Способы оценивания акций, дивидендов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:06, реферат

Описание

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, обыкновенные и привилегированные акции и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и виды акций ………………………………………………… 4
Глава 2. Способы оценивания акций …………………………………………. 10
2.1. Привилегированные акции ……………………………………………….. 10
2.2. Обыкновенные акции ……………………………………………………... 11
2.2.1. Балансовые методы оценки акций .....……………………………... 14
2.2.2. Методы на основе дисконтирования дивидендов …………….….. 15
2.2.3. Методы на основе дисконтирования и капитализации денежных потоков …………………………………………………………………………. 18
2.2.4. Методы на основе капитализации чистой прибыли ……….…….. 21
2.3. Оценка пакетов акций …………………………………………………..… 29
Заключение …………………………………………………………………… .. 32
Список использованных источников и литературы …………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Способы оценивания акций, дивидендов.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

1)  выплаты дивидендов собственными акциями;

2)  консолидация или дробление акций;

3)  льготная эмиссия акций;

4)  приобретения, учитываемые при слиянии компаний.

В первых двух случаях размещения акций без оплаты путем распределения среди акционеров пропорционально их доле в уставном капитале. Это не оказывает влияние ни на структуру долей собственности, ни на распределение прибыли среди акционеров. Следовательно, эти финансовые операции не ведут к изменениям бухгалтерской оценки акционерного капитала или к появлению прибыли или убытка. В этих случаях происходит лишь корректировка числа обыкновенных акций в обращении, удостоверяющих требования на часть чистых активов компании и участие в распределении прибыли при неизменной величине собственности акционеров и размере инвестированного акционерного капитала. Для сопоставимости показателей прибыли на акцию достаточно провести ретроспективную корректировку знаменателя (обыкновенных акций). Пересчет прибыли на одну акцию проводится за все представленные в отчетности периоды с учетом того, что указанные изменения произошли в начале самого раннего из включенных в отчетность периодов. Если такие изменения происходят после отчетной даты, но до представления финансовой отчетности инвесторам, то прибыль на одну акцию в ней за все периоды должна рассчитываться по новым данным.

Несколько иначе обстоит дело с корректировкой прибыли на акцию в связи с размещением льготной эмиссии, при которой акционеры получают преимущественное право покупки по цене ниже рыночной. Основное различие между акциями льготной эмиссии и дивидендам в форме акций состоит в том, что в первом случае акционерам выплачивается некоторая сумма за предоставление прав на получение дополнительных акций. При льготной эмиссии акционеры получают дивиденды в форме акции, стоимость которых соответствуют превышению рыночной цены акций над ценой их приобретения по льготной подписке.

При размещении обыкновенных акций по цене ниже их рыночной стоимости для расчета прибыли на одну акцию все обыкновенные акции, находящиеся в обращении до указанного размещения, считаются оплаченными по цене ниже рыночной стоимости при соответствующем увеличении их числа. Количество обыкновенных акций, находящихся в обращении до размещения ниже рыночной стоимости, корректируется в зависимости от соотношения рыночной стоимости на дату окончания размещения и средней расчетной стоимости обыкновенных акций, находящихся в обращении. Эта величина определяется как сумма рыночной стоимости обыкновенных акций, находящихся в обращении до размещения, и средств, привлеченных в результате размещения обыкновенных акций по цене ниже рыночной стоимости, деленная на число акций, находящихся в обращении на следующую после окончания размещения дату.

В отличие от льготной эмиссии акций выпуск обыкновенных акций в результате конвертации облигаций или исполнения опционов не приводит к возникновению разового платежа для инвестора даже в том случае, если исполнение договора или конвертация ценных бумаг происходит по цене ниже рыночной. Это объясняется тем, что выпуск потенциальных обыкновенных акций, осуществляется по рыночной стоимости и приводит к увеличению капитала компании в размере, возможном на момент выпуска таких обыкновенных акций. Поэтому ретроспективная корректировка прибыли на одну акцию в этом случае не нужна.

Анализируя факторы, вызывающие изменение размера прибыли на одну акцию, следует обращать внимание на причины изменения, как прибыли, так и числа акций в обращении. При этом нельзя недооценивать и прирост прибыли на одну акцию.

Показатель базовой прибыли на акцию учитывает исключительно акции, фактически выпущенные в обращение, и не содержит прогнозной составляющей. Она закладывается в концепцию «разводнения» прибыли на акцию, предполагающую, что у компании имеются или могут возникнуть обязательства по выпуску обыкновенных акций в будущем и, следовательно, приходящаяся на одну акцию прибыль может стать меньше, если компания выполнит эти обязательства. Например, наличие у компании облигаций, конвертируемых по желанию владельцев в акции, для существующих акционеров означает, прежде всего, потенциальное уменьшение их прибыли, поскольку ею придется делиться с новыми акционерами.

Подобные обязательства возникают в случае, если компания выпустила ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции, или заключила договоры, согласно которым при определенных условиях она обязана выпустить обыкновенные акции. Соответствующие фондовые инструменты принять называть конвертируемыми ценными бумагами. Помимо конвертируемых облигаций к ним относятся также привилегированные акции, конвертируемые в обыкновенные, опционы и варранты на акции компании, предоставляющие их владельцам право приобретать обыкновенные акции по фиксированной цене.

Величина «разводненной» прибыли на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию компании в случае конвертации, преобразования иных ценных бумаг в обыкновенные акции. «Разводненная» прибыль на одну акцию определяется следующим образом:

Ераз=, (18)

где Qраз- эффект «разводнения» чистой прибыли, т.е. величина ее изменения под влиянием различных факторов;

Nэ- эквивалентное число обыкновенных акций компании, конвертируемых из финансовых инструментов.[8]

оценка стоимость

2.3. Оценка пакетов акций

Мелкие пакеты акции обычно оцениваются путем умножения действительной стоимости одной акции, найденной одним из приведенных выше методов, на число акций в пакете. Такие пакеты называются миноритарными. А их владельцы – миноритарными акционерами. Крупные пакеты оцениваются путем прибавления к стоимости, определенной таким способом, надбавки за контроль.

Кроме методов, основанных на определении действительной цены одной акции, миноритарные пакеты могут оцениваться с помощью сравнительного подхода (или метода сравнительных продаж). Существуют две разновидности этого подхода: метод анализа сделок и метод рынка капитала.

Первый метод основывается на анализе сделок купли-продажи компаний, сходных с той, акции которой оцениваются; второй - на анализе биржевых операций с акциями, которые аналогичны оцениваемому пакету акций. Оба метода достаточно близки по используемым приемам анализа и включают следующие этапы оценки:

1) Отбор нескольких недавно проданных компаний-аналогов (метод анализа сделок) или компаний, акции которых котируются на бирже (метод рынка капитала) на основании следующих критериев:

a)                 принадлежность к одной отрасли;

b)                схожесть типов, размера или характера производства;

c)                 сравнимая номенклатура выпускаемой продукции;

d)                общность действия внешних факторов (налоговое давление, курс валют, инфляция).

2) Расчет для каждой компании-аналога ценовых мультипликаторов:

a)                 цена компании/выручка;

b)                цена компании/дивиденды;

c)                 цена компании/ стоимость чистых активов.

3) Определение более узкой группы компаний, мультипликаторы которых не выходят за границы заданных диапазонов.

4) Усреднение стоимости узкой группы компаний с использованием соответствующего взвешивания.

5) Расчет стоимости компании, пакет акции которой оценивается, с помощью умножения усредненной стоимости компаний на соответствующий этой компании весовой коэффициент.

6) Расчет стоимости миноритарного пакета как соответствующей величине пакета доли стоимости всей акционерной компании.

В случае применения метода рынка капитала стоимость оцениваемого миноритарного пакета прямо пропорциональна расчетной стоимости компании. В случае использования метода анализа сделок расчетная стоимость миноритарных пакетов акций корректируется путем скидок на неконтролируемость и\или неликвидность пакетов.

Поскольку каждый акционер имеет на общем собрании акционеров количество голосов, пропорциональное числу принадлежащих ему обыкновенных акций, то его влияние на принятое решение общим собранием может быть различным. Миноритарный акционер не имеет возможности персонально отстаивать свое мнение путем голосования, в то время как мажоритарный акционер может оказывать влияние прямое на принятие решения. Чем более крупной долей уставного капитала владеет акционер. Тем большим правом контроля над компанией он обладает.

Суммарный размер возможных преференций зависит от многих факторов:

1)                 качестве менеджмента компании;

2)                 степени концентрации капитала среди крупных акционеров компании;

3)                 монопольного положения компании на рынке;

4)                 конкурентоспособности продукции компании;

5)                 размеров налоговой нагрузки на компанию.

Принято считать, что для функционирующего бизнеса суммарный размер преференций не должен превышать некоторого предела. После которого размер чистой прибыли уменьшается на столько, что ее не хватает на развитие бизнеса или компания становится непривлекательной для миноритарных акционеров.

Как правило, максимальный размер преференций определяется экспертным путем или путем сопоставления с аналогичными компаниями. Согласно экспертным данным, в российской практике размер преференций колеблется в пределах 10-20% от чистой прибыли. Размер скидки за неликвидность, как правило, оценивается только экспертным путем.

При этом следует учесть, что неликвидными могут быть как миноритарными, так и контрольные пакеты акции.

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной экономики вложения денежных средств в ценные бумаги приносит значительно высокий доход и в большей мере защищает от явного и неявного риска, чем любой вид инвестиций. Помимо этого, рост цены акции происходит одновременно с общим ростом цен, что защищает вкладчика от воздействия инфляции. Возможность продажи акций на фондовой бирже служит не только средством сохранения денег, но стимулом для преобразования деятельности предприятия. Для того, чтобы акции служили надежным источником дохода, необходимо выбрать для инвестиций достойное предприятие. Эта задача в условиях рынка постоянно возникает как перед фирмами, расширяющими свое влияние за счет вложений крупных капиталов, так и перед мелкими вкладчиками, расходующими свои сбережения на покупку незначительного количества ценных бумаг. Определение критерия, который может быть использован для принятия решения об инвестиционной привлекательности конкретного выпуска акций компании, составляет цель оценки стоимости акции. Можно выделить несколько целей оценки акций. Во-первых, определение вероятного уровня рыночной цены при отсутствии данных о результатах биржевых или внебиржевых торгов, выявление тенденций, прогнозирование изменения рыночной стоимости акций и определение диапазона цен, в которых можно осуществлять их покупку и продажу в будущем. Во-вторых, определение уровня "недооцененности" или "переоцененности" рынком тех или иных ценных бумаг. С этой целью определяется действительная (оценочная) стоимость акции. Эта цена может называться "теоретически правильной", "учетной" или "фундаментальной" стоимостью акции. Она определяется оценщиками на основе расчетов по различным методикам. Если рыночная цена акции компании значительно выше их действительной стоимости, цену такой акции следует считать завышенной, а от приобретения таких акций следует воздержаться. Если текущая рыночная цена акции намного ниже оценочной стоимости, то рыночные ожидания сильно занижены, а акции недооценены. Такие акции называют "акциями роста". Считается, что они имеют высокий потенциал увеличения курсовой стоимости. Все вышесказанное приводит к выводу о том, что главными задачами для оценщика становятся: выбор вида стоимости, адекватно отражающего реальную стоимость акций в конкретных условиях финансово - хозяйственной деятельности общества, состояние рынка ценных бумаг, общее состояние финансово - кредитного рынка; определение положения акций предприятия - эмитента на фондовом рынке, наличия или возможности биржевого или внебиржевого обращения акций. Результаты такого анализа позволят достоверно определить вид стоимости, подлежащей оценке, и механизм реализации процедуры оценки. А уже на основе проделанной оценщиком работы можно будет сделать вывод о привлекательности ценных бумаг для инвестирования.

 


Список использованных источников и литературы

 

1.      А.Г.Грязнова Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник.- Москва: Интерреклама, 2003 - 544с.

2.      Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.:ИНФРА-М. – 2007. – 379 с.

3.      И.В.Политковская Оценка стоимости ценных бумаг: учебник. – Санкт-Петербург: Академия, 2006 - 256с.

4.      Т.Б.Бердникова Оценка ценных бумаг: учебное пособие. - Москва: Инфра – М. 2006 - 144с.

5.      Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

 

 

 

2

 



[1] Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст.2

[2] Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.:ИНФРА-М. – 2007 -  С.104.

[3] Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.:ИНФРА-М. – 2007 – С.105-106.

[4] И.В.Политковская Оценка стоимости ценных бумаг: учебник. – Санкт-Петербург: Академия, 2006 – С.135.

[5] А.Г.Грязнова Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник.- Москва: Интерреклама, 2003.

[6] А.Г.Грязнова Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник.- Москва: Интерреклама, 2003.

[7] Т.Б.Бердникова Оценка ценных бумаг: учебное пособие. - Москва: Инфра – М. 2006

[8] А.Г.Грязнова Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник.- Москва: Интерреклама, 2003.

 


Информация о работе Способы оценивания акций, дивидендов