Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоретические аспекты управления собственным капиталом…………..5
1.1 Понятие и состав собственного капитала…………………...............................5
1.2 Цена собственного капитала…………………………………………………..10
Глава 2 Практическая аспекты управления собственным капиталом………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжские моторы»…………18
2.2 Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества Волжские моторы (ОАО «Волжские моторы».)………………….......19
Глава 3 Управление собственным капиталом предприятия……………………29
3.1 Дивидендная политика предприятия………………………………………... 29
3.2 Эмиссионная политика предприятия…………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………………….. 44
Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями).15 В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:
-
реальное инвестирование, связанное
с отраслевой и региональной
диверсификацией
-
необходимость существенного
-
намечаемое поглощение других
предприятий с целью получения
эффекта синергизма (участие в
приватизации сторонних
-
иные стратегические цели, требующие
быстрой аккумуляции
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.
Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.
Несомненно, выше обозначенные методы и подходы к управлению собственным капиталом являются основополагающими.
Собственный капитал является финансовой основой предприятия, а знание как правильно им управлять – это залог предстоящего развития предприятия, его финансовой устойчивости, следовательно, получение ожидаемой прибыли от деятельности фирмы.
Разработка единой модели формирования дивидендной политики предприятия невозможна из-за большого числа факторов. Поэтому осуществляется выбор из трех видов дивидендной политики:
Дивидендная политика должна быть понятна инвесторам, но, к сожалению, на российском рынке дивиденды не содержат должной информации о политике предприятия, это отражается на инвестиционном процессе и соответственно сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг в России.
Основная цель эмиссионной политики предприятия – это привлечение необходимых финансовых средств на фондовом рынке в минимальные сроки.
Разработка
эффективной эмиссионной
И что касается цены капитала, с одной стороны, увеличение скорости оборота капитала непосредственно связано с ростом производительности труда, снижением трудоемкости продукции, совершенствованием системы управления производством, снабжением, сбытом, сокращением производственного цикла. С другой стороны, все эти процессы влекут за собой увеличение цены собственного капитала, которая может быть снижена вследствие экономии трансакционных издержек на единицу реализованной продукции. Для эффективного управления собственными источниками финансирования должны быть решены две задачи: первая - минимизация цены СК, вторая - уменьшение трансакционных издержек на единицу реализованной продукции.
13. Бланк, И.А. Управление активами и капиталом предприятия. – Киев: Ника-Центр, 2007. – 448 с.
14. Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками. – Киев: Ника- Центр, 2007. – 600 с.
15. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника- Центр, 2007. – 720 с.
16 . Бобылева, А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика. – М.: Дело
17. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие./Ю.А Артюнов.- М.: КноРУС - 2005. – 312 с.
18. Басовский
Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник/Л.Е.
Басовский. – М.: Инфра-М, 2005. – 240 с.
Периодические
издания
Приложение А
Бухгалтерский баланс ОАО «Волжские моторы» на 1.01.2007 года, тыс.руб.
Наименование статьи | На отчетную дату | |
АКТИВ | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | 584 | |
Нематериальные активы | 48726 | |
Основные средства | 11042 | |
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Отложенные налоговые активы | ||
Прочие внеоборотные активы | ||
ИТОГО по разделу I | 60352 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Запасы | 3534 | |
в
том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
1425 | |
животные на выращивание и откорме | ||
затраты в незавершенном производстве | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | ||
товары отгруженные | ||
расходы будущих периодов | 2109 | |
прочие запасы и затраты | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 2137 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 8458 | |
в
том числе
покупатели и заказчики |
578 | |
задолженность дочерних и зависимых обществ | 7880 | |
Краткосрочные финансовые вложения | ||
Денежные средства | 817 | |
Прочие оборотные активы | ||
ИТОГО по разделу II | 14946 | |
БАЛАНС | 75298 | |
ПАССИВ | ||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||
Уставный капитал | 83 | |
Добавочный капитал | 57802 | |
Резервный капитал | ||
в
том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Фонд социальной сферы | 3284 | |
Нераспределенная прибыль прошлых лет | ||
Непокрытый убыток прошлых лет | ||
Нераспределенная прибыль отчетного года | ||
Непокрытый убыток отчетного года | ||
ИТОГО по разделу III | 61169 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Займы и кредиты | ||
в
том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
||
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | ||
Прочие долгосрочные обязательства | ||
ИТОГО по разделу IV | 0 | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Займы и кредиты | ||
Кредиторская задолженность | 14129 | |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | ||
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов | ||
Прочие краткосрочные обязательства | ||
ИТОГО по разделу V | 14129 | |
БАЛАНС | 75298 |
Руковдитель:
Парфенова В.С.
Гл. бухгалтер: Иванова С.В.
Приложение Б
Бухгалтерский баланс ОАО «Волжские моторы» на 1.01.2008 года, тыс.руб.
Наименование статьи | На отчетную дату | |
АКТИВ | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Нематериальные активы | 296 | |
Основные средства | 51909 | |
Незавершенное строительство | 25063 | |
Доходные вложения в материальные ценности | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Отложенные налоговые активы | ||
Прочие внеоборотные активы | ||
ИТОГО по разделу I | 77268 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Запасы | 18574 | |
в
том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
5042 | |
животные на выращивание и откорме | ||
затраты в незавершенном производстве | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | ||
товары отгруженные | ||
расходы будущих периодов | 13532 | |
прочие запасы и затраты | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 11347 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 34711 | |
в
том числе
покупатели и заказчики |
2453 | |
задолженность дочерних и зависимых обществ | 32258 | |
Краткосрочные финансовые вложения | ||
Денежные средства | 17750 | |
Прочие оборотные активы | ||
ИТОГО по разделу II | 82382 | |
БАЛАНС | 159650 | |
ПАССИВ | ||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||
Уставный капитал | 83 | |
Добавочный капитал | 57802 | |
Резервный капитал | ||
в
том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Фонд социальной сферы | 8049 | |
Нераспределенная прибыль прошлых лет | ||
Непокрытый убыток прошлых лет | ||
Нераспределенная прибыль отчетного года | 29084 | |
Непокрытый убыток отчетного года | ||
ИТОГО по разделу III | 95018 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Займы и кредиты | ||
в
том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
||
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | ||
Прочие долгосрочные обязательства | ||
ИТОГО по разделу IV | 0 | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Займы и кредиты | ||
Кредиторская задолженность | 64631 | |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | ||
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов | ||
Прочие краткосрочные обязательства | ||
ИТОГО по разделу V | 64631 | |
БАЛАНС | 159650 |
Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия (на примере ОАО« Волжские моторы»)