Управление дебиторской задолженностью и кредитной политики хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Содержание

Управление дебиторской задолженностью и кредитной политики хозяйствующего субъекта
Введение 3
1. Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов организации 5
1.1. Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности 5
1.2. Оборачиваемость дебиторской задолженности 8
2. Анализ дебиторской задолженности фирмы 11
2.1. Разработка кредитной политики фирмы 13
2.2. Формирование системы кредитных условий 15
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью 16
3.1. Проведение мер финансового оздоровления 16
3.2. Разработка кредитной политики ООО «Омега» 17
3.3.Обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности 19
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Финансовый менеджмент ! - копия.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

- учет дебиторской  задолженности на каждую отчетную  дату;

- диагностический  анализ состояния и причин, в  силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

- разработка  адекватной политики и внедрение  в практику фирмы современных  методов управления дебиторской  задолженностью;

- контроль за  текущим состоянием дебиторской  задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение  приемлемого уровня дебиторской  задолженности;

- выбор условий  продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

- определение  скидок или надбавок для различных  групп покупателей с точки  зрения соблюдения ими платежной  дисциплины;

- ускорение востребования  долга;

- уменьшение  бюджетных долгов;

- оценка возможных  издержек, связанных с дебиторской  задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Качество дебиторской  задолженности оценивается также  удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель  выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.

Особую актуальность проблема дебиторской задолженности  приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание  денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия  от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок. 

2. Анализ дебиторской задолженности фирмы. 

Основной задачей  этого анализа является определение  ликвидности дебиторской задолженности. Для этого необходимо оценить объем (или уровень), оборачиваемость и качество дебиторской задолженности. Однако, прежде чем приступить к этому, целесообразно на наш взгляд, сделать предварительную оценку финансового состояния фирмы, т. к. она обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия.

Анализ дебиторской  задолженности рекомендуется проводить  по следующим фазам:

- предварительная оценка финансового состояния фирмы;

- определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;

- определение срока оплаты счетов дебиторов;

- взвешенное «старение» счетов дебиторов;

- оценка реального состояния дебиторской задолженности.

В процессе предварительной  оценки финансового состояния фирмы  традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.

Экспресс-анализ состоит в обработке небольшого количества существенных и легко  определяемых показателей. Отбор системы  показателей для экспресс-анализа  всегда субъективен. Какие-либо стандарты здесь отсутствуют.

Перспективным методом определения финансового  состояния является пятифакторная  модель Э. Альтмана, где применяется  статистический анализ определения  кредитоспособности компании. Э. Альтман  занимался анализом финансовых коэффициентов, которые могли бы послужить признаками банкротства фирмы в ближайшее время.

Диагностический анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема дебиторской задолженности фирмы на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:

АПК - Коэффициент  отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность,

АК - Дебиторская  задолженность фирмы,

ТСА - Оборотные  активы.

Средний срок оплаты счетов дебиторов, в днях - на наш  взгляд, один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов или период оборота дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.

Концепция, которая  лежит в основе определения этого соотношения -средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые руководство устанавливает, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.

Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи.

Взвешенное «старение» счетов дебиторов достаточно распространенный в мировой учетно-аналитической  практике прием. Он дает дополнительную информацию о просроченной дебиторской задолженности. 
 

2.1. Разработка кредитной политики фирмы.

Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой  политикой фирмы и ее целью  является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

Принципы кредитной  политики.

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким  образом руководству фирмы следует  достигать компромисса между  риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

Тип кредитной  политики неразрывно связан с типом  политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами - консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

Консервативный  тип кредитной политики направлен  на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой - 52 дня 4.

Умеренный тип  кредитной политики фирмы характеризует  типичные условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется  на средний уровень кредитного риска  при продаже продукции с отсрочкой  платежа. Доля оборотных активов в общих активах - 45 %, продолжительность оборота оборотных средств - 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах - более 50 % продолжительность оборота оборотных средств - 95 дней.

При принятии решения  о типе кредитной деятельности фирмы  стратегические направления в области  кредитной политики можно выявить  с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:

Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:

1) Для агрессивной  политики характерны высокий  уровень рентабельности и риска, 

2) Противоположный  блок - консервативная политика, которая  характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится  умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается  по стандартам данной макро- и микросреды. 

2.2. Формирование системы кредитных условий.

Система кредитных  условий состоит из следующих  четырех элементов:

- Срок кредита  (кредитный период) - время, которым  располагают покупатели, прежде  чем им придется заплатить  за товар;

- Скидки, предоставляемые  в качестве поощрения за быстрые  платежи;

- Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую  силу подходящих клиентов, покупающих  в кредит;

- Политика взимания  платы, отражающая жесткость или  мягкость подхода предприятия  к клиентам, задерживающим платежи.

Срок кредита - это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи - период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например - 10 дней.

Скидки за ранние платежи - сокращение цены покупки или  продажи, выраженное в процентах, которое  предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу.

Первый - имеет  прямую выгоду от снижения затрат на покупку  товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5-10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками.

Второй - получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа:

1) сбор информации о претенденте на получение кредита;

2) анализ полученной  информации с целью определения  уровня кредитоспособности;

3) принятие решения  о предоставлении кредита. 

Определение системы  характеристик кредитоспособности отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве. 

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и кредитной политики хозяйствующего субъекта