Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является раскрытие методики организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность дебиторской задолженности предприятия, охарактеризованы особенности учета и формирования основных составляющих дебиторской задолженности, рассмотрены критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами.

Работа состоит из  1 файл

Курсач теория.docx

— 38.83 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Способность предприятия  успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого  уровня риска свидетельствует о  его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Устойчивое финансовое состояние, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как  составная часть хозяйственной  деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления  и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное  его использование.

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в оборотные  активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает  увеличение или уменьшение дебиторской  задолженности.

Искусство управления дебиторской  задолженностью заключается в оптимизации  общего ее размера и обеспечении  своевременной ее инкассации. Наличие  дебиторской задолженности создает  финансовые затруднения, так как  предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты  заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской  задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения  долгов и уменьшение прибыли. Поэтому  каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся  ему платежей.

Все эти обстоятельства обуславливают  необходимость разработки методологии, методики и организации управления дебиторской задолженностью коммерческих организаций с учетом организационно-правовой формы собственности и современных методов. Актуальность выбранной темы подтверждается и тем фактом, что она все чаще становится предметом обсуждения ученых и практиков на профессиональных научно-практических форумах.

Объектом данной работы является хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества сельскохлзяйственного предприятия «Губкинагрохолдинг». Предметом данной работы является управление дебиторской задолженностью организации.

Целью настоящего исследования является раскрытие методики организации управления дебиторской задолженностью предприятия.

Для достижения этой цели в  работе были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность дебиторской задолженности предприятия, охарактеризованы особенности учета и формирования основных составляющих дебиторской задолженности, рассмотрены критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами.

В соответствии с задачами в исследовании использовались теоретико-методологические и методические разработки в области  бухгалтерского учета и отчетности таких отечественных и зарубежных ученных, как Адамчук А.М., Вах Хор Вахович Дж., Дудин А., Куликова Н.Н., Купрюшина О.М., Пак С.А., Рудычев А.А. и др. Правовая система «Консультант Плюс».

Работа базируется на исследовании и анализе источников энциклопедического характера, законодательных и нормативно-справочных документов.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Характеристика дебиторской задолженности

В сегодняшней экономической  ситуации при существующем уровне конкуренции, очень трудно пробиться к потребителю, не давая ему отсрочку платежа, но работать с ней нужно осторожно  и последовательно.

Слово «дебитор» (от лат. debitor) означает «должник». В действительности, дебиторами можно считать любых субъектов, которым сделана предоплата (работников предприятия, получивших аванс; налоговые органы, которым в упреждающем порядке заплачены налоги; фирмы, выполняющие для компании услуги, работы на условиях предоплаты, и т.д.).

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.

В разделе «оборотные активы»  бухгалтерского баланса отечественных  предприятий в соответствии с  действующим законодательством  показывается как текущая дебиторская  задолженность (со сроком погашения  до 12 месяцев), так и не текущая (со сроком погашения более 12 месяцев).

Конечно, работа с дебиторами является залогом экономической  безопасности предприятия, но одновременно указанный процесс должен способствовать повышению прибыльности и рентабельности бизнеса. В этой связи от того, какая  система управления долгами на предприятии  будет создана, зависит, будет ли оно эффективным и стабильным.

Дебиторская задолженность, в отличие от, скажем, производственных запасов, являет собой довольно динамичный элемент оборотных средств, размер которого существенно зависит от принятых принципов продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с последующей оплатой, т. е. в кредит.

На первый взгляд, решение  проблемы управления «дебиторкой» лежит  на поверхности ―чтобы ее не было, надо работать только по предоплате. С этой точки зрения, отказ от кредитования клиентов эффективен, но, к сожалению, подобное решение вряд ли возможно воплотить на практике, прежде всего, в силу внешних факторов, в частности, специфики конкурентной среды. В связи с этим наиболее рациональным будет не отказ от работы на условиях отсрочки платежа, а построение эффективной системы управления дебиторской задолженностью.

Разработка предприятием грамотной политики кредитования позволяет  найти оптимальный уровень дебиторской  задолженности ― такой, при котором  достигается максимальная разница  между объемами реализации и потерями, связанными с наличием дебиторской  задолженности, в частности, потерями от безнадежных долгов, расходами  по финансированию дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность возникает  в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Дебиторская задолженность относится  к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Управление дебиторской  задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

  • комплексная проверка дебитора на начальном этапе;
  • юридическое сопровождение сделок;
  • финансирование дебиторской задолженности;
  • учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности;
  • взыскание просроченного долга;
  • претензионная работа с недисциплинированными дебиторами;
  • выраженые экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями;
  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Функции:

  • использование (определение финансовых и управленческих целей);
  • организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей);
  • мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью);
  • контроль;
  • анализ результатов и обратная связь.

Участники:

В современной экономике  управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций  только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации  в процессе управления задействованы  следующие лица и структурные  подразделения:

  • Генеральный директор;
  • Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам);
  • Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер);
  • Юридический отдел и служба безопасности.

Процесс:

Проблема ликвидности  дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный  объем, оборачиваемость, качество дебиторской  задолженности.

Решение этих проблем требует  квалифицированного управления дебиторской  задолженностью, что является одним  из методов укрепления финансового  положения фирмы. Мероприятия по возврату дебиторской задолженности  входят в группу наиболее действенных  мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро принести положительный  результат. Возврат задолженности  в сжатые сроки – реальная возможность  восполнения дефицита оборотных  средств.

Управление дебиторской  задолженностью может быть отождествлено  с любым другим видом управления как процесс реализации специфических  управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

  • Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
  • Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
  • Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
  • Действия по контролю это подготовка стандартов действий и сравнение фактических результатов со стандартными.

 

    1. Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

  • учёт дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

В отличие от производственных запасов  и незавершенного производства, которые  не могут быть резко изменены, дебиторская  задолженность представляет собой  весьма вариабельный и динамичный элемент  оборотных средств, существенно  зависящий от принятой в организации  политики в отношении покупателей  продукции. Поскольку дебиторская  задолженность представляет собой  обездвижение собственных оборотных  средств, т.е. в принципе она не выгодна  организации, то с очевидностью напрашивается  вывод о ее максимально возможном  сокращении. Дебиторская задолженность  может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе  и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости  поставленной продукции продажа  может быть осуществлена одним из трех способов:

  • предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
  • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
  • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью