Управление собственным капиталом предприятия (на примере ОАО« Волжские моторы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоретические аспекты управления собственным капиталом…………..5
1.1 Понятие и состав собственного капитала…………………...............................5
1.2 Цена собственного капитала…………………………………………………..10
Глава 2 Практическая аспекты управления собственным капиталом………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжские моторы»…………18
2.2 Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества Волжские моторы (ОАО «Волжские моторы».)………………….......19
Глава 3 Управление собственным капиталом предприятия……………………29
3.1 Дивидендная политика предприятия………………………………………... 29
3.2 Эмиссионная политика предприятия…………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

     Оценка  инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями).15 В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

     2. Определение целей  эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:

     - реальное инвестирование, связанное  с отраслевой и региональной  диверсификацией производственной  деятельности (создание сети новых  филиалов, дочерних фирм, новых производств  с большим объемом выпуска  продукции и т.п.);

     - необходимость существенного улучшение  структуры используемого капитала (повышение доли собственного  капитала с целью роста уровня  финансовой устойчивости, обеспечение  более высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение  за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);

     - намечаемое поглощение других  предприятий с целью получения  эффекта синергизма (участие в  приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

     - иные стратегические цели, требующие  быстрой аккумуляции значительного  объема собственного капитала.

     3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

     4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

     5. Оценка стоимости  привлекаемого акционерного  капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

     6. Определение эффективных  форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

     С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.

     Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей  эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.

     Несомненно, выше обозначенные методы и подходы к управлению собственным капиталом являются основополагающими.

          

      

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Собственный капитал является финансовой основой  предприятия, а знание как правильно им управлять – это залог предстоящего развития предприятия, его финансовой устойчивости,  следовательно, получение ожидаемой прибыли от деятельности фирмы.

     Разработка  единой модели формирования дивидендной  политики предприятия невозможна из-за большого числа факторов. Поэтому осуществляется выбор из трех видов дивидендной политики:

    1. Стабильный или непрерывно растущий дивиденд на акцию.
    2. Низкий регулярный дивиденд плюс дополнительные выплаты, которые зависят от годовой прибыли.
    3. Постоянный коэффициент выплат.

     Дивидендная политика должна быть понятна инвесторам, но, к сожалению, на российском рынке  дивиденды не содержат должной информации о политике предприятия, это отражается на инвестиционном процессе и соответственно сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг в России.

     Основная  цель эмиссионной политики предприятия  – это привлечение необходимых  финансовых средств на фондовом рынке  в минимальные сроки.

     Разработка  эффективной эмиссионной политики охватывает шесть этапов:

    1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.
    2. Определение целей эмиссии.
    3. Определение объема эмиссии.
    4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций.
    5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.
    6. Определение эффективных форм андеррайтинга.

     И что касается цены капитала, с одной  стороны, увеличение скорости оборота капитала непосредственно связано с ростом производительности труда, снижением трудоемкости продукции, совершенствованием системы управления производством, снабжением, сбытом, сокращением производственного цикла. С другой стороны, все эти процессы влекут за собой увеличение цены собственного капитала, которая может быть снижена вследствие экономии трансакционных издержек на единицу реализованной продукции. Для эффективного  управления собственными источниками финансирования должны быть решены две задачи: первая - минимизация цены СК, вторая - уменьшение трансакционных издержек на единицу реализованной продукции.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
    1. Бенвисте  Гай. Овладение политикой планирования.:Учеб. – М.: «Прогресс – Универс», 2008. – 304 с.
    2. Бланк, И. А. Управление формированием капитала: учеб./ И.А.Бланк- К.: «Ника-Центр», 2007. – 512 с.
    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
    4. Бригхем, Ю., Гапенски ,Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2009 г. Т.1. - 497 с.
    5. Гаврилова, А. Н., Попов, А. А Финансы организаций (предприятий): Учебник / А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
    6. Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ: Учебник для вузов./ Л. Т. Гиляровская – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 527 с.
    7. Дубаков, М. В. Дивидендная политика предприятия//Финансовые исследования, №3, 2008 г.
    8. Ковалев, В. В., Ковалев, Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учеб/ В.В Ковалев.,Вит.В.Ковалев – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, -  352 с.
    9. Ковалева, А. М., Лапуста, М. Г., Скамай, Л. Г. Финансы фирмы: Учебник/ А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай   – М.: ИНФА-М, 2002. –    416 с. – (Серия «Высшее образование»)
    10. Моляков, Д. С. Финансы предприятий: Учеб. Пособие/ Д. С. Моляков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 200 с.: ил.
    11. Моляков ,Д. С., Шохин, Е. И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособ./ Д. С. Моляков, Е. И. Шохин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 112 с.
    12. Павлова, Л.Н.,  Финансы предприятия: Учеб./ Л.Н. Павлова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 639 с.

   13.         Бланк,  И.А. Управление активами и капиталом предприятия. – Киев: Ника-Центр, 2007. – 448 с.

  14.            Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками. – Киев: Ника- Центр, 2007. – 600 с.

15.         Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника- Центр, 2007. – 720 с.

16 .           Бобылева, А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика. – М.: Дело

17.        Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие./Ю.А Артюнов.- М.: КноРУС - 2005. – 312 с.

18.  Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник/Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2005. – 240 с. 

     Периодические издания 

      
  1. Журнал  «Финансовый директор» (www.fd.ru)
  2. Журнал «Финансовый менеджмент»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А

     Бухгалтерский баланс ОАО «Волжские моторы»  на 1.01.2007 года, тыс.руб.

     Наименование  статьи      На  отчетную дату
       АКТИВ       
            I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      584
            Нематериальные  активы      48726
            Основные  средства      11042
            Незавершенное строительство       
            Доходные  вложения в материальные ценности       
            Долгосрочные финансовые вложения       
            Отложенные  налоговые активы       
            Прочие  внеоборотные активы       
            ИТОГО по разделу I      60352
            II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ       
            Запасы      3534
            в том числе:

     сырье, материалы и другие аналогичные  ценности

     1425
            животные  на выращивание и откорме       
            затраты в незавершенном производстве       
            готовая продукция и товары для перепродажи       
            товары  отгруженные       
            расходы будущих периодов      2109
            прочие  запасы и затраты       
            Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям       
            Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)      2137
            Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты)      8458
            в том числе

       покупатели и заказчики

     578
            задолженность дочерних и зависимых обществ      7880
            Краткосрочные финансовые вложения       
            Денежные  средства      817
            Прочие  оборотные активы       
            ИТОГО по разделу II      14946
            БАЛАНС      75298
            ПАССИВ       
            III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ       
            Уставный  капитал      83
            Добавочный капитал      57802
            Резервный капитал       
            в том числе:

     резервы, образованные в соответствии с законодательством

      
            резервы, образованные в соответствии с учредительными документами        
            Фонд  социальной сферы      3284
            Нераспределенная  прибыль прошлых лет        
            Непокрытый  убыток прошлых лет       
            Нераспределенная  прибыль отчетного года       
            Непокрытый  убыток отчетного года       
            ИТОГО по разделу III      61169
            IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА       
            Займы и кредиты       
            в том числе:

     кредиты банков, подлежащие погашению более  чем через 12 месяцев после отчетной даты

      
            займы, подлежащие погашению более чем  через 12 месяцев после отчетной даты       
            Прочие  долгосрочные обязательства       
            ИТОГО по разделу IV      0
            V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА       
            Займы и кредиты       
            Кредиторская  задолженность      14129
            Задолженность участникам (учредителям) по выплате  доходов       
            Доходы  будущих периодов       
            Резервы предстоящих расходов       
            Прочие  краткосрочные обязательства       
            ИТОГО по разделу V      14129
            БАЛАНС      75298
 

     Руковдитель: Парфенова В.С.   

     Гл. бухгалтер: Иванова С.В.

 

      Приложение Б

     Бухгалтерский баланс ОАО «Волжские моторы»  на 1.01.2008 года, тыс.руб.

     Наименование  статьи      На  отчетную дату
       АКТИВ       
            I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ       
            Нематериальные  активы      296
            Основные  средства      51909
            Незавершенное строительство      25063
            Доходные  вложения в материальные ценности       
            Долгосрочные  финансовые вложения       
            Отложенные  налоговые активы       
            Прочие  внеоборотные активы       
            ИТОГО по разделу I      77268
            II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ       
            Запасы      18574
            в том числе:

     сырье, материалы и другие аналогичные ценности

     5042
            животные  на выращивание и откорме       
            затраты в незавершенном производстве       
            готовая продукция и товары для перепродажи       
            товары  отгруженные       
            расходы будущих периодов      13532
            прочие  запасы и затраты       
            Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям       
            Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты)      11347
            Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты)      34711
            в том числе

       покупатели и заказчики

     2453
            задолженность дочерних и зависимых обществ      32258
            Краткосрочные финансовые вложения       
            Денежные  средства      17750
            Прочие  оборотные активы       
            ИТОГО по разделу II      82382
            БАЛАНС      159650
            ПАССИВ       
            III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ       
            Уставный  капитал      83
            Добавочный  капитал      57802
            Резервный капитал       
            в том числе:

     резервы, образованные в соответствии с законодательством

      
            резервы, образованные в соответствии с учредительными документами        
            Фонд  социальной сферы      8049
            Нераспределенная  прибыль прошлых лет        
            Непокрытый  убыток прошлых лет       
            Нераспределенная  прибыль отчетного года      29084
            Непокрытый  убыток отчетного года       
            ИТОГО по разделу III      95018
            IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА       
            Займы и кредиты       
            в том числе:

     кредиты банков, подлежащие погашению более  чем через 12 месяцев после отчетной даты

      
            займы, подлежащие погашению более чем  через 12 месяцев после отчетной даты       
            Прочие  долгосрочные обязательства       
            ИТОГО по разделу IV      0
            V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА       
            Займы и кредиты       
            Кредиторская  задолженность      64631
            Задолженность участникам (учредителям) по выплате  доходов       
            Доходы  будущих периодов       
            Резервы предстоящих расходов       
            Прочие  краткосрочные обязательства       
            ИТОГО по разделу V      64631
            БАЛАНС      159650

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия (на примере ОАО« Волжские моторы»)