Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:57, курсовая работа
Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Экономическая сущность и процесс накопления капитала
1.2 Капитал как производственный ресурс и его оборот
1.3 Структура капитала
1.4 Классификация капитала
1.5 Цена капитала
1.6 Управление капиталом
1.6.1 Управление собственным капиталом
1.6.2 Управление заемным капиталом
1.7. Финансовые методы увеличения капитала
2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ «ГЕОРГИЕВСКИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организационно-техническая структура предприятия
2.3 Оценка динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
2.4 Анализ капитала предприятия в динамике за последние два года
2.4.1 Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия
2.4.2 Анализ источников финансирования имущества предприятия
2.4.2.1 Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества
2.4.2.2 Оценка структуры собственного и заемного капитала
2.4.3 Определение соотношения собственного и заемного капитала
2.4.4 Определение финансовой устойчивости
2.4.4.1 Определение типа финансовой устойчивости
2.4.4.2 определение финансовых коэффициентов рыночной
устойчивости
.4.5 Определение эффективности использования собственного и заемного капитала
2.4.6 Определение рентабельности собственного и заемного капитала79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, движение капитала и управление им отражают движение финансовых ресурсов и управление этим процессом. Однако в отличие от управления финансами, функционированием которых пронизано все социально-экономическое развитие, управление капиталом сосредоточено преимущественно в сфере материального производства.
В то же время капитал - специфическая категория, несущая, различную «нагрузку» в зависимости от:
- роли в производстве - уставный капитал;
- источников формирования - собственный акционерный;
- заемный капитал;
- характера оборота и ликвидности - основной и оборотный капитал;
- метода исчисления - текущая, целевая, предельная стоимость капитала.
Основной метод увеличения капитала - возрастание реинвестируемой прибыли, которое, как известно, зависит от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой прибыли и ее базового компонента предпринимательского дохода, а с другой стороны - с решениями финансового менеджера:
а) о распределении валовой прибыли и расширении ее инвестируемой части;
б) о выборе инвестиционного проекта и привлечении источников его финансирования.
Эти решения принимаются по трем основным критериям: эффективности (растущей рентабельности, доходности), безрисковости (достаточно низкой степени риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости, или высвобождении денежных средств из оборота).
В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, образуя систему финансовых динамических показателей, предопределяющих масштаб, сумму, время и иные условия увеличения капитала.
Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной количественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детерминированных факторов увеличения капитала - фактор роста объема производства и реализации продукции, работ и услуг, которые сам по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает еще более значительный рост прибыли за счет относительной экономии условно - постоянных элементов себестоимости. Этот фактор заслуживает особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность и взрывы имеют первопричиной падение объема производства и «бегство» капитала от физических инвестиций (объем производства сократился за 1996г. на 6%, инвестиций - на 18%). ,
Однако наука и практика финансового менеджмента разработали специфические финансово-кредитные методы расширения капитала или привлечения финансовых pecypcoв в собственный оборот. К ним можно отнести: эмиссию и куплю-продажу акций, облигаций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг, в том числе операции с инвалютой, а также лизинг, ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов, наконец, чисто финансовые методы, мобилизующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли, оффшорные операции, которые охватывают и законные способы оптимизации налоговых платежей, франчайзинг.
Франчайзингом называют продажу лицензии (франшизы) или прав пользования товарным знаком, технологиями, консультациями, другими методами работы на рынке известной фирмы (франчайзера) малоизвестной фирме (франчайзи), что обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в бизнес франчайзера, укрепляя конкурентоспособность последнего и качество продукции работ и услуг, ибо франчайзи, как правило, обязуется соблюдать предписанные франчайзером стандарты качества и технологий.
Франчайзинг, ставший весьма распространенным в мировом бизнесе методом мобилизации инвестиционного капитала, способен привлекать заемный и собственный капитал многих инвесторов, включая предпринимателей малого бизнеса и даже физических лиц, стремящихся организовать собственное дело.
Методы такой мобилизации инвестиционного капитала очень разнообразны. Это - получение франчайзером дохода практически из всех названных в этой главе источников, а также от аренды и субаренды земли, которую арендует и благоустраивает франчайзи для организации франчайзером своих производств и последующей их субаренды, от совместной производственной, торговой, рекламной, финансовой деятельности. Однако и при производственном, и торговом, и деловом франчаизинге финансовая схема - традиционна: акт продажи франшизы сопровождается первым, разовым платежом, вносимым иногда частями, а затем проводятся систематические платежи за услуги, оказываемые франчайзером франчайзи согласно контракту, реализацию товаров или отдельных ассортиментных групп продукции франчайзера, рекламу, предоставление гарантии или залога для, привлечения ссуд и средств инвесторов, скидки на все виды деятельности, в том числе на организацию новых производств, обучение, консалтинговую помощь в бизнесе и т.п.
4
2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ «ГЕОРГИЕВСКИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Акционерное общество «Хлебокомбинат «Георгиевский» является самостоятельным хозяйственным субъектом с правами юридического лица, который, используя принадлежащее ему на правах собственности имущество и финансовые средства, производит и реализует продукцию. Акционерное общество имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражных и судебных органах.
«Хлебокомбинат «Георгиевский» учрежден Комитетом по имуществу Ставропольского края в соответствии с указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в АО» в 1992г. Путем преобразования Георгиевского хлебокомбината и является его правопреемником. Общество создано в целях получения прибыли. Предприятие специализируется на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий.
Уставный капитал общества – 96355 рублей, состоит из 27530 размещенных обыкновенных акций, номинальной стоимостью – 3,5 руб. Все акции общества являются именными. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов направляется в фонды общества, необходимые для его производственного и социального развития. Остальная часть прибыли направляется на выплату дивидендов.
Основной вид деятельности предприятия – производство хлебобулочных изделий. Отдельными видами деятельности оно занимается только на основании специального разрешения (лицензии). Хлебопекарная отрасль промышленности, к которой относится хлебокомбинат, является подотраслью пищевой промышленности, производящей продукцию группы «Б», и относится к отраслям, вырабатывающим продукцию скоропортящуюся и не подлежащую дальним перевозкам.
В соответствии с гражданским кодексов РФ, все юридические отношения между ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» и физическими и юридическими лицами складываются на основании заключения договоров. Сырье для производства хлебокомбинату доставляют поставщики:
- Краснодар, Ростов – сахар;
- Новозавединская птицефабрика – яйца;
- ОАО «Масло Ставрополья» - масло растительное;
- ОАО «Биомол» - молочные продукты;
- ОАО «Мукомол» - мука пшеничная различных сортов;
- Дагестан – дрожжи;
Аналогично различаются договоры, где ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» выступает как поставщик. В качестве покупателей выступают частные лица и частные предприниматели.
Предприятие создано в целях обеспечения населения хлебобулочными и кондитерскими изделиями. В дальнейшем планируется выход на более качественный уровень производства выпускаемой продукции за счет использования муки собственного производства, расширение ассортимента существующих видов товаров и обеспечение населения мукой.
Данный сегмент рынка привлекателен с точки зрения инвестиций, многообразием продукции и стабильностью капиталооборота. Сбыт продукции динамичен, так как постоянно появляются новые технологии, совершенствуется оборудование, что в свою очередь, определяет постоянный спрос на качественный товар. Предприятие имеет положительный опыт работы на рынке с 1972г. Высококвалифицированные мастера, годами нарабатывая опыт хлебопечения, вывели предприятие на достаточно высокий рубеж и стабильные экономические показатели. Сотрудники постоянно повышают свое профессиональное мастерство, регулярно участвуют в практических семинарах, проводимыми высококлассными специалистами. У предприятия сложились надежные отношения с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции. Кроме того, предприятие, с коммерческой точки зрения, установило тесные связи с другими предприятиями края, производящими продукты питания, ликероводочную продукцию, прохладительные напитки. Имея свою розничную сеть, хлебокомбинат занимается реализацией не только своей продукции, но и другими продовольственными товарами.
Основным видом производимой продукции предприятия является хлеб. В течение первых лет существования предприятия ассортимент был невелик и насчитывал около 8 наименований продукции. Однако, в течении времени увеличивались потребности населения и их требования к вкусовым, эстетическим и другим характеристикам потребляемых ими продуктов. На хлебокомбинате налаживается выпуск сухарных и бараночных изделий. В настоящее время хлебокомбинат выпускает около 40 наименований продукции, а также принимает отдельные заказы от населения на изготовление кондитерских изделий. Не смотря на то, что с каждым годом становится все больше мелких, а зачастую подпольных цехов по выпечке хлеба, в настоящее время предприятие контролирует 98% рынка хлебобулочных изделий города и близлежащих районов. Однако это произошло не в один момент, а по происшествии 30 лет производственной деятельности. На графике можно проследить изменение доли рынка по годам (рис.2.1).
Рисунок 2.1 Потенциальное изменение доли рынка предприятия.
Для производства продукции, предприятие имеет сертификат соответствия, в нем указываются ГОСТы и технические условия на каждый вид продукции. За последние годы выработка хлеба из обойной муки снижена, возросло производство хлеба из сортовой муки, а также булочных и сдобных изделий.
Почти весь ассортимент вырабатывается штучным способом. Изделия, относящиеся к группе «хлеб» весят от 0,5 – 1,5кг. Рецептура большинства видов простая: вода, мука, соль, дрожжи. Сорт муки оказывает влияние на технологический режим производства. Булочные изделия содержат около 3,5% жира и 5% сахара, масса одного изделия 100 - 150гр.
Потребность в хлебе и хлебобулочных изделиях рассчитывается на основе норм потребления на одного человека и среднегодовой численности населения с учетом производства аналогичной продукции на других хлебопекарных предприятиях в пределах выделенной зоны сбыта продукции (района, города и т.п.). В этом случае особое внимание уделяется закономерностям колебания спроса по отдельным дням недели, праздничным дням, сезонам года.
Ассортимент производимой продукции ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» отмечается как достаточно широкий. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес, а именно 70% - занимает хлеб пшеничный из муки высшего, первого и второго сортов от общего объема выпускаемой продукции.
В зависимости от степени готовности, продукция предприятия подразделяется на готовые изделия, полуфабрикаты и незавершенное производство. В соответствии с общероссийским классификатором, вся продукция предприятия может быть подразделена на следующие группы:
А) Хлебобулочные изделия свежие, замороженные, сухие:
- хлеб из муки ржаной обойной;
- хлеб из муки ржаной обдирочной и сеяной, включая хлеб из муки смешанной валки;
- хлеб из муки ржано-пшеничной и пшенично-ржаной;
- хлеб из муки пшеничной 2-го сорта;
- хлеб из муки пшенично 1-го сорта;
- хлеб из муки пшеничной высшего сорта;
- булочные изделия из муки 2-го сорта;
- булочные изделия из муки 1-го сорта;
- булочные изделия из муки высшего сорта;
- бараночные изделия;
- сдобные хлебобулочные изделия;
- сухари, гренки, хрустящие хлебцы.
Эти наименования подразделяются далее по видам и сортам используемой муки и их смесей.
Б) Кондитерские хлебобулочные изделия:
- печенье: сахарное, сдобное, затяжное, слоеное из муки высшего, первого и второго сорта, в наборах и смесях, галеты и крекеры;
- пряники: сырцовые и заварные из муки высшего, первого и второго сорта, коврижки, кексы, ромовые бабы, рулеты, вафли;
- торты: бисквитные, песочные, вафельные, миндальные и прочие ореховые, слоеные, воздушные.
- пирожные: бисквитные, песочные, воздушные, заварные, слоеные, миндальные и прочие ореховые, «корзиночка»;
- сладости восточные, мучные и прочие мучные кондитерские изделия.
2.2 Организационно-техническая структура предприятия
ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» учреждено Комитетом по имуществу Ставропольского края в соответствии с указом Президента РФ от 1 июня 1992 года № 721 « Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», путем преобразования Георгиевского хлебокомбината и является его приемником.
Общество зарегистрировано на основании постановления главы администрации города Георгиевска и Георгиевского района от 29 октября 1992 года № 1520. Фирменное наименование общества - ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский». Юридический адрес: 357820, Ставропольский край, город Георгиевск, улица Гагарина 6.
Общество имеет крупную печать с его полным фирменным названием на русском языке и указанием его местонахождения.
Общество вправе иметь штампы со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Тип общества «открытое», число акционеров не ограничено.