Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Капитал – одна из наиболее используемых в финансовом менеджменте эко-номических категорий. Он является базой для создания и развития предприятия и в процессе функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущая производственную или иную коммер-ческую деятельность должна обладать определенным капиталом, представляю-щим собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансо-вых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности.
где НРтпп – натуральный объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы валовой
операционной прибыли предприятия;
Цеп – плановая цена единицы реализуемой продукции.
4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, т. е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность.
В стоимостном выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле (23):
ПБс = СРвоп – СРтб (23),
где ПБс – стоимостной объем реализации продукции предприятия,
обеспечивающий предел безопасности его операционной
деятельности;
СРвоп – стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий
формирование плановой (или фактически достигнутой) суммы
валовой операционной прибыли предприятия;
СРтб – стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий
достижение точки безубыточности операционной
деятельности предприятия.
При необходимости предел безопасности может быть выражен и натуральным объемом реализуемой продукции. В этом случае используется следующая формула (24):
ПБн = (СРвоп – СРтб) / Цеп (24),
где ПБн – натуральный объем реализации продукции предприятия,
обеспечивающий предел безопасности его операционной
деятельности;
Цеп – цена единицы реализуемой продукции.
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Этот объем реализации продукции может быть определен в стоимостном выражении по следующей формуле (25):
СРтмп = (МОПп + Ипост) x 100 / Учд (25),
где СРтмп – стоимостной объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы
маржинальной операционной прибыли;
МОПп – планируемая сумма маржинальной операционной прибыли;
Ипост – плановая сумма постоянных операционных издержек;
Учд – уровень чистого операционного дохода к объему реализации
продукции, %.
Соответственно, натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы маржинальной операционной прибыли, может быть определен по формуле (26):
НРтмп = (МОПп + Ипост) x 100 / Учд (26),
где НРтмп – натуральный объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы
маржинальной операционной прибыли.
6. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли. Этот объем реализации продукции может быть определен в стоимостном выражении по формуле (27):
СРтчп = (ЧОПп + Ипост + НП) x 100 / Умп (27),
где СРтчп – стоимостной объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы чистой
операционной прибыли предприятия;
ЧОПп – планируемая сумма чистой операционной прибыли
Ипост – плановая сумма постоянных операционных издержек;
НП – плановая сумма налоговых платежей за счет прибыли,
исчисленная исходя из суммы чистой операционной
прибыли и ставки налога на прибыль методом обратного
пересчета;
Умп – уровень маржинальной операционной прибыли к объему
реализации продукции.
Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы чистой операционной прибыли предприятия, определяется по формуле (28):
НРтчп = (ЧОПп + Ипост + НП) x 100 / Умп x Цеп
где НРтчп – натуральный объем реализации продукции,
обеспечивающий формирование плановой суммы чистой
операционной прибыли предприятия;
Цеп – плановая цена единицы реализуемой продукции.
7. Определение возможных результатов роста суммы валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих основных факторов:
объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
суммы и уровня чистого операционного дохода;
суммы и уровня переменных операционных издержек;
суммы постоянных операционных издержек;
соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
2.2 Дивидендная политика предприятия
Под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:
1. теория независимости дивидендов. Ее авторы – Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью.
2. теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы – М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что «она очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
3. теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т. п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.
4. сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.
5. теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения.
Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).
Таблица 1 – Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход к формированию дивидендной политики | Варианты используемых типов дивидендной политики |
1. консервативный подход | 1. остаточная политика дивидендных выплат 2. политика стабильного размера дивидендных выплат |
2. умеренный (компромиссный) подход | 3. политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды |
3. агрессивный подход | 4. политика стабильного уровня дивидендов 5. политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
Информация о работе Управления собственным капиталом предприятия