Система показателей рентабельности и их применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявление путей повышения рентабельности коммерческой организации.
Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
1. Рассмотрение понятия рентабельности, его показателей;
2. Анализ уровня рентабельности коммерческой организации;
3. Выявление резервов роста рентабельности и предложения путей для её совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа уровня рентабельности 5
1.1. Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности деятельности коммерческой организации 5
1.2. Показатели рентабельности 9
1.3. Факторы роста рентабельности 13
Глава 2. Современное состояние работы ЗАО «Николаевский» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО ПЗ «Николаевский» 17
2.2. Анализ рентабельности деятельности ЗАО «Николаевский» 26
Глава 3. Резервы повышения рентабельности предприятия 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

66_Sistema_pokazateley_rentabelnosti_i_ikh_prim.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

Источниками информации для анализа показателей рентабельности служат: форма № 1 «Баланс предприятия», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 5 «Приложение к балансу», форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств», при расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль. Основные показатели прибыли:

  • Рентабельность основной деятельности;
  • Рентабельность продаж;
  • Рентабельность активов;
  • Рентабельность текущих активов;
  • Рентабельность собственного акционерного капитала;
  • Рентабельность внеоборотного капитала.

Рассчитаем  показатели  рентабельности для  ЗАО ПЗ «Николаевский» 

1. Рентабельность  основной деятельности;

          Rод = Пр / З

2008 г. = 367 /  50936+5392 = 0,006

2007 г. = 101 / 33977+2481 = 0,02

2006 г. = 6783 / 30496+3212 = 0,2

2. Рентабельность  продаж, %

Rрп = Прп / В  или  Rрп = ЧП / В

2008 г. = 367 / 56695 = 0,006

2007 г. = 101 / 36559 = 0,003

2006 г. = 6783 / 40491 = 0,17

3. Рентабельность  всех активов по чистой прибыли, %

Ра = ЧП /А(ср)

2008 г. = 2513 / 142022 = 0,018                          

2007 г. = 125 / 101477 = 0,001

2006 г. = 9339 / 58521 =0,16

4. Рентабельность  оборотного капитала, %

Рск = ЧП / ОК(ср)

2008 г. = -9376 / 49172,5 = -0,2

2007 г. = -7352 / 28899 = -0,25

2006 г. = 2612 / 21324,5 = 0,12

5. Рентабельность  собственного капитала, %

Рск = ЧП / СК(ср)

2008г.  =  2513 / 8148 = 0,3

2007 г. = 125 / 13676 = 0,02 

2006 г. = 9339 / 4901= 1,9

6. Рентабельность внеоборотного капитала, %

Рвк = ЧП / ∑ВА

2008г.  =  2513 / 81676 = 0,03

2007 г. = 125 /  63480 = 0,001

2006 г. = 9339 / 10913 =  0,85

Таблица 7

Анализ рентабельности деятельности предприятия

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008г.

Изменения 2008г. к 2007г.

Рентабельность  основной деятельности

0,2

0,02

0,006

0,03

Рентабельность  продаж, %

0,17

0,003

0,06

0,057

Рентабельность  всех активов по чистой прибыли, %

0,018

0,001

0,16

0,159

 Рентабельность  оборотного капитала, %

0,12

-0,25

-0,2

-0,45

Рентабельность собственного капитала, %

1,9

0,02

0,31

0,29

Рентабельность  внеоборотного капитала, %

0,85

0,001

0,03

0,03


 

Таким образом, на основании произведенных расчетов мы можем сделать вывод, что ЗАО  ПЗ «Николаевский» становиться все менее рентабельное хозяйство. Посмотрев на показатели рентабельности от основной деятельности можно сказать, что рентабельность уменьшается за счет роста себестоимости и прочих затрат. ЗАО ПЗ «Николаевский» должен придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и сбыт продукции. Рентабельность продаж отражает соотношение прибыли от продаж и выручки, полученной организации в отчетном году и за последний год составляет 0,06%. Рентабельность внеоборотного капитала в 2008 г. составляет 0,03% показывая, что предприятие менее эффективно использует внеоборотный капитал. Рентабельность оборотного капитала составляет -0,2%, показывает неэффективность и снижение прибыльности использования оборотного капитала. Рентабельность всех активов по чистой прибыли составляет 0,16%, рентабельность собственного капитала равно 0,31%. Это свидетельствует о наличие избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения акционеров подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. ЗАО ПЗ «Николаевский» только начало восстанавливать свою рентабельность, на это повлияли в последнее время государственная поддержка сельскохозяйственных производителей а также это обусловлено со взятием на себя кредита который пошел на приобретение высокопродуктивных свиноматок, вследствие свинокомплекс приобрел статус племенного завода в 2008г.

 

 

Глава 3. Резервы повышения рентабельности предприятия

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом. Они более полно отражают окончательные результаты работы.

Для проведения анализа рентабельности ЗАО ПЗ «Николаевский»  необходимы  данные,  представленные  в  табл. 8.

Таблица 8

Исходные  данные  для  анализа  рентабельности   деятельности  предприятия за 2007, 2008 гг., в тыс. руб.

Показатели

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции

36559

56695

20136

155,1

Затраты на производство и сбыт продукции

32566

50936

-33972

156,4

Валовая прибыль

3993

5759

4470

144,2

Прибыль (убыток) от продаж

101

367

4334

363,4

Чистая прибыль

125

2087

-2627

1669,6

Внеоборотные  активы

81676

104023

48396

127,4

Собственный капитал

6281

8794

-2068

140,0

Совокупный  капитал

113612

170432

97820

150,0


 

Рассчитаем  основные показатели  рентабельности и запишем их в таблицу.

показатели  рентабельности для оценки хозяйственной  деятельности:

  • рентабельность затрат Rз
  • рентабельность продаж Rпр
  • рентабельность капитала Rк

Таблица 9

Динамика  основных показателей рентабельности

Показатели

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Рентабельность  затрат

0,31

0,72

0,41

232,32

Рентабельность  продаж

0,28

0,65

0,37

234,31

Рентабельность  капитала

0,09

0,22

0,13

242,22


 

Рентабельность затрат увеличилась, следовательно прибыль от реализации также увеличилась, затраты, а также и выручка от реализации увеличились – увеличилась рентабельность продаж.

Рентабельность  капитала увеличилась, следовательно, увеличилась чистая прибыль.

Далее приведен факторный анализ уровня рентабельности предприятия.

Для этого воспользуемся  факторными моделями, разработанными специалистами фирмы Дюпон.

  1. Проведем анализ рентабельности собственного капитала. Воспользуемся данными таблиц 30 и 31.

Рентабельность собственного капитала зависит от следующих факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости  совокупного капитала и коэффициента финансовой зависимости. Рассмотрим влияние  каждого фактора.

 

Таблица 10

Расчет влияния  факторов на рентабельность собственного капитала

Показатели

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Рентабельность  собственного капитала

1,61

4,17

2,57

259,53

Рентабельность  продаж

0,28

0,65

0,37

234,31

Оборачиваемость совокупного капитала

0,32

0,33

0,01

103,38

Коэффициент финансовой зависимости

18,09

19,38

1,29

107,14


 

  1. 0,28∙0,32∙18,09=1,61
  2. 0,28∙0,32∙19,38=1,74

∆ = 1,74 – 1,61 = 0,13

Рентабельность  собственного капитала увеличилась  на 0,13 в результате влияния коэффициента финансовой зависимости.

  1. 0,28∙0,33∙19,38 = 1,79

∆ = 1,79 – 1,74= 0,05

В результате влияния  оборачиваемости совокупного капитала рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,05.

  1. 0,65∙0,33∙19,38 = 4,16

∆ = 4,16 – 1,79 = 2,37

Вследствие  изменения рентабельности продаж рентабельность собственного капитала возросла на 2,37.

∑ =0,13+0,05+2,37 = 2,56

Все факторы  оказали положительное влияние  на рост рентабельности собственного капитала. Это означает, что резервы  роста не выявлены.

Рентабельность  собственного капитала возросла и составила  в 2008 году 417%, против 161% в 2007 г. На рост рентабельности капитала в основном повлиял рост рентабельности продаж: в 2007 г. показатель составил 0,28%, а в 2008 г. – 0,65%.

Таким образом, предприятию необходимо предпринять  следующие меры для увеличения показателя прибыли от реализации:

1. Увеличение  объемов реализации за счет  повышения качества выпускаемой  продукции;

2. Провести анализ  соблюдения договорной дисциплины  по поставщикам и работу с  недобросовестными контрагентами;

3. Разработка  политики продвижения продукции и ее реализация с целью стимулирования потребительского спроса.

В условиях жесткой  конкуренции представляется сложным  увеличить объемы реализации в натуральном  выражении на существующих рынках, поскольку рынок поделен между  основными конкурентами. Важной задачей для предприятия на сегодняшний день является удержание своей доли рынка в тех регионах, где уже ведется реализация.

Увеличение  объемов реализации в натуральном  выражении возможно за счет выхода на новые рынки. Проблема увеличения прибыли от реализации связана с увеличением объемов реализации и носит маркетинговый характер. В условиях насыщенного рынка увеличение объемов реализации должно происходить главным образом за счет повышения цен на продукцию, поскольку величина возможной реализации продукции в натуральном выражении ограничена емкостью рынка.

Таким образом, для увеличения объемов реализации продукции она должна соответствовать  требованиям рынка.

 

 

Заключение

 

На основании  проведенного исследования рентабельности ЗАО ПЗ «Николаевский» установлено следующие:

1. Рассмотрев на показатели рентабельности от основной деятельности можно сказать, что рентабельность уменьшается за счет роста себестоимости и прочих затрат. ЗАО ПЗ «Николаевский» должен придерживаться финансовой стратегии минимизации затрат на производство и сбыт продукции.

2. Рентабельность продаж отражает соотношение прибыли от продаж и выручки, полученной организации в отчетном году и за последний год составляет 0,06%.

3. Рентабельность внеоборотного капитала в 2008 г. составляет 0,03% показывая, что предприятие менее эффективно использует внеоборотный капитал.

4. Рентабельность оборотного капитала составляет -0,2%, показывает неэффективность и снижение прибыльности использования оборотного капитала.

5. Рентабельность всех активов по чистой прибыли составляет 0,16%, рентабельность собственного капитала равно 0,31%. Это свидетельствует о наличие избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что с точки зрения акционеров подтверждает неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала.

6. Рентабельность собственного капитала возросла и составила в 2008 году 417%, против 161% в 2007 г. На рост рентабельности капитала в основном повлиял рост рентабельности продаж: в 2007 г. показатель составил 0,28%, а в 2008 г. – 0,65%.

Таким образом, предприятию необходимо предпринять  следующие меры для повышения  рентабельности:

    • снижение издержек производства;
    • увеличение объема производства и реализации продукции за счет повышения качества выпускаемой продукции;
    • рост производительности труда;
    • экономия всех видов материальных ресурсов;
    • сокращение административно-управленческих и накладных расходов.
    • соблюдение договорной дисциплины по поставщикам и работу с недобросовестными контрагентами;
    • разработка политики продвижения продукции и ее реализация с целью стимулирования потребительского спроса.

Также необходимо сформировать целевые программы, направленные на повышение рентабельности производства. В них должны быть предусмотрены  конкретные меры по сокращению затрат на производство, внедрению ресурсосберегающей техники и технологии выполнения работ, улучшению организации производства и труда, более производительному использованию транспорта и механизмов, повышению сменности работы наиболее производительной техники, экономному расходу материалов.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-Ф3.
  9. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом МФ РФ от 29 июля 1998 года № 34н. (с изменениями и дополнениями от 24.03.00 № 31н).
  11. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». (Утверждено приказом МФ РФ от 6 июля 1999 года № 43н).
  12. ПБУ 9/99 «Доходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н).
  13. ПБУ 10/99 «Расходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н).
  14. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 268 с.
  15. Бурцев В.В. Теоретические основы экономического анализа / В.В. Бурцев // Финансовый вестник. – 2006. - №12. – с.11-18
  16. Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка комплексных результатов операционной деятельности / Л.Т. Гиляровская, А.А. Спицын // Современный бухучет. – 2005. - №3. – с.3-9
  17. Глинистый В.Д., Колесенкова Л.М. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету/ Александр Сергеевич Бакаев "Книги издательства "Юрайт-Издат", 2004
  18. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с. ил. – (Серия «Краткий курс»)
  19. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 454 с.
  20. Жминько А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7(112). с. 60-64.
  21. Жигунова О., Тепляков А. Бухгалтерская и экономическая прибыль: оценка с позиции аудита // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10. с. 27-31.
  22. Зайцев Л.Н. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М. 2006. – 346 с.
  23. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 336 с.
  24. Костромина Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент. 2004. № 4. с. 48-56.
  25. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебное издание. – М.: Финансы и статистика, 2005г. – 716с.
  26. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448с.
  27. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
  28. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 406с.
  29. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Пястолов. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 336 с.
  30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 425 с.
  31. Савицкая Г.В.  Экономический анализ: Учеб./ Г.В. Савицкая.  – 10-е изд., испр. - М.: Новое знание,  2004. – 640 с. – (Экономическое образование)
  32. Самойлова Л.Б. Экономика фирмы: учеб. пособие – М.: Флинта, МПСИ, 2005. – 412 с.
  33. Самойленко О.Б. Практика анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам года / О.Б. Самойленко // Налоговый учет для бухгалтеров. – 2005. - №1 – с.52-70
  34. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерская отчетность как источник информации при стратегическом анализе деятельности коммерческой организации // Аудитор. – 2007 - №4 – с. 37-46
  35. Гиляровская Л.Т., Попков И.А. Экономический анализ в оценке конечных результатов производственно-финансовой деятельности организации // Аудитор. – 2005. - №3. – с.53-61
  36. Романов А.Н. «Оценка коммерческой деятельности предпринимательства».- М.: Финансы и статистика, 2003 г.- 296 с.
  37. Смекалов А.В., Ораевская О.В., Овсянников И.Д.и другие «Анализ хозяйственной деятельности». – М.: Агропромиздат , 2003 г.-201 c.
  38. Щербина Ю.В. «Анализ хозяйственной деятельности» - М.: Агропромиздат, 2004 г.- 305 с.
  39. Чернобривец А.С. Анализ использования прибыли предприятия/А.С. ЭФУ. - 2004. - №12. С.82-89.
  40. Чернобривец А. Прибыль и фонда образуемые из чистой прибыли // ЭФУ. – 2004. – №7– С.16.
  41. Экономика предприятия: учеб. Пособие / Под редакцией Заяц Н.Е. - Мн.: Высшая школа, 2005. - С.528.
  42. Экономика предприятия: учеб. Пособие / Под редакцией д. н.э. профессора Нехорошевой Л.Н. - Мн.: Высшая школа, 2005.
  43. Экономика предприятия: учеб. Пособие / Под общей редакцией Ильина А.И., Волкова В.П. - М.: ООО Новое Знание, 2003.

Информация о работе Система показателей рентабельности и их применение