Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью работы является разработка путей повышения рентабельности на предприятии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;
Введение ……………………………………………………………….……….3
1. Теоретические и методические основы управления рентабельностью
на предприятии ОАО «Казанский хлебозавод №7» ………………….…….5
1.1 Сущность показателей рентабельности …………………………….……5
1.2 Методики оценки рентабельности …………………………………….….7
1.3 Способы повышения рентабельности ……………………………………14
2. Анализ показателей рентабельности на предприятии на примере ОАО
«Казанский хлебозавод №7» …………………………………………………..17
2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии…………..…..17
2.2 Факторный анализ рентабельности ………………………………………19
3. Предложения по повышению рентабельности на предприятии на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7» ……………... ……………………………21
Выводы и предложения ………………………………………………………..25
Список использованной литературы ………………………………………….27
(1.16)
где Пдн – прибыль до налогообложения;
Вреал – выручка от реализации.
2) Рентабельность оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле 1.17.
(1.17)
где ЧП – чистая прибыль;
ОА – среднегодовая стоимость оборотных активов.
3) Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.
Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле 1.18.
где П – прибыль до налогообложения;
ПФ – среднегодовая стоимость производственных фондов.
4) Рентабельность активов предприятия определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия (формула 1.19)
(1.19)
где ЧП – чистая прибыль;
ВБ – валюта баланса.
5) Рентабельность финансовых вложений определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений (формула 1.20).
где Пфв – прибыль предприятия от финансовых вложений за период;
ФВ – величина финансовых вложений
6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 1.21).
1.21)
где ВП – валовая прибыль;
СС – себестоимость продукции.
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле 1.22.
где СК – средняя стоимость собственного капитала;
ЧП – чистая прибыль.
Таким образом,
показатели рентабельности используют
для сравнительной оценки эффективности
работы отдельных предприятий и
отраслей, выпускающих разные объемы
и виды продукции. Эти показатели
характеризуют полученную прибыль
по отношению к затраченным
1.3 Способы повышения рентабельности
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
– факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
– факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства [30].
Количество
реализованной продукции
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию, предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [31].
Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения [32].
Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.
2. Анализ рентабельности производства предприятия на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7»
2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии
Изменения в уровнях рентабельности происходят под действием различных факторов, оказывающих влияние как на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы. Для выявления сильных сдвигов составим агрегированный баланс и проведем вертикальный и горизонтальный анализ по нему. (Приложение 1)
По вертикальному и горизонтальному анализу мы наблюдаем что структура оборотных и внеоборотных активов поделена поровну, но к 2009 году доля внеоборотных активов начинает преобладать. По активам на 2009 год увеличивается доля запасов, а именно расходов будущих периодов на 228%, что является отрицательным показателем и показывает нам предположить, что у ОАО «Казанский хлебозавод №7» снижаются уровни продаж. На период с 2008 – 2009 гг. уровень краткосрочной дебиторской задолженности вырос на 105 %.
По пассивной части баланса наблюдается изменение структуры баланса, а именно снижение доли собственного капитал предприятия в валюте баланса. Происходит увеличение пятого раздела. Увеличение кредитов и займов произошло на 12%, кредиторской задолженности, а именно задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 26%. В целом валюта баланса увеличилась на 5% с 2008 на 2009 год. Проведенного горизонтального и вертикального анализа для определения состояния предприятия недостаточно, для более подробного изучения ситуации необходимо рассчитать показатели рентабельности.
Рассчитаем показатели рентабельности и представим их в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Показатели рентабельности работы ОАО «Казанский хлебозавод №7» за 2007–2009 гг.
Показатель |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Рентабельность продукции |
-4,78% |
-8% |
0 |
Рентабельность основных средств |
-51,17% |
53% |
0 |
Рентабельность продаж |
-8,44% |
0,58% |
-12,09% |
Рентабельность базовой |
-9,42% |
-1% |
0 |
Рентабельность собственного капитала |
-128,6% |
-381% |
0 |
Из таблицы 2.1. мы видим что у предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №7» практически все показатели рентабельности находятся на очень низком уровне. Рентабельность продаж варьируется от -12,09% до 0,58%. Это вызвано отрицательным значениями прибыли от продаж. Рентабельность продукции так же варьируется в отрицательных значениях, а именно от -8% до 0.
Рис 2.1.
Показатели рентабельности работы ОАО «Казанский хлебозавод №7» за 2007–2009 гг., %
В целом за 2007 год все показатели рентабельности показали отрицательные значения, что связано с получением убытка предприятием в размере 3566 тыс.руб. В 2008 году чистая прибыль положительная, что положительно повлияло на некоторые показатели. На 2009 год чистая прибыль равна 0, а следовательно показатели рентабельности которые рассчитываются по ней тоже равны 0.
2.2. Факторный анализ показателей рентабельности предприятия
Для более подробного рассмотрения рентабельности применим факторный анализ на ОАО «Казанский хлебозавод №7».
Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами. Применим факторный анализ по методике Дюпона на ОАО «Казанский хлебозавод №7».
Данный анализ предусматривает создание зависимой модели между показателями оборачиваемости активов, рентабельностью продаж, структуры авансового капитала. Модель представлена в формуле 2.1.
(2.1)
Рассчитаем при помощи данной модели рентабельность собственного капитала предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №7»
Таблица № 2.2
Расчет показателя рентабельности собственного капитала
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
ЧП/ВР |
-0,04945 |
0,078263 |
0 |
ВР/А |
0,971456 |
0,509666 |
0,142913 |
А/СК |
75,06067 |
105,2429 |
33,28316 |
Рск |
-3,60566 |
-3,81 |
0 |
Из таблицы № 2.2 мы видим что в разрезе рассмотренного периода показатель рентабельности находится на очень низком уровне. Применим факторную модель подставив показатель чистой прибыли 2008 года. Результаты подстановки представлены в таблице 2.3.
Таблица № 2.3
Расчет показателя рентабельности при замене чистой прибыли
Показатель |
Перед подстановкой |
После подстановки |
ЧП/ВР |
0 |
0,284789 |
ВР/А |
0,142913 |
0,142913 |
А/СК |
33,28316 |
33,28316 |
Рск |
0 |
1,354623 |
После подстановки показателя чистой прибыли базисного 2008 года мы получаем увеличение показателя рентабельности собственного капитала на 1,35, и увеличение рентабельности продаж на 0,28 пунктов.
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие. В нашем примере показывается как показатель чистой прибыли имеет сильное влияние на рентабельность собственного капитала.
Таким образом,
показатели рентабельности используют
для сравнительной оценки эффективности
работы отдельных предприятий и
отраслей, выпускающих разные объемы
и виды продукции. Эти показатели
характеризуют полученную прибыль
по отношению к затраченным
3. Разработка путей повышения рентабельности производства
Предлагаем ряд мероприятий по улучшению показателей рентабельности:
- снижение затрат.
- сдача в аренду свободных помещений.
Для снижения затрат на предприятии применим процедуру факторинга. Рекомендуется передать на операцию факторинга «без финансирования» 10% суммы дебиторской задолженности размером 2721 тысяч рублей.
В Казани услуги факторинга предоставляются банком «Татбондбанк» на следующих условиях:
– 20% резерв дебиторской задолженности;
– комиссионные – 2,5% на среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;
Информация о работе Увеличение рентабельности на предприятии