Сущность анализа безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:29, реферат

Описание

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Содержание

Введение
1.Сущность анализа безубыточности.
2.Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реф точка.docx

— 33.03 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Сущность анализа безубыточности.

2.Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономическое  развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался  качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия  является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия  или отсутствия доходов будет  зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Основной источник доходов  фирмы – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая  остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому  важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли  при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного  управления формированием прибыли.

Прибыль от продаж (операционная прибыль, прибыль от реализации продукции) – финансовый итог деятельности предприятия  и основная часть всей получаемой им массы прибыли.

Управление формированием  операционной прибыли – необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью  предприятия от приобретения сырья  и выплат заработной платы до сдачи  в аренду производственных помещений и работы с дебиторами.

Как и в любом управлении, в управлении формированием прибыли  от реализации продукции (работ, услуг) можно выделить следующие этапы:

-         учет;

-         анализ;

-         планирование.

Представленным трем этапам сопутствует контроль: контроль соответствия и достоверности учитываемых  данных, контроль качества анализа, контроль планирования реальных и достижимых показателей.

Существует несколько  способов планирования прибыли, на основе которых осуществляется управление формированием прибыли от продаж – метод прямого счета, аналитический  метод и планирование на основе маржинального анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность анализа  безубыточности. 

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты,  после  чего  каждая  дополнительная  единица  проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости  между изменениями объема производства, издержками и прибылью.

Цель анализа сводится к определению точки безубыточности. 
Точка безубыточности или порог рентабельности – это такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации всей продукции. Эта точка, при которой нет ни прибыли, ни убытков.

Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Организация, не достигающая точки безубыточности действует не эффективно.

Центральным моментом анализа  безубыточности (равновесного анализа) является определение точки безубыточности (точки равновесия), т. е. такого объема продаж, при котором выручка от реализации продукции (работ, услуг) равняется сумме всех затрат. Очевидным при этом является то, что превышение данного объема обеспечивает получение прибыли во все возрастающих масштабах, а его уменьшение — убытка.

Для определения точки  безубыточности могут применяться следующие методы:

-   Метод маржинального дохода;

-   Графический метод;

-   Математический метод (метод уравнения).

Метод уравнения основан  на том, что любой отчет о финансовых результатах можно представить в виде уравнения:

Выручка – Переменные затраты  – Постоянные затраты = Прибыль, 
 
или 
(Цена * Кол-во единиц) – (Переменные затраты на ед. * кол-во ед.) – Постоянные затраты = Прибыль

Форма уравнения подчеркивает, что все затраты делятся на зависящие от объема реализации и  независящие от него.

Маржинальный  доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.

Существует два способа  определения величины маржинального дохода. 
Первый способ.

Маржинальный доход = Выручка  – Переменные затраты 
 
Второй способ.

Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль 
 
Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные затраты, то получим величину выручки.

Прибыль = Маржинальный доход  – Постоянные затраты. 
 
Точку безубыточности или порог рентабельности можно определить: 
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности.

 

Анализ безубыточности предполагает также рассмотрение и оценку вариантов  управленческих решений, ориентированных  на достижение требуемой или возможной  величины прибыли, исходя из сложившегося соотношения между постоянными  затратами, переменными затратами  на единицу продукции (денежную единицу  продаж) и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка.

 
 






Поскольку после достижения безубыточности продажа каждого  последующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной величине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом :

 
 





 

где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для  покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли.

Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называемой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период.

Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта технологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами.

В этом случае находится  точка равновесия (безубыточности), в которой по обоим вариантам обеспечивается получение одинаковой прибыли. Если объем производства меньше этой точки, то более прибыльным является вариант, характеризующийся меньшими постоянными затратами. Превышение точки равновесия обеспечивает большую прибыльность варианту с меньшими переменными затратами.

Иногда анализ безубыточности объема продаж измеряется в натуральных единицах. Соответственно этому переменные затраты, выручка и маржинальный доход представляютя в виде удельных показателей, т. е. в расчете на единицу изделия (работ, услуг). Однако в большинстве случаев объем продаж представлен в стоимостном выражении, поэтому при проведении анализа используется так называемый “коэффициент валовой прибыли”. Этот коэффициент определяется отношением валовой прибыли (маржинального дохода) к выручке и называется также “отношение доход—выручка”.

 
 


 
Точка равновесия при этом выражается в денежной оценке и определяется по формуле: 
где R — коэффициент валовой прибыли (% или долей).

Коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности продукции, может использоваться в качестве самостоятельного инструмента анализа управленческих решений в ситуациях, когда сформировавшееся соотношение между объемом (ценой) продаж и переменными затратами не изменяется.

Можно выделить два варианта анализа, осуществляемого посредством данного показателя.

1. Оцениваются последствия  предполагаемого роста объема  продаж исходя из необходимости  увеличения операционной прибыли  (прибыли от продаж) при том, что уровень постоянных затрат останется тем же. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равна дополнительному маржинальному доходу, полученному в результате этого роста.

 
 


\

При этом, поскольку этот коэффициент представляет собой  отношение маржинального дохода к объему продаж, величина дополнительного маржинального дохода определяется по формуле: 
где МДд — дополнительный маржинальный доход;

Vд — дополнительный объем продаж;

R — коэффициент валовой прибыли.

2. Предполагается увеличение  объема продаж, для чего необходимы  дополнительные постоянные затраты.  В этом случае величина дополнительной прибыли будет равняться разнице между дополнительным маржинальным доходом и дополнительными постоянными затратами. 
Следует иметь в виду, что при анализе безубыточности принимается ряд допущений. Основные из них:

• объем производства и  объем продаж одинаковы (равны);

• продажная цена единицы  продукции не изменяется по мере изменения объема продаж;

• цены на потребляемые материалы, услуги, заработная плата не изменяются;

• затраты предприятия  можно точно разделить на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты остаются одинаковыми при всех объемах производства, а переменные изменяются пропорционально объему;

• имеется только одна точка равновесия (безубыточности);

• производится и продается  один вид изделия или, в случае многономенклатурного производства, сохраняется постоянная структура продаж;

• анализируется только так называемый приемлемый диапазон объемов производства, т. е. такой  интервал деловой активности предприятия, для которого действительно выявленное соотношение между затратами, объемом продаж и прибылью. Вне этого диапазона данная закономерность может быть нарушена, а принятые решения будут неверными.

В конкретной ситуации некоторые  допущения могут не соблюдаться, что скажется на результатах анализа и, возможно, на принятии того или иного решения.

Поскольку анализ безубыточности основывается на разделении затрат на постоянные и переменные, то от точности разделения зависит уровень обоснованности принимаемых решений. Такое разделение в значительной степени затруднено существованием так называемых смешанных (полупеременных) затрат, включающих в себя как постоянные, так и переменные составляющие. Как отмечают западные авторы, “заводские накладные расходы являются идеальным примером смешанных затрат”.

Существует несколько  методов разделения смешанных затрат, в том числе корреляционно-регрессионный анализ и метод “минимума и максимума” (“минимаксный”). Использование первого из них предполагает математико-статистическую обработку множества значений объемов производства и соответствующих значений определенной статьи накладных расходов. Свободный член в уравнении парной корреляции показывает величину постоянных затрат, а коэффициент при объеме производства — переменные затраты на единицу продукции.. При увеличении объема производства доля (но не величина) постоянных затрат будет уменьшаться, а при уменьшении объема — увеличиваться.

Информация о работе Сущность анализа безубыточности