Управление прибылью предприятия

Автор работы: Аня Гусар, 29 Октября 2010 в 10:30, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены все виды прибыли, способы их расчет и методы их управления

Содержание

1 ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и виды прибыли
1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия
1.3 Планирование прибыли предприятия
1.4 Налогообложение прибыли предприятия
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Управление формированием операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объемы реализации и прибыли»
2.2 Управление формированием прибыли на основе операционного левериджа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

      Наиболее  часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.

      В аналитической работе также часто  полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и  анализируют рентабельность использования  последних.

      В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

      В зарубежной практике в качестве числителя  чаще всего используют показатели прибыли  до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

      В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:

    • стоимость активов по балансу;
    • стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
    • действующие активы;
    • оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
 

 

     

     3. Управление формированием  операционной прибыли  на основе системы  «Взаимосвязь издержек, объемы реализации  и прибыли

 

     Основу  формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль.

     Балансовая  прибыль представляет собой сумму следующих  видов прибыли  предприятия:

  • прибыль от продажи продукции
  • прибыль от продажи имущества
  • прибыль от внереализационных операций

     Механизм  управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия.

     Система этой взаимосвязи получила следующее  название - "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли". Данная система позволяет выделить роль отдельных факторов формирования организационной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

     Механизм  этой системы предусматривает последовательное формирование различных видов операционной прибыли предприятия по следующей схеме:

     

 

     Из  данной схемы видно, что в процессе осуществления операционной деятельности формируются  следующие виды операционной прибыли:

  1. Маржинальная операционная прибыль рассчитывается с помощью следующих формул:

         МПо = ВДо - НДС - Ипост              (8) 
    МПо = ЧДо - Ипост
     
    МПо - сумма маржинальной операционной прибыли в рассматриваемом периоде;  
    ВДо - сумма валовой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;  
    ЧДо - чистый доход по операционной деятельности рассматриваемого периода;  
    Ипост - постоянные издержки.

  1. Валовая операционная прибыль

         ВПо = ВДо - НДС - Ио           (9) 
    ВПо = ЧДо - Ио  
    ВПо = МПо - Ипер
     
    ВПо - валовая операционная прибыль;  
    Ио - совокупная сумма операционных издержек;  
    Ипер - сумма переменных операционных издержек.

  1. Чистая операционная прибыль

         ЧПо = ВДо - НДС - НП - Ио            (10) 
    ЧПо = ЧДо - НП - Ио  
    ЧПо = МПо - НП - Ипер  
    ЧПо = ВПо - НП
     
    НП - налог на прибыль.

     В процессе управления формированием  операционной прибыли на основе системы  взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли, предприятие решает ряд  задач:

  1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.
  2. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы, валовой операционной прибыли.
  3. Определение суммы предела безопасности предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.
  4. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы маржинальной операционной прибыли.
  5. Определение необходимого объекта реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы чистой операционной прибыли.

 

4. Управление формированием  прибыли на основе  операционного и  финансового  левериджа

   Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется “коэффициентом операционного левериджа”: 

                                               Кол = Н / (Н+Р)                                                 (11) 

   Чем выше значение коэффициента операционного  левериджа на предприятии, тем в  большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

   Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного     левериджа,        характеризуется        показателем       “эффект

операционного левериджа”:

   Эол = DП / DВ                                                 (12).

 

   Воздействие операционного рычага  можно определить иначе: 

                                                    Эол = Дм / П                                                   (13). 

     Соотношение прироста суммы операционной прибыли  и суммы объема реализации, достигаемое при определенном уровне операционного левериджа, характеризуется показателем эффективности операционного левериджа:  
                         (14) 
- темп прироста валовой операционной прибыли;  
- темп прироста объема реализации.

     Данная  формула может иметь ряд модификаций:  
                        (15) 
- темп прироста маржинальной операционной прибыли.

     В целях исключения влияния налоговых  платежей, включаемых в цену продукции  и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа производится по следующей формуле:  
                      (16) 
- темп прироста чистого операционного дохода.

     В целях раздельного изучения влияния  на операционную прибыль, прироста объема реализации продукции в натуральном  выражении и изменения цен  на продукцию, используется следующая  формула:  
          (17) 
- темп прироста объема реализованной продукции в натуральном выражении;  
- темп изменения уровня средней цены за единицы продукции.

 

Управление прибылью от продаж на примере ЗАО «Марлин» 
 

Расчет  показателей операционного  рычага на ОАО “ЛПК СЛДК” (прил. 3)

(тыс.  руб)

  Выручка Себесто-имость Переменные издержки Маржиналь-ная прибыль Постоянные затраты  Прибыль от реализации Кол Эол
4 кв. 1999 г. 18 560 962 17 515 762 14 012 610 4 548 352 3 503 152 1 045 200 0,20 4,35
2000 г. 127 134 490 120 312 285 49 328 037 77 806 453 70 984 248 6 822 205 0,59 11,40
1 кв. 36 092 473 29 388 671 17 633 203 18 459 270 11 755 468 6 703 802 0,40 2,75
2 кв. 41 037 000 29 623 835 15 019 284 26 017 716 14 604 551 11 413 165 0,49 2,27
3 кв. 19 170 000 28 485 620 16 835 001 2 334 999 11 650 619 -9 315 620 0,41 -0,25
4 кв. 30 835 000 32 814 157 19 032 211 11 802 789 13 781 946 -1 979 157 0,42 -5,96
2001 г. 138 453 294 138 054 087 86 974 075 51 479 219 51 080 012 399 207 0,37 128,95
1кв. 31 438 000 31 455 424 19 816 917 11 621 083 11 638 507 -17 424 0,37 -666,95
2 кв. 31 521 000 27 333 632 17 220 188 14 300 812 10 113 444 4 187 368 0,37 3,41
3 кв. 30 618 000 33 810 047 21 300 330 9 317 670 12 509 717 -3 192 047 0,37 -2,91
4 кв. 44 876 294 45 454 984 28 636 640 16 239 654 16 818 344 -578 690 0,37 -28,06
 
 

    Таким образом, коэффициент операционного  левериджа на комбинате в период 2000-2001 гг. колебался в пределах от 37% до 59%. Эффект операционного рычага имел максимальное значение в 2000 году (128,95), т. е. если объем продаж увеличился бы на 4 %, то прибыль бы возросла на 515,8% (4x128,95). Соответственно, при помощи эффекта операционного рычага и плановым объемом продаж при неизменности иных факторов можно планировать прибыль.

    Например, во втором квартале 2001 года Эол равнялся 3,41. в третьем квартале 2001 года комбинат получил выручки меньше на 2,86% (30618000:31521000), что, в соответствии   операционного рычага, должно было снизить прибыль на 9,75%, но произошло большее сокращение прибыли за счет роста затрат.

   Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

   1.Положительное  воздействие операционного левериджа  начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

   Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал  проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. 2.По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

   3.Механизм  операционного левериджа имеет  и обратную направленность –  при любом снижении объема  продаж в еще большей степени  будет уменьшаться размер прибыли  предприятия.

   4.Между  операционным левериджем и прибылью  предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект операционного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.

   5. Эффект операционного левериджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется тем,  что постоянные затраты предприятия  остаются неизменными лишь на  протяжении короткого отрезка  времени. Как только в процессе  увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

Информация о работе Управление прибылью предприятия