Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов оценки и управления ими, а также определение путей их минимизации.
Структура работы представлена следующим образом:
- в первой главе дается понятие риск – менеджмента, банковских рисков, их классификация и методологические основы анализа и оценки рисков;
- во второй главе описываются основополагающие моменты организации работы риск-менеджмента;
- в третьей главе определяются наиболее эффективные методы управления банковскими рисками.
Введение 3
Глава 1. Сущность риск – менеджмента, понятие банковских рисков, методы их оценки 5
1.1. Понятие риск – менеджмента в банке 5
1.2. Понятие банковских рисков, их классификация 6
1.3. Методы оценки банковских рисков 14
Глава 2. Организация риск-менеджмента в банке 18
2.1. Этапы организации риск-менеджмента 18
2.2. Особенности выбора стратегии и методов решения
управленческих задач 20
2.3. Основные правила риск-менеджмента 22
Глава 3. Управление банковскими рисками 25
3.1. Сущность управления рисками 25
3.2. Методы снижения риска 27
Заключение 29
Список литературы
Организация риск-менеджмента предполагает определение соответствующей службы в банке, отдела или управления риск - менеджмента. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями банка.
2.2. Особенности выбора стратегии и методов решения управленческих задач
На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит риск - менеджеру, его психологическим качествам. Риск - менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.
Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена прежде всего особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет никакой ответственности. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т.п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.
Для управления риском могут создаваться специализированные группы людей, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т.е. венчурных и портфельных инвестиций) и др.
Данные группы людей могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т.е. две трети, три четверти, единогласно) большинством голосов.
Однако окончательно выбрать вариант принятия риска и рискового вложения капитала должен один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение.
Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.
При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний риск - менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций риск - менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью.
Многовариантность риск-менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте - правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный выход из этой ситуации.
В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав ее для себя более или менее определенной.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.
Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимосвязи с чувственным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.
Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.
2.3. Основные правила риск-менеджмента
В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики.
Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач.
Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение.
Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решений в условиях риска.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
2. Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого.
4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, риск - менеджер должен:
1) определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
2) сопоставить его с объемом вкладываемого капитала:
3) сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству.
Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, чуть меньше или больше его.
Банк вложил 1 млн. сом в рисковое дело. Дело прогорело. Банк потерял 1 млн. сом.
Однако с учетом снижения покупательной способности денег в условиях инфляции объем потерь может быть больше, чем сумма вкладываемых денег. В этом случае объем возможного убытка следует определять с учетом индекса инфляции. Банк вложил 1 млн. сом в рисковое дело в надежде получить через год 5 млн. сом. Дело прогорело. Если через год деньги заемщиком не вернули, то объем убытка следует считать с учетом индекса инфляции (например, 220%), т.е. 2,2 млн. лей (2,2 х 1). При прямом убытке, нанесенном пожаром, наводнением, кражей и т.п., размер убытка больше прямых потерь имущества, так как оно включает еще дополнительные денежные затраты на ликвидацию последствий убытка и приобретение нового имущества.
При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала.
Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов банка представляет собой степень риска, ведущую к банкротству. Она измеряется с помощью коэффициента риска: К=У/С,
где К - коэффициент риска;
У - максимально возможная сумма убытка, сом;
С - объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств, сом.
Исследования рисковых мероприятий позволяют сделать вывод, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству инвестора, - 0,7 и более.
Реализация второго правила требует, чтобы риск - менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова
вероятность риска, и принял решение об отказе от риска (т.е. от мероприятия), принятии риска на свою ответственность или передаче риска на ответственность другому лицу.
Действие третьего правила особенно ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что риск - менеджер должен определить и выбрать приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос - это плата страхователя страховщику за страховой риск. Страховая сумма - это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, ответственность, жизнь и здоровье страхователя. Риск не должен быть удержан, т.е.
банк не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе.
Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для которой имеется только одно решение (положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно существуют. Если же анализ показывает, что других решений нет, то действуют по правилу “в расчете на худшее”, т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное решение.
Глава 3. Управление банковскими рисками
3.1. Сущность управления рисками
В условиях экономического кризиса весьма актуальной выглядит проблема эффективного, профессионального управления банковскими рисками, оперативного учета факторов риска.
Проблема управления рисками в каждом банке должно занимать одно из главных мест, поскольку неправильный подход в этом вопросе может не просто привести к большим убыткам, но и к закрытию кредитной организации.
В настоящее время во всех кыргызских банках в соответствии с требованиями Национального банка Кыргызской Республики осуществляется выделение специальных сотрудников и подразделений, функцией которых является организация системы управлении рисками банковской деятельности или риск-менеджмент. В определении стратегии в области риск-менеджмента кыргызские банки руководствуются рекомендациями НБКР и частично рекомендациями Базельского комитета.
Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.
Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:
прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.
Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно
уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.
Подобная работа не может носить отрывочный характер и приносит результаты, когда выработана и осуществляется определенная стратегия риска:
выявление факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении определенных банковских операций;
анализ выявленных факторов с точки зрения силы воздействия на риск;
оценка конкретного вида риска;
установление оптимального уровня риска;
анализ отдельных операций с точки зрения соответствия приемлемому уровню риска.