Сущность и значение дивидендной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении темы сущности и значения дивидендной политики предприятия.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия дивидендной политики, содержания, типов;
Анализ эффективности дивидендной политики предприятия;
Изучение организации дивидендных выплат;
Анализ дивидендных выплат крупных российских компаний.

Содержание

Введение. 3
1. Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический аспект. 4
1.1 Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику. 4
1.2 Этапы формирования дивидендной политики. 9
1.3 Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики. 15
2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний. 18
2.1 Порядок и учет начисления дивидендов. 18
2.2 Дивидендные выплаты на примере некоторых крупных российских компаний: тенденции и перспективы. 23
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 1. – Методики дивидендных выплат 30
Приложение 2. – Пример начисления дивидендов 32
Приложение 3. – Пример заполнения раздела А листа 03 33
Приложение 4. – Дивидендный выплаты крупнейших российских компаний 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по фин. менеджменту.doc

— 457.00 Кб (Скачать документ)
Расчет  показателей политики стабильного  удельного веса дивидендов
№ п/п Показатели  дивидендной политики Годы
1 2 3
1. Чистая прибыль  к распределению 6000 8000 10 000
2. Количество  простых акций в обращении 2000 2000 2000
3. Капитализация 70% 70% 70%
4. Норма дивиденда (DPR) 30% 30% 30%
5. Общая сумма  дивиденда 1800 2400 3000
6. Дивиденд на одну простую акцию в обращении (Div) 0,9 1,2 1,5
 
 
 
 
 
 
 

Политика стабильной динамики дивидендов подразумевает  достижение умеренного роста дивиденда  в расчете на одну акцию, способного компенсировать инфляцию (таблица). При этом максимальное значение нормы дивидендов (DPR) составляет 50%. 

Расчет  показателей политики умеренного роста  дивидендов
Показатели  дивидендной политики Годы
п/п 1 2 3
1. Чистая прибыль  к распределению 6000 8000 10 000
2. Количество  простых акций в обращении 2000 2000 2000
3. Капитализация 70% 65% 60%
4. Норма дивиденда (DPR) 30% 35% 40%
5. Общая сумма  дивиденда 1800 2800 4000
6. Дивиденд на одну простую акцию в обращении (Div) 0,9 1,4 2,0

Различные типы дивидендной политики акционерной  компании проиллюстрированы на графике, представленном на рисунке 2: 

Рисунок 2 –Динамика  размера дивидендов на одну акцию.

3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:

* На первом  этапе из суммы чистой прибыли  вычитаются формируемые за ее  счет обязательные отчисления  в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

* На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

* На третьем  этапе сформированный за счет  прибыли фонд потребления распределяется  на фонд дивидендных выплат  и фонд потребления персонала  акционерного общества (предусматривающий  дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору. 

5. Важным этапом  формирования дивидендной политики  является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: 

1. Выплаты дивидендов  наличными деньгами (чеками). Это  наиболее простая и самая распространенная  форма осуществления дивидендных  выплат.

2. Выплата дивидендов  акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3. Автоматическое  реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение.

4. Выкуп акций  компанией. Он рассматривается  как одна из форм реинвестирования  дивидендов, в соответствии с  которой на сумму дивидендного  фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

6. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

Для оценки  дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели :

Дивиденд на 1 акцию = дивидендный фонд / Среднее  кол-во обыкновенных акций в обращении;

Ставка дивиденда = (Дивидендный фонд : Акционерный  капитал) × 100%;

Доход на 1 обыкновенную акцию = Чистая прибыль / Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении

Коэффициент «цена-доход» = Рыночная цена акции (курс) / Доход на 1 обыкновенную акцию

Дивидендный выход = Дивиденд на 1 акцию / Рыночная цена акции (курс)

Коэффициент выплаты  дивидендов = Дивиденд на 1 акцию / Доход  на 1  акцию

При оценке эффективности  дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.

    1.   Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики.
 

Формированию  оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются: 

1 Теория независимости дивидендов.

Ее авторы – Ф. Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы, формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики. 
 
 
 

2 Теория предпочтительности дивидендов (или "синица в руках").

Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход, отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Однако противники этой теории, утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своей или аналогичной акционерной компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики (фактор риска может быть учтен лишь менталитетом собственников; он определяется уровнем риска хозяйственной деятельности той или иной компании, а не характером дивидендной политики). 

3 Теория минимизации дивидендов (или "теория налоговых предпочтений").

В соответствии с этой теорией эффективность  дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых  выплат по текущим и предстоящим  доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций). 

4 Сигнальная теория дивидендов (или "теория сигнализирования").

Эта теория построена  на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости  акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом  рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой "прозрачностью" фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости акций. 

5 Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или "теория клиентуры").

В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая  соответствует ожиданиям большинства  акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров ("клиентура" акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным.

Министерство  экономики Российской Федерации  предлагает следующие методики дивидендных  выплат (см. приложение 1.)

На практике применение данных теорий воплощается  в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний.

2.1 Порядок и учет  начисления дивидендов.

Акционерные общества имеют право распределять дивиденды  по размещенным акциям по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и (или) по результатам финансового года. Решение о выплате дивидендов может приниматься в течение 3 месяцев после окончания соответствующего периода. Общества с ограниченной ответственностью вправе распределять между участниками чистую прибыль ежеквартально, раз в полгода или раз в год.

Срок и порядок  выплаты дивидендов (распределения  прибыли) определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

Обществу недостаточно только получить чистую прибыль, чтобы распределить ее между собственниками. Чтобы решение о выплате дивидендов соответствовало законодательству, необходимо учесть следующие ограничения:

1. Общество не  имеет права принимать решение  (объявлять) о выплате дивидендов:

– до полной оплаты всего уставного капитала общества;

– до выкупа всех акций на основании требований акционеров или до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника ООО;

Информация о работе Сущность и значение дивидендной политики предприятия