Управление прибылью предприятия

Автор работы: Аня Гусар, 29 Октября 2010 в 10:30, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены все виды прибыли, способы их расчет и методы их управления

Содержание

1 ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и виды прибыли
1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия
1.3 Планирование прибыли предприятия
1.4 Налогообложение прибыли предприятия
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Управление формированием операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объемы реализации и прибыли»
2.2 Управление формированием прибыли на основе операционного левериджа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Так, предприятия могут создавать  фонды накопления, потребления, социальной сферы, резервный фонд.

     Под накоплением понимается направление  прибыли на развитие предприятия, которое  выражается в расширении производства, финансировании новых направлений деятельности. Прибыль, направляемая на накопление, увеличивает стоимость имущества организации.

     При потреблении использование прибыли  не предусматривает в дальнейшем получения предприятием доходов  от вложений финансовых ресурсов. Другими  словами, увеличение стоимости имущества предприятия не происходит. К потреблению относятся выплата дивидендов, финансирование расходов на содержание непроизводственной сферы. Если прибыль не используется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и тем самым увеличивает размер собственного капитала организации. Наличие нераспределенной прибыли отчасти свидетельствует о финансовой устойчивости организации и наличии источников для ее последующего развития.

     Особую  роль в обеспечении финансовой безопасности акционерных обществ играет создание резервного фонда. Он используется предприятиями для резервирования средств по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.  

     Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение собственности акционеров, характеризует готовность предприятия  к риску, без которого невозможна предпринимательская деятельность.

     Если  же на предприятии фонды не создаются, то распределение чистой прибыли осуществляется на основе составления смет расходов, включая расходы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

     К расходам, связанным с развитием  производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов; затраты на совершенствование технологии и организации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением и новым строительством; проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Кроме этого накопленная прибыль может использоваться предприятием на приобретение различных финансовых активов, в качестве вкладов в уставные капиталы других организаций.

     Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения, проведению оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т. п.

     К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение производственных заданий, выплата премий, расходы на оказание материальной помощи работникам, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, надбавки к пенсиям, компенсации работникам стоимости питания и др.

     Для анализа использования чистой прибыли  организации могут быть использованы следующие показатели.

     Коэффициент капитализации чистой прибыли Кк, который показывает долю чистой прибыли, используемую на резервирование и накопление в общей сумме чистой прибыли:  

     Кк = Сумма резервного фонда и фонда накопления / Сумма чистой прибыли.                                                                                                         (1) 

     Коэффициент потребления Кп, который показывает долю чистой прибыли, используемую на потребление в общей сумме чистой прибыли: 

     Кп = Сумма фонда потребления / Сумма чистой прибыли.            (2)

     Темп  роста собственного капитала Тск, который показывает долю чистой прибыли, используемую на резервирование и накопление в стоимости собственного капитала предприятия:  

     Тск = Сумма резервного фонда и фонда накопления / Стоимость собственного капитала.                                                                                 (3)

                

2. Методы планирования  прибыли

 

      Основными методами планирования прибыли являются:

      • метод прямого счета;
      • аналитический метод;
      • метод совмещенного расчета.

      Метод прямого счета

      Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

      П = (О × Ц) - (О × С),            (4)

где О  — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

   Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

   С — полная себестоимость единицы  продукции.

      Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

      Птп = Цтп - Стп,                           (5)

    где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

   Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

      Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

      Прп = Врп - Срп,         (6)

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

   Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

      Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде  определяется по формуле:

      Прп = Пон + Птп - Пок,          (7)

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

   Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

   Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

      Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

      Разновидностью  метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

      Аналитический метод

      Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

   1)    определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

   2)    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

   3)    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

      После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

      Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

      Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого  счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

      Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и  пр.) определяется, как  правило, на основе опыта  прошлых лет.

      После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

      Метод совмещенного расчета

      В этом случае применяются элементы первого  и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

      Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

      Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

      Основные  группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.

      Основные  группы показателей рентабельности

Показатели  рентабельности Формулы расчета Назначение
Рентабельность  отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете  на единицу продукции / Себестоимость  единицы Продукции × 100%  

Прибыль в расчете  на товарный выпуск / Себестоимость  товарной продукции × 100%  

Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных  средств × 100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.

Служит основанием для установления цены

Рентабельность  реализации (продаж) Прибыль от продажи  продукции / Выручка от реализации × 100%  

Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%

Показывает, какой  процент прибыли получает предприятие  с каждого рубля реализации.

Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой  продукции

Рентабельность  активов (капитала)  

Рентабельность  текущих активов  

Рентабельность  чистых активов

 
Прибыль / Совокупные активы × 100%     
 
 

Прибыль / Текущие  активы × 100%      
 
 
 

Прибыль / Чистые активы × 100% 

Эти комплексные  показатели характеризуют отдачу, которая  приходится на рубль соответствующих активов.

Отражает эффективность  вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность  собственного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал × 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль  собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств

Информация о работе Управление прибылью предприятия