Резервы повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации.
Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и показатели рентабельности………………………..5
1.1. Общие понятия рентабельности……………………………………….….5
1.2. Виды рентабельности……………………………………………….……..9
1.3. Показатели рентабельности………………………………………………..12
Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере
ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………....17
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности…………….17
2.2.Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»……………………………………………………………………21
Глава 3. Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции…………………………….……………..25
3.1.Предложения по увеличению рентабельности предприятия …………...25
3.2.Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции……………...…........................................26
Заключение…………………………………………………..…………….……28
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

кур.раб анализ рентабельности.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия  на примере ОАО «Байкалфарм»

2.1.Характеристика  финансово-хозяйственной  деятельности

     ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель  ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Пятнадцатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2007 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2007 году – 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.

     Активно ведется продвижение продукции  компании в других регионах России (Новосибирской, Кемеровской, Свердловской, Магаданской, Южно-Сахалинской, Московской, Челябинской, Амурской, Камчатской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, республиках Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия).Ежегодный прирост объемов производства в среднем на 50% в год (с 2002 года объемы производства выросли в 10 раз).

     Совершить качественный скачок в своем развитии компании «Байкалфарм» позволило производство водки, ориентированной на конкретные запросы потребителя. Каждый продукт является уникальным и на рынке всегда востребован покупателем. Производственная база предприятия и мастерство специалистов позволяют выпустить любой продукт. В настоящее время приоритетное направление деятельности компании «Байкалфарм» - производство водок класса премиум.

     Качество  продукции, несомненно, важная составляющая успеха. Но не меньшее значение уделяется  деятельности по продвижению продукта. Компания придерживается традиционной маркетинговой истины: товар производится для потребителя. На предприятии уверены в качестве продукции, поскольку четко знают что производят, как производят, а, главное, для кого производят.

     Компания  открыта для новых деловых контактов, готова к долгосрочному партнерству. Взаимовыгодные экономические отношения обеспечиваются уникальностью продукта и грамотным подходом руководителей и маркетологов компании к ведению бизнеса. «Байкалфарм» уделяет большое внимание современным методам продвижения товара, расширяет и усиливает свою дистрибьюторскую сеть. 

     Таблица 1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм» за 2008-2009 гг.

    Показатель 2008 год 2009 год Отклонение +/- Темп роста, %
    Выручка, руб. 1749981 1620423 - 129558 92,6
    Себестоимость, руб. 1032018 1132051 100033 109,69
    Прибыль (убыток) от продаж, руб. 192287 133780 - 58507 69,57
    Чистая  прибыль, руб. 21952 13129 - 8823 59,81
    Среднегодовая стоимость основных средств, руб. 134362 160699 26337 119,60
    Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб. 1214681 1229951 15270 101,26
    Собственный капитал, руб. 302186 324137 21951 107,26
 

     Из  таблицы 1 видно, что произошло снижение темпов роста выручки 2009 года по сравнению с 2008 годом на 7,4%. Также уменьшились темпы роста прибыли от продаж на 30,43% и темпы роста чистой прибыли на 40,19%.

     Расчет  основных показателей рентабельности, фондоотдачи и фондоемкости.

     Фондоотдача = ;

     2008 год=1749981/134362=13,02 руб.;

     2009 год=1620423/160699=10,08 руб. 

     Фондоемкость = =1/Фо;

     2008 год=1/13,02=0,08 руб.;

     2009год=1/10,08=0,10 руб. 

     Рентабельность  основных средств=ЧП/ОС*100%

     2008 год=21952/134362*100=16,34%;

     2009 год=13129/160699*100=8,17%. 

     Рентабельность  продаж=Пр. от продаж/Выр.*100%

     2008 год=192287/1749981*100=10,99%;

     2009 год=133780/1620423*100=8,26%. 

     Рентабельность  собственного капитала=ЧП/Собствен. кап.*100%

     2008 год=21952/302186*100=7,26%;

     2009 год=13129/324137*100=4,05%. 

     Рентабельность  предприятия=Пр./ОС+Об.ср.*100%

     2008 год=(192287/134362+1214681)*100=14,25%;

     2009 год=(133780/160699+1229951)*100=9,62%. 

     Рентабельность  продукции=Пр. от пр./Себ.*100% 

     2008 год=192287/1032018*100=18,63%; 

     2009 год=133780/1132051*100=11,82%. 
 

     Экономическая рентабельность = =

     2008 год=21952/1301225*100=1,69%;

     2009 год=13129/1449202*100=0,91%. 

Таблица 2. Основные показатели рентабельности, фондоотдача и фондоемкость ОАО  «Байкалфарм» за 2008-2009 гг.

Показатель 2008 год 2009 год Отклонение, +/- Темп роста, %
Фондоотдача, руб. 13,02 10,08 - 2,94 77,42
Фондоемкость, руб. 0,08 0,10 0,02 125,0
Рентабельность  ОС, % 16,34 8,17 - 8,17 50,0
Рентабельность  продаж, % 10,99 8,26 - 2,73 75,16
Рентабельность  собственного капитала, % 7,26 4,05 - 3,21 55,79
Рентабельность  предприятия, % 14,25 9,62 - 4,63 67,51
Рентабельность  продукции, % 18,63 11,82 -6,81 63,45
Экономическая рентабельность, % 1,69 0,91 -0,78 53,85
 

     Данные  таблицы 2 свидетельствуют об эффективном  использовании основных фондов ОАО  «Байкалфарм» в рассматриваемых периодах. Об этом свидетельствует значение фондоотдачи в 13,02 руб. при фондоемкости в 0,08 руб. в 2008 году, и 10,08 руб. при 0,10 руб. в 2009 году. То есть с каждого вложенного в основные фонды рубля ОАО «Байкалфарм» получает 13 руб. 02 коп. прибыли при расходах в 8 коп. в 2008 году, и 10 руб. 08 коп. прибыли при расходах в 10 коп. в 2009 году.

     Также из таблицы 2 видно, что рентабельность 2009 года по сравнению с 2008 годом уменьшилась  от 24,84% до 50%, вследствие увеличения себестоимости на 9,69% и уменьшения чистой прибыли на 40,19% и прибыли от продаж на 30,43%.

     Рентабельность  продаж ОАО «Байкалфарм» за 2009 год  составила 8,26%, что ниже, чем в 2008 году на 2,73 пункта. Это говорит о  том, что прибыль на единицу продукции  снизилась.

     Важным  показателем рентабельности предприятия является рентабельность собственного капитала, которая характеризует эффективность использования собственного капитала. Собственный капитал ОАО «Байкалфарм» используется на 4,05%, данный показатель в 2009 году имеет тенденцию уменьшения.

     Чистая  рентабельность продукции на 2009 год составила 0,81%, а в 2008 году она составила 1,25%.Таким образом, в 2009 году на единицу выручки приходится 0,81% чистой прибыли, а в 2008 году-1,25% чистой прибыли, следовательно в 2009 году чистая рентабельность снизилась на 0,44 пункта.

     Валовая рентабельность продукции на 2008 год составила 41,03%. В 2009 году произошел спад данного показателя на 10,89% и он составил 30,14%. Следовательно, доля валовой прибыли, приходящейся на единицу выручки, уменьшается и в 2009 году она была определена в размере 30,14%.

     Экономическая рентабельность, которая в течении данного периода уменьшалась, в 2009 году составила 0,91%. 

2.2. Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»

     Способ  цепных подстановок, кратная модель:

     y0=a0/b0

     y1=a1/b1.

     Баланс  отклонений:

     y1-y0= Δya- Δyb.

     Влияние факторов на изменение рентабельности основной деятельности ОАО «Байкалфарм». 

     Рентабельность  продукции=Пр. от пр./Себ. 

     Rо.д.0=192287/1032018=0,1803;

     Rо.д.1=133780/1132051=0,1182. 

     ΔRо.д.Пр.=(133780/1032018)-(192287/1032018)= - 0,0507;

     ΔRо.д.Себ.=(133780/1132051)-(133780/1032018)= - 0,0114. 

     Баланс  отклонений:

     0,1182-0,1803=- 0,0621;

     - 0,0507-0,0114= - 0,0621.

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что уменьшение уровня рентабельности произошло в связи с уменьшением  прибыли в отчетном году по сравнению  с предыдущим на 30,43%, и увеличением  себестоимости на 9,69%. В результате рентабельность продукции ОАО «Байкалфарм» в 2009 году уменьшилась на 6,21%. То есть с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 6,21 руб. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим. 

     Влияние факторов на изменение рентабельности производства ОАО «Байкалфарм».

     Рентабельность  производства=Пр./ОС+Об.ср. 

     Rпр.0=192287/(134362+1214681)=0,1425;

     Rпр.1=133780/(160699+1229951)=0,0962. 

     ΔRпр.Пр.=1337780/(134362+1214681)-192287/(134362+1214681)=

     - 0,0433;

     ΔRпр.Ос.+Об.с.=133780/(160699+1229951)-1337780/(134362+1214681)=  

     -0,0030.

     Баланс  отклонений:

     0,0962-0,1425=- 0,0463;

     - 0,0433-0,0030= - 0,0463. 

     Данные  факторного анализа свидетельствуют о том, что уменьшение рентабельности производства ОАО «Байкалфарм» в 2009 году на 4,63% произошло как и в предыдущем анализе из-за уменьшения прибыли от продаж на 30,43%.

     Влияние факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Байкалфарм». 

     Пр. от пр.= Выр.-Себ.-КР-УР 

     Пр.0=1749981-1032018-309353-216323=192287 руб.;

Информация о работе Резервы повышения рентабельности предприятия