Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:30, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовой работы является оптимизация мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Введение 3
Глава 1Теоритические основы управления затрат 4
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория 4
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия 8
1.3 Управленческий учет как инструмент управления затратами 11
Глава 2 Методический инструментарий управления затратами на предприятии 15
2.1 Механизм реализации системы управленческого контроля затрат 15
2.2 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами 18
2.3 Оптимизация расходов в период кризиса 23
Заключение 27
Библиографический список 29
2.3 Оптимизация расходов в период кризиса
На сегодняшний день 44% российских предприятий находятся в тяжелом или очень тяжелом финансовом положении. Для многих предприятий причиной кризиса стала цепная реакция в виде падения спроса, сокращения объемов прибыли, возникновения убыточности производства и резкого снижения платежеспособности. В таких условиях одними из основных факторов выживания компаний становится оптимизация затрат. Однако решительные меры по сокращению затрат часто не приносят желаемых результатов даже в краткосрочной перспективе.
Согласно данным опроса руководителей крупных международных компаний, почти 90% отметили, что снижение издержек является стратегической целью их компании в условиях экономического кризиса. При этом 37% компаний, реализовывавших программу сокращения издержек, в течение года отмечают рост издержек по отношению к объему доходов. А достигнуть долгосрочного эффекта снижения затрат оказывается еще сложнее – только 30% компаний смогли сохранить положительную динамику в течение трех лет [1]. Такая неутешительная тенденция складывается в силу неэффективной оптимизации затрат.
Основной метод эффективной оптимизации расходов на предприятии в период кризиса включает нормирование всех статей затрат, жесткий контроль исполнения установленных нормативов, мотивирование персонала на снижение затрат и сокращение издержек, не связанных с основной деятельностью компании. Данный подход нельзя назвать революционным, но он приносит значительные результаты и позволяет удержать затраты компании на заданном уровне. В рамках перечисленных направлений оптимизации выполняют следующие процедуры.
Планирование затрат и передача полномочий по их правлению менеджерам подразделений значительно снижает издержки компании. Если на момент финансового кризиса бюджетирование не велось, можно сформировать мастер - бюджет (прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов), бюджет ключевых производственных подразделений, а также бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и движения сырья и материалов. Это позволит оптимизировать движение денежных потоков.
Горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предполагает объединение фирмы с другими покупателями. Увеличение объемов закупки позволит получить скидки. Вертикальная интеграция подразумевает союз фирмы-покупателя с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность).
Внедрение новых форм расчетов с контрагентами (векселя, бартер).
Оптимизация
технологических процессов. Вопросы
оптимизации и внедрения
Рациональной управление затратами в кризисной ситуации предполагает сохранение продуктивных и сокращение неэффективных расходов. Несмотря на то что такое деление затрат для каждого предприятия индивидуально, можно выделить некоторые общие моменты.
В условиях кризиса предприятию придется увеличить в целях минимизации рисков следующие расходы:
1.
Расходы по экономической
2. Инвестиции в человеческий капитал (расходы на поддержание морального духа и корпоративной идеологии коллектива, переквалификацию и переподготовку, внутренний антикризисный PR).
3.
Расходы на маркетинг,
4.
Затраты на реорганизацию
5. Расходы на бизнес-интеграцию, организацию и финансирование деловых и отраслевых союзов, ассоциаций, клубов. Совместная деятельность в условиях кризиса является наиболее эффективной. Координация действий, общие интересы, совместное решение сложных вопросов в органах государственного управления, объединение для совместных закупок сырья и материалов, снабженческая, производственная, сбытовая кооперация и экономия на масштабах дают значительные преимущества на рынке.
К универсальным расходам, уменьшение которых не приведет к значительным потерям в период кризиса, относятся:
1.
Расходы на топливо,
2.
Расходы на поддержание
3.
Скрытые и неявные затраты
(издержки неполученной или
4. Расход на дивиденды. Отказ от выплат дивидендов учредителям и акционерам в пользу укрепления финансовых позиций, создания стабилизационного фонда предприятия, для выживания компании в кризисный период.
Итак, в условиях кризиса оптимизация издержек - один из наиболее действенных инструментов, которым предприятие может воспользоваться для стабилизации финансового положения. Однако, это только одно из направлений, в котором следует сегодня двигаться. Для преодоления кризиса предприятию необходима целая система взаимосвязанных мероприятий по снижению затрат, стимулированию продаж, оптимизации денежных потоков, работе с дебиторами, реформированию политики коммерческого кредитования, реструктуризации кредиторской задолженности.
Чем
эффективнее предприятие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под
затратами предприятия
Управление затратами должно быть частью общей системы управления предприятием. Принятие разрозненных управленческих решений в части затрат приводит к тому, что система управления затратами работает неэффективно.
Внедрение системы управления затратами сталкивается со значительным количеством проблем, одна из которых информационная. На многих предприятиях передача сведений об израсходованных материалах, сырье, топливе и др. происходит несвоевременно и в неполном размере. Неполнота и несвоевременность предоставления данных о затратах - причина формирования ошибочных показателей величины затрат и себестоимости, игнорирования факторов, влияющих на размер затрат.
Нередко в процессе управления затратами игнорируется влияние различных факторов на состав, размер и структуру затрат. В условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода времени затраты могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно, попытки прогнозирования могут отнимать немало времени и ресурсов. Однако это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.
Опыт показывает, что введение системы управления затратами «сверху», приобретение дорогостоящего программного обеспечения и даже создание служб, в обязанности которых входят учет, контроль и планирование затрат, не гарантирует построения эффективной системы управления затратами. Чтобы система заработала, все начальники подразделений и руководители служб, каждый сотрудник компании должны четко представлять выполняемые ими функции, сферу своей ответственности и взаимосвязь между подразделениями.
В
управлении затратами главное - жить по
средствам, т.е. тратить не больше, чем
зарабатываем, оставляя запас для инвестиций
и реинвестиций. Задачу с расстановкой
запятых в небезызвестном «Казнить нельзя
помиловать» приходится решать не только
в сказке, но и в реальной жизни. Решение
об отказе от производства продукции,
для которой цена реализации не покрывает
переменных затрат, не является однозначным.
Подводя итог, можно отметить, что экономить
лучше не за счет сокращения чего-либо
(персонала, выплат и пр.), а за счет оптимизации
процессов, в т.ч. организации труда. Следует
заинтересовать сотрудников в улучшении
результатов и там, где возможно, давать
заработать больше. Также необходимо учитывать
отраслевые особенности. Если руководитель
задействует потенциал сотрудников, использует
скрытые ресурсы, значит, он умеет получать
прибыль и не столкнется с необходимостью
сокращать издержки на персонал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК