Увеличение рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения рентабельности на предприятии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….……….3
1. Теоретические и методические основы управления рентабельностью
на предприятии ОАО «Казанский хлебозавод №7» ………………….…….5
1.1 Сущность показателей рентабельности …………………………….……5
1.2 Методики оценки рентабельности …………………………………….….7
1.3 Способы повышения рентабельности ……………………………………14
2. Анализ показателей рентабельности на предприятии на примере ОАО
«Казанский хлебозавод №7» …………………………………………………..17
2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии…………..…..17
2.2 Факторный анализ рентабельности ………………………………………19
3. Предложения по повышению рентабельности на предприятии на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7» ……………... ……………………………21
Выводы и предложения ………………………………………………………..25
Список использованной литературы ………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

увеличение рентабельности.docx

— 84.28 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………….……….3

1. Теоретические и методические основы управления рентабельностью

 на предприятии  ОАО «Казанский хлебозавод №7» ………………….…….5

1.1 Сущность показателей рентабельности …………………………….……5

1.2 Методики оценки рентабельности …………………………………….….7

1.3 Способы повышения рентабельности ……………………………………14

2. Анализ показателей рентабельности на предприятии на примере ОАО

«Казанский  хлебозавод №7» …………………………………………………..17

2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии…………..…..17

2.2 Факторный анализ рентабельности ………………………………………19

3. Предложения по повышению рентабельности на предприятии на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7» ……………... ……………………………21

Выводы и  предложения ………………………………………………………..25

Список использованной литературы ………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рентабельность  означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления  валового дохода или прибыли с  затратами или используемыми  ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это  становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит  от специализации и концентрации производства.

Анализ рентабельности производства позволяет выявить  большое число тенденций развития, он призван указать руководству  предприятия пути дальнейшего успешного  развития, указывает на ошибки в  хозяйственной деятельности, а также  выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет  предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Сущность  проблемы повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся  ресурсов экономических результатов  на каждую единицу затрат.

Поэтому перед  экономической наукой стоит задача: усилить внимание к анализу рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, методам учета в  практической деятельности.

Тема работы представляет очевидный теоретический  и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость  повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Целью работы является разработка путей повышения рентабельности на предприятии.

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
  2. Выявить основные показатели рентабельности;
  3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  4. Оценить рентабельность предприятия;
  5. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности предприятия.

Объектом  исследования является ОАО «Казанский хлебозавод №7». Предметом исследования – операции, связанные с повышением рентабельности предприятия.

Методологической  основой для написания работы послужили научные труды отечественных  и зарубежных авторов по проблемам  формирования и анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Достаточно полно проблема отражена в учебниках Э.И. Крылова, В.М. Власовой, И.В. Журавковой, Т.У. Турманидзе, И.А. Бланк и др.

Методы исследования, используемые в работе – метод  системного подхода, аналитический  и статистический, метод аналогий и сравнений, табличный и графический  методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты управления рентабельностью

1.1 Сущность показателей рентабельности

 

В экономическом  анализе результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем  экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз  соизмеряет величину полученной прибыли  с размерами тех средств, с  помощью которых она получена (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения известной  прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.

Рентабельность  производства в самом общем виде определяется по формуле 1.1 [3].

 

где Р – рентабельность, %;

П – сумма прибыли, руб.;

ОФ – стоимость основных фондов, руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, руб.

Как видно  из общей формулы рентабельности производства факторами роста её будут:

1. величина  прибыли;

2. стоимость  и эффективность использования  основных фондов;

3. стоимость  и эффективность использования  оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она  достигнута и более эффективно они  используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая  эффективность функционирования предприятия.

Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем  рентабельности затрат [2]. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции (формула 1.2).

Рз = П / З, (1.2)

где Рз – рентабельность затрат;

П – прибыль от продажи продукции;

З – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Данный коэффициент  показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и  рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и  видам продукции.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом  по продукции, усредняется уровень  доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных  видов изделий или групп изделий. Как показано в [8], рентабельность единицы продукции имеет большое значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия (формула 1.3).

Рп = (Цi – Сi) / Сi, (1.3)

где Рп – рентабельность единицы продукции;

Цi – отпускная цена единицы продукции;

Сi – себестоимость единицы продукции.

Важность  анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, связана  с тем, что предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а  также всей совокупности её, поможет  выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения  качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.

 

1.2 Методики оценки рентабельности

 

Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

По мнению В.В. Ковалева [24], основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется  как отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются ─ все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Рассмотрим зависимость 1.3.

 

(1.3)

 

Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам  все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям (формула 1.4).

 

(1.4)

 

Эта формула  раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности (формула 1.5).

 

 

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного  капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий (формула 1.6).

 

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции  базисного и отчетного периодов. Например, рентабельность продукции  по прибыли от реализации рассчитывается по формулам 1.7, 1.8 [5].

 

  (1.7)

 (1.8)

Или по формулам 1.9, 1.10.

 

 (1.9)

 (1.10)

 

где, К1, К0 – рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;

Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом определяется по формуле 1.11.

 

(1.11)

 

Влияние фактора  изменения объема реализации рассчитывается методом цепных подстановок (формула 1.12) [5].

 

 (1.12)

 

Соответственно влияние изменения себестоимости составит (формула 1.13)

 

 (1.13)

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом (формула 1.14)

(1.14)

Третья группа показателей рентабельности формируется  аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств. Рассмотрим зависимость 1.15.

 

(1.15)

 

где ЧПДС – чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами  денежными средствами в связи  с использованием имеющего места  денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия [25].

Показатели  рентабельности предназначены для  оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия [27].

Показатели  рентабельности формируются следующим  образом:

1) Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.

Показатель  показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Показатель общей рентабельности определяется формулой 1.16.

Информация о работе Увеличение рентабельности на предприятии