Сравнительная характеристика МС финансовой отчетности № 7 и ПБУ 4/99

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание

Формирование отчета о движении денежных средств по-новому. Денежные эквиваленты. Классификация денежных потоков. Новые подходы к отражению операций.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 58.11 Кб (Скачать документ)

     Формирование  отчета  

     Недостатки  отчетной формы. По итогам 2011 г. на основании ПБУ 23/2011 компаниям предстоит заполнить отчет о движении денежных средств, форма которого утверждалась задолго до издания соответствующего стандарта [3]. Вообще говоря, Минфин России при подготовке нового нормативного правового акта обязан давать предложения и об изменении связанных с ним актов, изданных ранее <10>. Однако этой стороне разработок уделяется недостаточно внимания. Очередной пример тому - несогласованность содержания отчетных форм с терминологией и требованиями рассматриваемого стандарта.

     --------------------------------

     <10> Пункт 7 Правил подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их  государственной регистрации, утв.  Постановлением Правительства РФ  от 13.08.1997 N 1009.  

     Прежде  всего, в форме отчета о движении денежных средств не упоминается  о денежных эквивалентах. Для обеспечения  увязки показателей отчета и баланса  в последнем логично было бы переименовать  строку "Денежные средства" (код 1250) в "Денежные средства и денежные эквиваленты". Далее, в форме использована классификация деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая), в  то время как в Стандарте классифицируются операции. Наконец, в форме отсутствует  графа для пояснений по строкам (как в балансе и отчете о  прибылях и убытках). Более того, Приказ N 66н [3] вообще не предусматривает  пояснений к отчету о движении денежных средств.

     Хочется надеяться, что до конца года отмеченные недостатки будут устранены.

     Сравнительные данные. В отчете о движении денежных средств за 2011 г. предстоит привести сравнительные данные за предыдущий 2010 г. Однако правила составления отчета существенно изменились, поскольку:

     - к денежным средствам приравнены  денежные эквиваленты;

     - разнонаправленные потоки в ряде  случаев свертываются;

     - платежи и поступления по сделкам  показываются без учета НДС  и акцизов;

     - пересмотрен подход к отражению  потоков в иностранной валюте.

     В итоге данные за эти годы могут  оказаться несопоставимыми, в связи с чем потребуется пересчитать показатели за прошлый год по правилам ПБУ 23/2011. Существенные корректировки показателей за 2010 г. следует раскрыть в пояснительной записке [5, п. 35].

     Раскрытие в пояснительной записке. До настоящего времени компании могли не раскрывать особенности движения денежных средств в пояснительной записке. С 2011 г. такие обязанности у них появятся. В частности, ПБУ 23/2011 предписывает предоставлять информацию:

     - о денежных потоках между основным  и дочерним (зависимым) обществами;

     - о неиспользованных возможностях  по привлечению денежных средств  (например, выделенных компании, но  не полученных ею кредитных  ресурсах);

     - о денежных средствах, временно  недоступных для использования  (например, внесенных в обеспечение  заявки на участие в конкурсе  или аукционе <11>);

     - о движении денежных средств в разрезе отчетных сегментов;

     - об аккредитивах, открытых компанией  либо для компании.

     --------------------------------

     <11> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд", пп. 3 п. 1 ст. 12.  

     В итоге трудоемкость подготовки отчета о движении денежных средств ощутимо  возрастает.

     Составляют  ли отчет малые предприятия? ПБУ 23/2011 не содержит каких-либо особых правил для субъектов малого предпринимательства. Но Приказ N 66н [3] разрешает малому предприятию приводить в отчете о движении денежных средств и в пояснениях к нему только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка его финансового положения или финансовых результатов деятельности (т.е. заполнять не все строки и ограничить объем пояснений). На этом основании делается вывод об обязанности малых предприятий составлять все без исключения отчетные формы. Между тем с такой позицией можно не согласиться.

     Приказ N 66н, в отличие от предшествующего  Приказа N 67н [2], регламентирует лишь порядок формирования бухгалтерской отчетности. Распространять его требования к заполнению форм на представление форм бухгалтерской отчетности неправомерно. Вопросы представления рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которое прямо разрешает субъектам малого предпринимательства не представлять отчет о движении денежных средств, а также иные приложения, включая пояснительную записку [5, п. 85]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Российский  аналог международного стандарта IAS 7

     ПРИКАЗ  Минфина России от 22.07.2003 №67 н «  О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ» (редакция от 31.12.2004)

     Американские  аналоги международного стандарта IAS 7

     FAS-95 Statement of Cash Flows (Отчет о движении денежных средств)

     FAS-102 Statement of Cash Flows – Exemption of Certain Enterprise and Classification of Cash Flows from Certain Securities Acquired for Resale ( Отчет о движении денежных средств – освобождение некоторых предприятий и классификация денежных потоков от некоторых ценных бумаг, приобретенных для перепродажи)

     FAS-104 Statement of Cash Flows – Net Reporting of Certain Cash Receipts and Cash Payments and Classification of Cash Flows from Hedging Transactions (Отчет о движении денежных средств – нетто-отчетность по некоторым денежным поступлениям и платежам и классификация денежных потоков по операциям хеджирования).

     Последняя редакция документ действует с 01.01.2009.

     Цель  стандарта – определить требования к формированию отчета, который поможет прогнозировать возможность компании генерировать денежные потоки определять ее потребность в денежных средствах.

     Сфера применения – отчеты о движении денежных средств, которые все фирмы обязаны представлять в каждом отчетном периоде.

     Если  в российской практике этот отчет  включает только в годовой комплект, то в международной это компонент  любой, в  том числе и промежуточной, отчетности.

     Определения:

     Денежные  средства включают деньги в кассе и на текущем счете компании.

     Эквивалент  денежных средств – краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

     Движение  денежных средств  – поступления и платежи денежных средств и их эквивалентов.

     Операционная  деятельность – основная приносящаяся выручку деятельность компании и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой деятельности.

     Инвестиционная  деятельность – приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

     Финансовая  деятельность – деятельность, приводящая к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств

     Сравнительная характеристика 

     Отчет о движении денежных средств в составе бухгалтерской отчетности организации впервые появился как дополнительный раздел "Движение денежных средств" к отчету о финансовых результатах и их использовании начиная с отчета за девять месяцев 1995 г.

     В этом отчете представлялась информация исходя из характера поступления (от реализации товаров, работ, услуг, прочего  имущества, внереализационных операций и из банка) и использования денежных средств (на приобретение товаров, оплату работ, услуг, труда, на выплату дивидендов, процентов, на финансовые вложения и  пр.). Такое представление денежных средств в отчете еще разделялось  на движение денежных средств по наличному (с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) и бланков строгой  отчетности (БСО)) и безналичному расчету.

     С тех пор в бухгалтерском законодательстве было несколько вариантов представления  отчета о движении денежных средств, но уже Приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской  отчетности организаций" (далее - Приказ N 97) движение денежных средств было распределено на движение по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом справочно отражалась информация о движении денежных средств по наличному расчету с применением ККТ и с использованием БСО, а также о движении наличных денежных средств из кассы организации в банк и из банка в кассу организации.

     К Приказу N 97 были изданы указания по заполнению формы отчета о движении денежных средств (форма N 4), в которых определялось, что для целей составления  отчета понимается:

     "под  текущей деятельностью - деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;

     под инвестиционной деятельностью - деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;

     под финансовой деятельностью - деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.".

     Порядок же отражения денежных средств в  иностранной валюте в Приказе N 97 был регламентирован следующим  образом: "В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной  валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому  ее виду. После этого данные каждого  расчета, составленного в иностранной  валюте, пересчитываются по курсу  Центрального банка Российской Федерации  на дату составления бухгалтерской отчетности <1>. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы" <2>.

     --------------------------------

     <1> Здесь и далее по тексту шрифтовые выделения в цитатах авторские. - Прим. ред.

     <2> Этот же порядок отражения денежных средств в иностранной валюте сохранился и в Приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", который регулировал порядок формирования бухгалтерской отчетности вплоть до 2010 г.  

     Приказ  Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" не внес существенных изменений в форму отчета о  движении денежных средств и порядок  его заполнения.

     А вот Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской  отчетности организаций" <3> (далее - Приказ N 67н) кардинально изменил  эту форму, что стало причиной многочисленных вопросов со стороны  бухгалтеров организаций (кроме  кредитных и страховых организаций, а также бюджетных учреждений), которым было вменено в обязанность  включать отчет о движении денежных средств в состав годовой отчетности. В частности:

     - появилось требование о представлении  информации в разрезе текущей,  инвестиционной и финансовой  деятельности на отчетный год и аналогичный период предыдущего года;

     - в отчете появилась строка "Величина  влияния изменений курса иностранной  валюты по отношению к рублю";

     - из отчета были исключены строки  для представления информации  о движении наличных денежных  средств из кассы организации  в банк и из банка в кассу  организации.

Информация о работе Сравнительная характеристика МС финансовой отчетности № 7 и ПБУ 4/99