции, используя складские помещения. Это могут быть склады длительного хранения и транзитные.
Большое количество складов, выгодное клиентам, оказывается весьма накладным для поставщиков продукции. Поэтому решение о числе складских помещений необходимо принимать, увязывая проблемы сервиса для потребителей и издержек по содержанию и обслуживанию складов.
Поддержание уровня товарно-материальных запасов имеет важное значение для удовлетворения потребителей. Здесь также следует искать компромиссное решение между желанием иметь как можно больший объем товарно-материальных запасов и теми издержками, которые несут фирмы, поддерживая его.
Пример 1. До недавнего времени хорошее обеспечение автомобильными запчастями достигалось за счет неуменьшающегося запаса полной номенклатуры на складах поставщиков и импортеров автомобилей. Но длительные и тщательные исследования по спросу на запчасти показали, что:
10
% всех наименований
30
% наименований запчастей
Таким образом, 40 % наименований запчастей обеспечивает 92 % стоимости всех продаж. А если учесть, что в комплектацию легкового автомобиля входит примерно 5 тыс. деталей и узлов, то в число этих 40 % входит 2 тыс. наименований.
Исходя из этого вся номенклатура запчастей разбивается на три группы в зависимости от степени их востребованности:
группа А - 10% наименований (70% потребления);
группа В - 30 % наименований (22 % потребления);
группа С - 60 % наименований (8 % потребления).
Организация
хранения в этом случае сводится к
тому, что детали групп А и В
целесообразно хранить на большинстве
складов поставщиков и
Таким образом организовано хранение на складах запчастей для автомобилей, реализуемых в Западной Европе корпорацией «Форд моторе». Этот способ обеспечивает расчетное хранение деталей на 1 м2 складской площади для 30-40 автомобилей, находящихся в эксплуатации. Для сравнения: в свое время советский «Автоэкспорт», пользуясь традиционной годовой системой заказов, обеспечивал расчетное хранение запчастей на такой же площади лишь для 10 автомобилей.
Также широко распространен водный транспорт - самый дешевый, но самый тихоходный. Его доля в грузообороте России весьма незначительна.
Для перевозок на относительно небольшие расстояния между городами и внутри городов и регионов наибольший объем перевозок грузов, в основном потребительских товаров, приходится на автомобильный транспорт. Этот вид транспорта удобен тем, что может поставлять груз непосредственно к дверям магазинов и складов. Но он более дорогой, чем железнодорожный. Однако в Российской Федерации в силу установления высоких тарифов на железнодорожные перевозки автомобильный транспорт в целом ряде случаев рентабельнее для организации международных перевозок и перевозок на дальние расстояния внутри страны.
Пример 2. Владелец магазина желает определить наиболее выгодную периодичность поставок растительного масла «Олейна» в магазин, затрачивая минимальные средства на складские и погрузо-разгрузочные работы.
Общий объем продаж N = 2000 коробок, стоимость одной коробки Р = 300 руб. Расходы на погрузоразгрузочные работы можно считать постоянными и составляющими 9000 руб. на одну поставку (закупку). Складские расходы С (%) составляют 10 % от средней стоимости складского запаса и рассчитываются по формуле
В данном случае оптимальным оказывается вариант, когда вся партия продукта для магазина поставляется равными частями три раза в месяц.
Выбор
наиболее подходящих транспортных средств
завершает организацию
Трубопроводный транспорт — достаточно специфический вид транспорта, но достаточно дешевый. С его помощью транспортируется нефть, химикаты, измельченный каменный уголь. Доля его в грузообороте России достаточно велика в силу построения крупных нефте- и газопроводов.
Воздушный транспорт, хотя и самый дорогой, находит применение, когда необходимо обеспечить обслуживание клиентов в экстренных случаях, а также при перевозке скоропортящихся продуктов питания, цветов.
Но фактически очень часто приходится при организации товародвижения пользоваться смешанными видами перевозок. Этому в значительной степени способствует контейнеризация, позволяющая легко перегружать товар с одного вида транспорта на другой.
Роль
товародвижения в современном маркетинге
постоянно возрастает, во многих фирмах
создаются подразделения, решающие
непростые вопросы координации
всех этапов товародвижения, а в ряде случаев
даже учреждается должность вице-президента
по товародвижению, что придает дополнительную
весомость этой сфере деятельности фирмы.
1. 3 Цели
товародвижения
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению, ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов.
Издержки
товародвижения нередко связаны
между собой в обратно
•
Управляющий экспедиционно-
• Для сведения издержек к минимуму отдел отгрузки использует дешевые контейнеры. А это приводит к многочисленным повреждениям товара в пути и вызывает недовольство потребителей.
•
Управляющий службой товарных запасов
предпочитает иметь небольшие товарно-
Отправная точка создания системы товародвижения ¾ изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют: 1) своевременная доставка товара, 2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента, 3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах, 4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их, 5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.