Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:05, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента.....................................................................................................4
Глава 2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран……
2.1 Немецкая модель менеджмента………………………………………………...7
2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики………...13
2.3 Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне………………………………………15
Глава 3. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на
современном этапе…………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………..…27
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинство
исследователей считают, что теория
и практика управления в США достигли
значительно более высокого уровня развития,
чем в других странах мира. По их мнению,
высокая производительность труда в США
обеспечивается за счет лучшей организации
производства. Работая на европейском
рынке, американские бизнесмены получают
высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно отставанием
в организации производства и подбора
кадров западноевропейские ученые объясняют
так называемый технологический разрыв
между США и Европой. Одной из причин создавшегося
положения следует считать то, что американцы
проводят в Западной Европе политику подчинения
европейских стран своим стратегическим
планам.
Глава 3. Особенности
развития западноевропейской
модели менеджмента
на современном этапе
А что же является наиболее характерным признаком европейского менеджмента в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление "организационной культуры", придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.
Такая функция, как "организация производства", была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.
В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.
Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.
Во-вторых,
Европа раньше всех подвергается новым
технологическим веяниям и
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.
Европейцы занимают промежуточную позицию между двумя
управленческими культурами: американской и японской. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса", фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.
В целом, можно сказать, что опыт европейских компаний весьма показателен и может быть полезен российским организациям в их движении к успеху и достижению высокого уровня конкурентоспособности. Это позволит им на равных конкурировать с западными фирмами и уверенно отвечать на вызовы рынка.
Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
-
спад промышленного и
- высокий уровень безработицы;
-
высокий уровень
- высокий уровень инфляции;
-
низкая платежеспособность
-
несовершенная и нестабильная
законодательная и нормативная
база функционирования
- использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям. Имеет место игнорирование горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;
-
коррумпированность
-
хроническая асимметричность
-
неразвитость рыночных
-
высокий уровень
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.
Отечественная модель обладает большим потенциалом, скорее всего даже большим, чем западная. Но для раскрытия ее потенциала необходим существенно более высокий уровень методической разработанности, знание и учет менеджерами российских законодательных и нормативных актов, высокий уровень подготовки, присутствие норм деловой этики бизнеса и глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Без этого более вероятно, что будут проявляться ее слабые стороны.
Очевидно, что в этом отношении полезен опыт западной модели. В первую очередь – опыт процедурного обеспечения общей работы, опыт процедурного принуждения к исполнению. Вообще проблема "вживления" опыта западной модели является пока неразрешенной. Мы уже имеем длительный исторический опыт попыток ее использования. Можно сказать, что первой были реформы Петра I. Ну и то, что проблема не разрешена и по сей день, подтверждается совсем недавним опытом реформ начала 90-х годов XX века, в которых была повторена та же ошибка – прямое копирование западного опыта.
Действительно,
стоит отметить то, что обе эти
модели менеджмента порождены
Заимствование
чужого опыта Россией может принести
еще более отрицательный
Особенности
российского менеджмента
- чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
-комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
-культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.
Воздействие
факторов внешней и внутренней среды
придало российскому
Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.
Специфической
чертой российского менеджмента
должна стать опора на трудолюбие
работника, ориентация на старательность
и пунктуальность. Эти заложенные в народе
качества необходимо всячески поощрять.
При воспитании данных качеств, в процессе
становления национальной системы управления,
мы можем осуществить постепенный переход
от жестких управленческих решений к гибким.
Сегодня жесткость является необходимой,
но вынужденной мерой. Стратегическая
перспектива русского менеджмента – движение
к более мягкому по форме, но и более эффективному
по содержанию управлению.
Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать следующие выводы:
-
Западноевропейские ученые
-
Большое влияние на развитие
всей Европы в послевоенные
годы оказал немецкий ученый,
политик, министр экономики и
канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством
Эрхарда Западная Германия
Информация о работе Рассмотрение различных моделей менеджмента корпораций