Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:52, контрольная работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.
Управление дебиторской задолженностью и кредитной политики хозяйствующего субъекта
Введение 3
1. Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов организации 5
1.1. Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности 5
1.2. Оборачиваемость дебиторской задолженности 8
2. Анализ дебиторской задолженности фирмы 11
2.1. Разработка кредитной политики фирмы 13
2.2. Формирование системы кредитных условий 15
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью 16
3.1. Проведение мер финансового оздоровления 16
3.2. Разработка кредитной политики ООО «Омега» 17
3.3.Обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности 19
Заключение 20
Список литературы 22
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью.
3.1 Проведение мер финансового оздоровления.
Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы банкротства. Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:
- анализ материальных активов с целью выяснения их дальнейшего использования. По каждому элементу основных фондов необходимо принять одно из следующих решений: оставить в неизменном виде, отремонтировать и модернизировать для собственного пользования, сдать в аренду, продать.
- повышение квалификации кадров, прежде всего менеджеров фирмы.
- особое значение для финансового оздоровления имеет выработка комплекса мер по формированию разумной политики управления дебиторской, а также кредиторской задолженностями («растягивание» срока оплаты кредиторской задолженности).
- формирование маркетинговой стратегии (ассортиментная политика, ценовая политика, стимулирование сбыта).
3.2. Разработка кредитной политики ООО «Омега».
Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т.к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный).
Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем компромиссное решение. Т.е. увеличивая реализацию предоставлять кредит «слабым» покупателям.
Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:
1) Увеличение
периода предоставления
2) Введение системы скидок: 3 % («3 / 10, п / 45»);
3) Повышение
стоимости кредита с 12 до 24 процентов
в год, что должно
4) Установление
стандартов кредитоспособности. Решение
о кредите должно основываться
на предпочтении надежности
Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав покупателей по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию - структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе.
На основе всей
этой информации необходимо принять
решение о возможности кредита.
Для этого стоит
5) Проведение
менее либеральной политики
Так как предлагаемый
умеренный тип кредитной
- продажа или
сдача в аренду складского
помещения, принадлежащего
- новый партнер, который мог бы обеспечить прилив нового капитала;
- «растягивание»
срока оплаты кредиторской
3.3 Обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности .
Специалистам ООО «Омега» рекомендуется в своей практической деятельности использование векселя, основной срок действия которого 2-7 лет. Средняя продолжительность времени действия векселя может быть короче 1 года и продолжительнее 7 лет. Как переводные, так и простые векселя выпускаются на специальных бланках, которые можно приобрести в банке, оплатив налог 0,25 % от суммы векселя. Специалисты общества «» могут использовать бланки векселей номиналом 100, 500, 1000, 3000, 5000, 10000, 25000, и 50000 литов. Переводной вексель выпускается 288 4110 мм формата, а простой - 300 Ч 115 мм. Оба векселя имеют технологические элементы защиты.
В случае необходимости получения денег по векселю раньше термина оплаты, специалисты ООО могут его продать банку, который его дисконтирует.
В деятельности общества «» существуют проблемы с взиманием оплаты за товар от недобросовестных клиентов. Сумма по таким высоко рисковым счетам в 2002 году составила 7 955 Лт. Поэтому, руководителям и специалистам общества «» рекомендуется использовать факторинговую систему, которая дает 100 процентную гарантию оплаты в среднем 80 процентов от суммы счета. В случае опротестования векселя, постановление о переводных и простых векселях позволяет требовать не только сумму векселя, но и 6 процентов дисконта и 3 процента пенни, вычисляемых от конца установленного срока оплаты, а также все расходы по компенсации и опротестованию векселя.
Если фирма ООО «Омега» примет решение об использовании более льготной умеренной кредитной политики путем таких мер, как умеренное удлинение периода кредита, предоставление торговых скидок, установление стандартов кредитоспособности и переход к менее лояльным методам работы по взиманию просроченной задолженности, то это приведет, по нашему мнению, к увеличению объема реализации. Так как почти во всех случаях выполняется следующее правило: более льготная кредитная политика стимулирует реализацию. Если кредитная политика стала более лояльной и объем реализации за счет этого возрос, то следует ожидать возрастания затрат, поскольку потребуется больше сырья, материалов и т. д. для продажи дополнительного количества товара. Кроме того, увеличится объем дебиторской задолженности, следовательно, и текущие затраты, связанные с ней, а также возрастет количество расходов, связанных с предоставлением скидок. Однако доходы от реализации, на наш взгляд, возрастут в большей мере, чем затраты. Поскольку, во-первых, те меры по совершенствованию управления дебиторской задолженностью, которые приведены здесь, позволяют снизить количество безнадежных долгов, а во-вторых, предоставление скидок оправдано в любом случае, т. к. ООО «Омега» испытывает дефицит денежных средств и скидки предлагаются с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным.
Ожидаемый совокупный
эффект от изменений в управлении
дебиторской задолженностью ООО
«Омега» - повышение эффективности
управления дебиторской задолженностью,
повышение ликвидности, дохода, поддержание
жизнеспособности фирмы в обозримом будущем.
Заключение.
Основной арсенал современных методов управления дебиторской задолженностью, затрагиваемый при исследовании работы данной фирмы, следующий:
- предварительная оценка финансового состояния по методу Э.Альтмана;
- ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения;
- составление
реестра «старения» счетов
- прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности;
- определение взвешенного «старения» счетов дебиторов;
- разработка кредитных условий;
- анализ кредитоспособности;
- построение «дерева решений»;
- матрица стратегии кредитной политики фирмы;
- оценка возможности факторинга и учета векселей;
- вычисления взаимосвязанных финансовых коэффициентов:
1) отвлечения
оборотных активов в
2) оборачиваемости дебиторской задолженности в днях,
3) средний срок оплаты счетов дебиторами,
4) просроченности дебиторской задолженности,
5) стоимости предоставления кредита.
Полученные результаты раскрывают внутренние причины обусловливающие неэффективное управление дебиторской задолженностью данного экономического субъекта:
- ухудшение показателей
ликвидности и финансовой
- снижение объема (или уровня) дебиторской задолженности;
- снижение оборачиваемости дебиторской задолженности в год;
- замедление
оплаты (средний реальный период
оборота дебиторской
- отсутствие
монотонности убывания в
- значительно
превышающий норму коэффициент
просроченной дебиторской
- увеличение доли «сомнительных» долгов (более половины их сконцентрировано на сроке возникновения задолженности 30-60 дней);
- убыток от
прогнозируемой безнадежной
- отсутствие
конкретно выраженного типа
- отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем претендентам без исключения);
- в числе партнеров
фирмы присутствуют
- не сформированная политика инкассации в ООО «Омега»;
- полностью отсутствуют
современные формы рефинансирования дебиторской
задолженности.
Список литературы.
1. Армстронг М. Основы менеджмента. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. -512 с.
2. Бригхэм Ю.
Энциклопедия финансового
3. Бригхэм Ю.,
Гапенски Л. Финансовый
4. Ван Хорн
Дж.К. Основы управления
5. Ван Хорн Дж.К., Вахович Джон. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. - М: «Вильяме», 2006. - 992 с.
6. Коласс Б.
Управление финансовой
7. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ. Пер. с англ. - СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 2007. - 272 с.
8. Томпсон А., Форби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. - М.: «Издательство БИНОМ», 2006. - 544 с.
9. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 2000. - 360 с.