Значение финансов домашних хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Домашнее хозяйство является одной из наименее изученных экономических единиц. Отчасти это объясняется тем, что экономические отношения на этом уровне тесно связаны с социальными отношениями, существенно зависят от психологических, исторических и других факторов, определяющих экономическую деятельность людей. Однако в последнее время отношение исследователей к домашним хозяйствам как к самостоятельной экономической единице изменилось.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Экономическое содержание и значение финансов домашних
xозяйств…………………………………………………………..……4
Сущность и функции финансов домашних хозяйств……………4
Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств в Российской
Федерации…………………………………………………….....…13

2.1 Доходы домашних хозяйств…………………………………….…13
2.2 Основные направления расходов домашних хозяйств …………21
Глава 3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в
Российской Федерации…………………………………………...30
Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы………………………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..40
Приложение 1…………………………………………………………….……..42
Приложение 2………………………………………………………….………..43
Приложение 3…………………………………………………..……………….44

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 113.73 Кб (Скачать документ)

      Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально‑демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.

      Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления  минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной  оценки потребительской корзины. 

      Потребительская корзина - это  минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности.

      Стоимость потребительской корзины составляет 94% от размера прожиточного минимума. Остальные 6% уходят на обязательные платежи  и сборы для трудоспособного  населения. К прожиточному минимуму правительство постепенно подтягивает  минимальный размер оплаты труда.

      По  данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат)  в  2011 г. прожиточный минимум в РФ составил 6473 руб. на одного человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 6986 руб., для пенсионеров ‑ 5122 руб., для детей ‑ 6265 руб.

     Вместе  с тем сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, а следовательно высокий уровень бедности.

     

         Рис.1 Отрасли экономики со значениями среднемесячной заработной платы. 

     Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение  ресурсов более-менее выравнивают  доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда  достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана  с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.

      В России все меры регулирования доходов  при формальном признании реализуются  в самом ущербном виде. Меры по индексации доходов осуществляются неполно  и избирательно. Уровень индексации доходов должен быть объективно обусловлен для разных доходных групп. С удорожанием  услуг, переходом к платности  ранее бесплатных социально значимых услуг их доступность не должна снижаться. Без мер по поддержанию благосостояния низко- и среднедоходных слоев населения  начатое ныне реформирование жилищной и медицинской сфер будет означать в первую очередь масштабное перераспределение  и дальнейшее ограничение трудовых и социальных доходов населения.

     Обследование бюджетов домохозяйств  показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем, количеством детей и др. Проживание значительного контингента населения на доходы, близкие по нынешнему прожиточному минимуму, не может быть продолжительным без явного ущерба для здоровью, без усугубляющейся деградации образа жизни, поскольку сопровождается отказом от жизненно необходимых организму благ и от пользования даже минимальным набором социально значимых, образовательных, культурных услуг.

      Высокий уровень бедности российского населения  требует от государства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

      Практическая  политика доходов во всем мире охватывает, по меньшей мере, три основных направления:

      - государство активно вмешивается  в процесс согласования интересов  работников и работодателей (трехсторонние  соглашения);

      - законодательно устанавливается  минимум заработной платы, соответствующий  низшей границе существования;

      - обязательной индексации подлежат  соответствующие виды выплат  населению в случае повышения  цен, тарифов, роста оплаты  услуг и введения новых видов  платных услуг.

     Для того чтобы бороться с бедностью  и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические  опросы, которые выявили мнение населения  о причинах бедности в России, среди  них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм. 

      Приоритетными направлениями  решения проблемы бедности населения на ближайший  период являются:

      - последовательное повышение минимального  размера оплаты труда и поэтапное  приближение к прожиточному минимуму. Если исходить из того, что  только заработная плата должна  увеличиться до уровня, обеспечивающего  всем членам семьи прожиточный  минимум, то она должна возрасти  в 3-4 раза.

      - меры по увеличению пенсий  в увязке с реформой пенсионного  обеспечения, приближение минимального  размера пенсий к прожиточному  минимуму. В настоящее время минимальные  выплаты пенсионерам составляют 47,7% прожиточного минимума пенсионера, а базовая пенсия 34,6%. Даже средний  размер пенсии не достигает  прожиточного минимума (96,7%);

      - меры по совершенствованию системы  социальной защиты и повышения  ее адресности, оказывать помощь  наиболее уязвимым слоям населения  (малоимущим семьям, инвалидам, одиноким  пенсионерам и т.д.), увеличение  ежемесячных пособий на детей  до 50% прожиточного минимума ребенка  в зависимости от возраста;

      - одно из важных направлений  повышения доходов бедных –  вовлечение в трудовую деятельность  незанятых членов семьи и сокращение  безработицы, что прямо сказывается  на увеличении среднедушевых доходов.

     Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные  и неполные семьи с детьми, семьи  с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая  бедность, когда работоспособные  граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или  задержек с ее выплатой.

     При этом факторы, генерирующие экономическую  бедность, таковы, что само по себе получение  работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:

     - отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности;

     - нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

     Принимая  во внимание, что заработная плата  является основным источником доходов  большинства россиян и составляет две трети структуры доходов  всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке  труда, оказала доминирующее влияние  на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

     Таким образом, причины российской бедности состоят прежде всего в вялой  адаптации национальной экономики  к процессам глобализации, неконкурентоспособности  целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых  рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации В целом  необходимо констатировать, что сложившаяся  в стране модель бедности - прежде всего  результат низкого уровня доходов  от занятости. Факторы, связанные с  крайне неудовлетворительной ситуацией  на рынке труда, низким качеством  рабочих мест, являются доминирующими  среди причин дифференциации семей  по статусу бедности. В этой связи  российскую бедность можно определить в терминах "экономической" или "рыночной бедности" - бедности, связанной  с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке  труда.

     Хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов экономики стал главной причиной бедности работающего населения.

     Если  не предпринять срочные меры по реструктуризации экономики, занятости и активизации  политики доходов населения, то неизбежное сближение потребительских цен  национального рынка с мировыми ценами, связанное с интеграцией отечественной экономики в мировую экономическую систему, приведет к консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности или в крайнем случае невысокого материального достатка со всеми вытекающими последствиями для безопасности страны.

       Тенденцией, характерной для социально-трудовой  сферы, является также рост  региональной дифференциации уровня  жизни населения (по республикам,  краям и областям). Региональный  аспект бедности обусловлен различиями  в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах  Федерации нерентабельных предприятий  депрессивных секторов экономики,  слабой адаптацией населения  к новому типу экономических  отношений, неудовлетворительной  структурой занятости, отсутствием  программ адресной социальной  защиты населения. 

     Таким образом, основными причинами бедности в России являются не менталитет и  пьянство, а коррупция, бесправие малого бизнеса, низкая заработная плата или задержки с ее выплатой, неразвитость сельского хозяйства и других малоприбыльных секторов экономики, невысокие конкурентные позиции отечественного производства.

 

     Заключение 

     В данной работе была изучена следующая  тема – «Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

      - изучено домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений;

      - раскрыто понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;

      - выяснен состав финансовых ресурсов домохозяйств;

      - рассмотрен состав доходов и определены основные направления рас -  ходов домохозяйств на примере семьи.

     По  итогам проведенных исследований можно  сделать выводы.

     Домашнее  хозяйство – это отдельный  человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в  данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества

     Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных потребностей домохозяйства и распределительную функцию.

     Финансовые  ресурсы домашнего хозяйства  – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества.

     В состав финансовых ресурсов домашнего  хозяйства включаются:

     - собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

     - средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита, дивиденды, проценты;

     - средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

     Финансовые  ресурсы домохозяйства формируют  бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.

Информация о работе Значение финансов домашних хозяйств