Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью настоящего исследования является раскрытие методики организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность дебиторской задолженности предприятия, охарактеризованы особенности учета и формирования основных составляющих дебиторской задолженности, рассмотрены критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
В процессе формирования принципов
кредитной политики по отношению
к покупателям продукции
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Формирование системы
В состав этих условий входят следующие элементы:
Срок предоставления кредита (кредитный
период) характеризует предельный период,
на который покупателю предоставляется
отсрочка платежа за реализованную
продукцию. Увеличение срока предоставления
кредита стимулирует объем
Размер предоставляемого кредита
(кредитный лимит) характеризует
максимальный предел суммы задолженности
покупателя по предоставляемому товарному
(коммерческому) или потребительскому
кредиту. Он устанавливается с учетом
типа осуществляемой кредитной политики
(уровня приемлемого риска), планируемого
объема реализации продукции на условиях
отсрочки платежей, среднего объема сделок
по реализации готовой продукции (при
потребительском кредите —
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении.
Устанавливая стоимость
Система штрафных санкций за просрочку
исполнения обязательств покупателями,
формируемая в процессе разработки
кредитных условий, должна предусматривать
соответствующие пени, штрафы и неустойки.
Размеры этих штрафных санкций должны
полностью возмещать все
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
В основе установления таких стандартов
оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
Кредитоспособность покупателя характеризует
систему условий, определяющих его
способность привлекать кредит в
разных формах и в полном объеме
в предусмотренные сроки
Формирование системы
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита— товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:
Экспертиза полученной информации
осуществляется путем логической ее
проверки, в процессе ведения коммерческих
переговоров с покупателями, путем
непосредственного посещения
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
Дифференциация кредитных
Формирование процедуры
В составе этой процедуры должны
быть предусмотрены сроки и формы
предварительного и последующего напоминаний
покупателям о дате платежей, возможности
и условия пролонгирования
Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
Таким образом, формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам: