Управления собственным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Капитал – одна из наиболее используемых в финансовом менеджменте эко-номических категорий. Он является базой для создания и развития предприятия и в процессе функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущая производственную или иную коммер-ческую деятельность должна обладать определенным капиталом, представляю-щим собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансо-вых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Текст.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом  является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности.

4. Политика стабильного уровня дивидендов рассматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части).

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в  предшествующем периоде.

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика формируется по следующим основным этапам (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Последовательность формирования дивидендной политики.

 

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято разделять на четыре группы.

                   Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия (стадия жизненного цикла компании, необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ, степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности).

                   Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников (достаточность резервов собственного капитала, стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала стоимость привлечения дополнительного заемного капитала, доступность кредитов на финансовом рынке и т. д.).

                   Факторы, связанные с объективными ограничениями (уровень налогообложения дивидендов, фактический размер получаемой прибыли, коэффициент рентабельности собственного капитала и пр.).

                   Прочие факторы (конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является компания, неотложность платежей по ранее полученным кредитам, возможность утраты контроля над управлением компанией и др.).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает некоторую последовательность действий.

На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитают формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества.

На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части.

На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерной компании.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле (29):

 

УДВпа = (ФДВ – ВП) / Кпа              (29),

 

где   УДВпа – уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в

                         соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных

                         акций;

Кпа – количество простых акций.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов Основными из таких форм являются:

1. выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2. выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат.

3. автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора – получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции.

4. выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций.

Для оценки эффективности дивидендной политики используют следующие показатели:

                   коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формуле (30):

Кдв = ФДВ / ЧП              (30),

 

где   Кдв – коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с

                   избранным типом дивидендной политики;

ЧП – сумма чистой прибыли.

                   коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле (31):

Кц/д = РЦа / Да              (31),

 

где   Кц/д – коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа – рыночная цена одной акции;

Да – сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

 

2.3 Эмиссионная политика предприятия

 

Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, введем ряд ограничений.

Во-первых, эмиссионная политика предприятия будет ограничена вопросами эмиссии только акций – основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.

Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов.

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы (рисунок 4).

 

 

 

 

Рисунок 4 – Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении собственного капитала.

 

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на  появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции учета привлекательности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции,  а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной привлекательности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиции стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

                  реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т. п.);

                  необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);

                  намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

                  иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала.

Так как управление прибылью, распределением дивидендов и эмиссионная политика являются неотъемлемой частью общей политики предприятия по управлению собственным капиталом, то несомненно освещение этих вопросов очень важно при обсуждении данной темы. Операционная прибыль и доходы от эмиссии – это основные источники увеличения собственного капитала. Поэтому чтобы построить грамотное и эффективное управление им, необходимо знать и уметь управлять и отдельными составляющими собственного капитала. Количество прибыли, которое идет на пополнение собственных источников финансирования напрямую зависит от проводимой на предприятии дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики определяется общей финансовой политикой предприятия и часто зависит от стадии жизненного цикла компании.

Информация о работе Управления собственным капиталом предприятия