Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:41, контрольная работа
Даже в самых благоприятных экономических условиях для любого предприятия всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение риска…………………………………………………………….5
2. Сущность предпринимательских рисков…………………………………….9
2.1. Характеристика предпринимательского риска…………………………..9
2.2. Классификация предпринимательского риска………………………….13
2.3. Управление рисками………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………
В учениях классиков экономической теории особо подчеркивается мысль, что предпринимательство - это рисковая деятельность. Положение, что предприниматели осуществляют деятельность на свой риск, зафиксировано в ГК РФ, а одна из статей ГК РФ посвящена проблеме страхования предприниматель-ского риска. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано вознаграждением за затраченное им время, результатом деятельности может оказаться как прибыль, так и убытки.
Появление предпринимательского риска имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предприятию. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляется деятельность и к изменению которых организация вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации для предпринимателя вызвана тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капитала и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о предпринимательской деятельности и многих других обстоятельств. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Возникновение предпринимательского риска - по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будут усиливаться неопределенность и предпринимательский риск. Таким образом, устранить неопределенность в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительности, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере экономики.
Предпринимательский риск заключается в возможности недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществления запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом или планом его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Таким образом, снижение величины предполагаемого дохода, или так называемая упущенная выгода, также входит в категорию риска.
Эффективность организации управления предпринимательским риском в значительной мере определяется классификацией факторов риска, под которой понимается их распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Классификация позволяет определить место каждого фактора в их системе и создает возможности для эффективного применения впоследствии соответствующих методов управления риском (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные группы рисков деятельности предприятия (фирмы)
На рисунке представлены основные группы рисков деятельности производственного предприятия (фирмы), среди которых прежде всего следует выделить хозяйственные риски.
Предпринимательский риск, с одной стороны, является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных обстоятельств, с другой - он связан с практической деятельностью самого предпринимателя.
Следовательно, предпринимательский риск можно понимать как экономическую категорию, количественно (да и качественно) выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражающую степень неуспеха (или успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.[1]
Это также возможная потеря ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и, следовательно, недостижение ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большего по объему дохода, чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.
Таким образом, осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским.[2]
Выясним далее виды и формы его проявления для того, чтобы уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения.
2.2 Классификация предпринимательского риска
Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Анализ риска начинается с выявления его источников и причин.[3]
При этом важно определить, какие источники являются преобладающими, чтобы сосредоточить анализ на них. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.
По источнику возникновения принято различать риск:
а) собственно хозяйственный;
б) связанный с личностью человека;
в) обусловленный природными факторами.
По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние (Приложение 1). Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране, и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы.[4]
По причине возникновения целесообразно вычленять риск, являющийся следствием: неопределенности будущего; непредсказуемости поведения партнеров; недостатка информации.
В зависимости от вида хозяйственной деятельности предпринимательский риск - производственный, коммерческий и финансовый.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска - снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных, трудовых затрат и другие.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причина коммерческого риска: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.
В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
а) Чистые риски означают возможность получения убытка или «нулевого» результата; такой риск рассчитан только на проигрыш. К этим рискам относятся: экологические, политические, природно-естественные, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
б) Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющие частью коммерческих рисков.
Поскольку финансовое предпринимательство - это тоже коммерческое предпринимательство, но товаром выступают денежные средства. Принято различать следующие разновидности финансового риска: кредитный риск, риск упущенной выгоды, процентный риск, валютный риск.
Кредитный риск - это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору, т.е. риск невозврата кредита.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.).
Процентный риск - опасность потерь финансовыми учреждениями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
Валютный риск - это опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Таким образом, даже поверхностного ознакомления с классификацией предпринимательских рисков финансовому менеджеру достаточно, чтобы убедиться, что в его функциональные обязанности входит оценка степени риска. В ходе оценки приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких условиях принимаются решения:
в условиях определенности, когда все последствия принимаемого решения могут быть оценены;
в условиях риска, когда последствия принимаемых решений могут быть оценены с определенной степенью вероятности;
в условиях полной неопределенности, когда нет никаких исходных для оценки последствий принимаемых решений.
Исходя из классификации факторов, определяющих финансовые риски, принято выделять систематический и несистематический риски.[5] Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для хозяйствующих субъектов, факторов. Это - снижение деловой активности в национальной экономике, регионе, отрасли деятельности. Это - инфляция, сопровождающаяся неуклонным ростом цен и снижением покупательной способности денег. Это - изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок, введение квот и ограничений на хозяйственные операции. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого предприятия. Поэтому на случай поступления неблагоприятных событий должны быть предусмотрены возможности уменьшения негативных последствий.
2.3 Управление рисками
Основной задачей предпринимателя является не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с управлением риском на основе объективных критериев. Одно из главных правил предпринимательской деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня». Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя.
Стратегия и тактика управления рисками рассматривается обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. Тактика — это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.
В Приложении 3 представлена классификация основных методов управления риском предприятий (фирм). Эти методы в конечном счете способствуют снижению общей величины предпринимательского риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть — немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие — как меры опосредованного (косвенного) воздействия.
В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы избегания и локализации риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий, которые отказываются от услуг ненадежных посредников, стараются не расширять круг партнеров, работать только с надежными контрагентами. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию — поиск гарантов. Хозяйствующие субъекты, использующие методы избегания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями.