Автор работы: Аня Гусар, 29 Октября 2010 в 10:30, курсовая работа
В данной работе рассмотрены все виды прибыли, способы их расчет и методы их управления
1 ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и виды прибыли
1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия
1.3 Планирование прибыли предприятия
1.4 Налогообложение прибыли предприятия
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Управление формированием операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объемы реализации и прибыли»
2.2 Управление формированием прибыли на основе операционного левериджа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
Основу формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль.
Балансовая прибыль представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия.
Система этой взаимосвязи получила следующее название - "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли". Данная система позволяет выделить роль отдельных факторов формирования организационной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
Механизм
этой системы предусматривает
Из данной схемы видно, что в процессе осуществления операционной деятельности формируются следующие виды операционной прибыли:
МПо
= ВДо - НДС - Ипост
(8)
МПо = ЧДо - Ипост
МПо - сумма маржинальной операционной
прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДо - сумма валовой операционной прибыли
в рассматриваемом периоде;
ЧДо - чистый доход по операционной
деятельности рассматриваемого периода;
Ипост - постоянные издержки.
ВПо
= ВДо - НДС - Ио
(9)
ВПо = ЧДо - Ио
ВПо = МПо - Ипер
ВПо - валовая операционная прибыль;
Ио - совокупная сумма операционных
издержек;
Ипер - сумма переменных операционных
издержек.
ЧПо
= ВДо - НДС - НП - Ио
(10)
ЧПо = ЧДо - НП - Ио
ЧПо = МПо - НП - Ипер
ЧПо = ВПо - НП
НП - налог на прибыль.
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли, предприятие решает ряд задач:
Соотношение
постоянных и переменных операционных
затрат предприятия, позволяющее использовать
механизм операционного левериджа с различной
интенсивностью воздействия на операционную
прибыль предприятия, характеризуется
“коэффициентом операционного левериджа”:
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем “эффект
операционного левериджа”:
Воздействие
операционного рычага можно определить
иначе:
Соотношение
прироста суммы операционной прибыли
и суммы объема реализации, достигаемое
при определенном уровне операционного
левериджа, характеризуется показателем
эффективности операционного
левериджа:
(14)
- темп прироста валовой операционной
прибыли;
- темп прироста объема реализации.
Данная
формула может иметь ряд
(15)
- темп прироста маржинальной операционной
прибыли.
В
целях исключения влияния налоговых
платежей, включаемых в цену продукции
и уплачиваемых за счет валового дохода,
расчет эффекта операционного
левериджа производится по следующей
формуле:
(16)
- темп прироста чистого операционного
дохода.
В
целях раздельного изучения влияния
на операционную прибыль, прироста объема
реализации продукции в натуральном
выражении и изменения цен
на продукцию, используется следующая
формула:
(17)
- темп прироста объема реализованной
продукции в натуральном выражении;
- темп изменения уровня средней цены за
единицы продукции.
Управление прибылью
от продаж на примере ЗАО «Марлин»
Расчет показателей операционного рычага на ОАО “ЛПК СЛДК” (прил. 3)
(тыс. руб)
Выручка | Себесто-имость | Переменные издержки | Маржиналь-ная прибыль | Постоянные затраты | Прибыль от реализации | Кол | Эол | |
4 кв. 1999 г. | 18 560 962 | 17 515 762 | 14 012 610 | 4 548 352 | 3 503 152 | 1 045 200 | 0,20 | 4,35 |
2000 г. | 127 134 490 | 120 312 285 | 49 328 037 | 77 806 453 | 70 984 248 | 6 822 205 | 0,59 | 11,40 |
1 кв. | 36 092 473 | 29 388 671 | 17 633 203 | 18 459 270 | 11 755 468 | 6 703 802 | 0,40 | 2,75 |
2 кв. | 41 037 000 | 29 623 835 | 15 019 284 | 26 017 716 | 14 604 551 | 11 413 165 | 0,49 | 2,27 |
3 кв. | 19 170 000 | 28 485 620 | 16 835 001 | 2 334 999 | 11 650 619 | -9 315 620 | 0,41 | -0,25 |
4 кв. | 30 835 000 | 32 814 157 | 19 032 211 | 11 802 789 | 13 781 946 | -1 979 157 | 0,42 | -5,96 |
2001 г. | 138 453 294 | 138 054 087 | 86 974 075 | 51 479 219 | 51 080 012 | 399 207 | 0,37 | 128,95 |
1кв. | 31 438 000 | 31 455 424 | 19 816 917 | 11 621 083 | 11 638 507 | -17 424 | 0,37 | -666,95 |
2 кв. | 31 521 000 | 27 333 632 | 17 220 188 | 14 300 812 | 10 113 444 | 4 187 368 | 0,37 | 3,41 |
3 кв. | 30 618 000 | 33 810 047 | 21 300 330 | 9 317 670 | 12 509 717 | -3 192 047 | 0,37 | -2,91 |
4 кв. | 44 876 294 | 45 454 984 | 28 636 640 | 16 239 654 | 16 818 344 | -578 690 | 0,37 | -28,06 |
Таким образом, коэффициент операционного левериджа на комбинате в период 2000-2001 гг. колебался в пределах от 37% до 59%. Эффект операционного рычага имел максимальное значение в 2000 году (128,95), т. е. если объем продаж увеличился бы на 4 %, то прибыль бы возросла на 515,8% (4x128,95). Соответственно, при помощи эффекта операционного рычага и плановым объемом продаж при неизменности иных факторов можно планировать прибыль.
Например, во втором квартале 2001 года Эол равнялся 3,41. в третьем квартале 2001 года комбинат получил выручки меньше на 2,86% (30618000:31521000), что, в соответствии операционного рычага, должно было снизить прибыль на 9,75%, но произошло большее сокращение прибыли за счет роста затрат.
Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
1.Положительное
воздействие операционного
Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. 2.По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
3.Механизм
операционного левериджа имеет
и обратную направленность –
при любом снижении объема
продаж в еще большей степени
будет уменьшаться размер
4.Между
операционным левериджем и
5.
Эффект операционного