Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовой работы является оптимизация мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Введение 3
Глава 1Теоритические основы управления затрат 4
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория 4
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия 8
1.3 Управленческий учет как инструмент управления затратами 11
Глава 2 Методический инструментарий управления затратами на предприятии 15
2.1 Механизм реализации системы управленческого контроля затрат 15
2.2 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами 18
2.3 Оптимизация расходов в период кризиса 23
Заключение 27
Библиографический список 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1Теоритические
основы управления затрат
1.1 Затраты
как управляемая экономическая категория
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия 8
1.3 Управленческий учет как инструмент управления затратами 11
Глава 2 Методический
инструментарий управления затратами
на предприятии
2.1 Механизм реализации системы управленческого контроля затрат 15
2.2 Приемы и методы операционного
менеджмента, используемые в управлении
затратами
2.3 Оптимизация
расходов в период кризиса
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовой работы является оптимизация мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели
обеспечивается решением
-
определить затраты как
-
рассмотреть концептуальные
-
рассмотреть управленческий
- раскрыть основные приемы и методы операционного менеджмента используемые в управлении затратами;
- рассмотреть механизмы реализации системы управленческого контроля затрат;
- разработать мероприятия по оптимизации расходов в период кризиса.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции.
Предметом исследования является процесс управления затратами.
При написании работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные дисциплинам.
«Финансовый менеджмент» Е. Стояновой рассматриваются основные принципы операционного анализа. В книге Карповой Т.П. «Управленческий учет» характеризуются особенности учета затрат по системе Директ-Костинг. Раицкий К.А. в своем издании «Экономика предприятия» показывает управление затратами как многоступенчатый процесс. Быков С.В. в статье «Операционный финансовый менеджмент» демонстрирует различные методы оптимизации ассортимента продукции предприятия.
Работа состоит из введения, двух основных глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы управления затрат, во второй главе раскрывается методический инструментарий управления затратами на предприятии. Заключения, библиографического списка.
Глава
1 Теоретические основы
управления затрат
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория
В экономической литературе издержки производства и обращения промышленного предприятия рассматривают как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».
Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов [16, с.77].
Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими издержками производства Ии обращения. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. Этот показатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и улучшения прибыли [14, с.602].
Различные экономические дисциплины рассматривают понятие «затраты» отлично друг от друга. Так, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства.
Издержки обращения - суммарные затраты живого и прошлого труда, выраженные в денежной форме, возникающие в процессе обращения материальных ценностей, включая транспортировку, хранение и т.п.
Издержки производства – совокупные затраты живого труда и труда, осуществленного в средствах производства, используемые при изготовлении товаров. Под управлением затратами, в данном случае, понимают их планирование, учет и анализ [3, с.54].
Дисциплина «Финансы предприятий» раскрывает понятие «затрат» следующим образом: в процессе предпринимательской деятельности предприятие несет так называемые денежные затраты. Исходя из экономического содержания все денежные затраты делятся на три группы: затраты, связанные с извлечением прибыли; затраты, не связанные с извлечением прибыли, и принудительные затраты.
К первым относятся затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции. Ко вторым относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. К третьему типу затрат относятся налоги и налоговые платежи, различные отчисления, расходы по обязательному страхованию и др.
С точки зрения дисциплины «Управленческий учет» управление затратами рассматривается как управление снабженческо-заготовительной деятельностью. Управление снабженческо-заготовительной деятельностью - это регулирование ежегодной общей суммы затрат на содержание материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия, суммы материальных затрат на производство. Цель обобщения затрат – наблюдение за процессом их формирования по двум направлениям: продукту – для оценки запаса; центрам ответственности – в целях контроля за уровнем материальных затрат [4, с.89].
Авторы, изучающие дисциплину «Бухгалтерский учет», под управлением затратами понимают комплексный процесс, охватывающий операции нормирования и планирования, учета и анализа производственных расходов, контроль за процессом их формирования [9, с.73].
Взгляды
некоторых авторов, работающих в
направлении «Финансовый
Таким образом, выше были рассмотрены различные взгляды на понятие «затраты» и «управление затратами».
Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс денежных затрат. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:
-
затраты на воспроизводство
-
расходы на социально-
- операционные расходы;
- затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [12, с.44].
Затраты
на производство и реализацию продукции
(работ, услуг) занимают наибольший удельный
вес во всех расходах предприятия. Эти
затраты группируют по следующим элементам
затрат: сырье и основные материалы, топливо,
энергия, заработная плата основная и
дополнительная, различные отчисления,
амортизация основных фондов, прочие расходы
др. Подробный перечень затрат на производство
и реализацию продукции установлен Положением
о составе затрат по производству и реализации
продукции, включенных в себестоимость
продукции, и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли. Этот документ был утвержден
постановление Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992г. с последующими
изменениями и дополнениями.
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия
Процесс управления затратами предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение следующих вопросов:
- значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
- прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
- умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Управление затратами – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачуот них.
Одним
из самых эффективных методов
решения задач финансового
Операционный анализ является составной частью управленческого учета. Его ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Названные элементы можно дополнить маржинальным доходом. Промежуточный маржинальный доход – это результат от реализации товаров после возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина которой потребуется при производстве рассматриваемого изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.
Если анализ безубыточности позволяет определять и изучать точку безубыточности (порог рентабельности, критический объем производства и продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), то более широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет также определить цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и т.п.