Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью настоящего исследования является раскрытие методики организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность дебиторской задолженности предприятия, охарактеризованы особенности учета и формирования основных составляющих дебиторской задолженности, рассмотрены критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ
Способность предприятия
успешно функционировать и
Устойчивое финансовое состояние, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Большое влияние на оборачиваемость
капитала, вложенного в оборотные
активы, а, следовательно, и на финансовое
состояние предприятия
Искусство управления дебиторской
задолженностью заключается в оптимизации
общего ее размера и обеспечении
своевременной ее инкассации. Наличие
дебиторской задолженности
Все эти обстоятельства обуславливают необходимость разработки методологии, методики и организации управления дебиторской задолженностью коммерческих организаций с учетом организационно-правовой формы собственности и современных методов. Актуальность выбранной темы подтверждается и тем фактом, что она все чаще становится предметом обсуждения ученых и практиков на профессиональных научно-практических форумах.
Объектом данной работы является хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества сельскохлзяйственного предприятия «Губкинагрохолдинг». Предметом данной работы является управление дебиторской задолженностью организации.
Целью настоящего исследования является раскрытие методики организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность дебиторской задолженности предприятия, охарактеризованы особенности учета и формирования основных составляющих дебиторской задолженности, рассмотрены критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами.
В соответствии с задачами в исследовании
использовались теоретико-методологические
и методические разработки в области
бухгалтерского учета и отчетности
таких отечественных и
Работа базируется на исследовании
и анализе источников энциклопедического
характера, законодательных и нормативно-
В сегодняшней экономической ситуации при существующем уровне конкуренции, очень трудно пробиться к потребителю, не давая ему отсрочку платежа, но работать с ней нужно осторожно и последовательно.
Слово «дебитор» (от лат. debitor) означает «должник». В действительности, дебиторами можно считать любых субъектов, которым сделана предоплата (работников предприятия, получивших аванс; налоговые органы, которым в упреждающем порядке заплачены налоги; фирмы, выполняющие для компании услуги, работы на условиях предоплаты, и т.д.).
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
В разделе «оборотные активы» бухгалтерского баланса отечественных предприятий в соответствии с действующим законодательством показывается как текущая дебиторская задолженность (со сроком погашения до 12 месяцев), так и не текущая (со сроком погашения более 12 месяцев).
Конечно, работа с дебиторами является залогом экономической безопасности предприятия, но одновременно указанный процесс должен способствовать повышению прибыльности и рентабельности бизнеса. В этой связи от того, какая система управления долгами на предприятии будет создана, зависит, будет ли оно эффективным и стабильным.
Дебиторская задолженность, в отличие от, скажем, производственных запасов, являет собой довольно динамичный элемент оборотных средств, размер которого существенно зависит от принятых принципов продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с последующей оплатой, т. е. в кредит.
На первый взгляд, решение проблемы управления «дебиторкой» лежит на поверхности ―чтобы ее не было, надо работать только по предоплате. С этой точки зрения, отказ от кредитования клиентов эффективен, но, к сожалению, подобное решение вряд ли возможно воплотить на практике, прежде всего, в силу внешних факторов, в частности, специфики конкурентной среды. В связи с этим наиболее рациональным будет не отказ от работы на условиях отсрочки платежа, а построение эффективной системы управления дебиторской задолженностью.
Разработка предприятием
грамотной политики кредитования позволяет
найти оптимальный уровень
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
Функции:
Участники:
В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:
Процесс:
Проблема ликвидности
дебиторской задолженности
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из методов укрепления финансового положения фирмы. Мероприятия по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность восполнения дефицита оборотных средств.
Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов: