Адаптация персонала при реорганизации компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и попытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - 1
Теоретическая часть - - - - - 2
Роль адаптации в системе управления персоналом компании - 2
Организация эффективного управления адаптацией - - - - 8
Практическая часть - - - - 23
Заключение. - - - - 30
Список литературы- - - 31

Работа состоит из  1 файл

Главная курсовая.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

      С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

      При определении сроков адаптации (а  с ними и возможного ущерба) в  качестве ее предела, или точки отсчета  завершения ее как процесса, могут  использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

  • объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;
  • субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др. [3]

      Перечисленные  показатели имеют отношение к  непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется  проанализировать конкретную работу каждого  задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих [1].

      Другой  подход к оценке производственной адаптации  исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.

      Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с  большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.

      Профессиональную  адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют  такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.

      К показателям, характеризующим социально-психологическую  адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др. [3]

      Получить  отклик от работника по многим из этих вопросов могут помочь разнообразные  вопросники, которые должны быть предъявлены  работнику после предполагаемого  завершения периода адаптации. Один из таких вопросников предложен Кибановым. Его основные вопросы:

    1. Укажите срок работы в данной организации:
    2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.
    3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
    4. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь руководителя?
    5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
    6. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали в себе профессиональные навыки?
    7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
    8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
    9. Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
    10. Бывают ли у Вас конфликты с руководителем подразделения, с заместителем руководителя, с исполнителями?
    11. В какой мере выражены в Вашей работе следующие критерии: стремление к глубокому знанию дел в организации; интерес к делам и перспективам коллектива; внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям; стремление принимать самое активное участие в принятии решений; стремление начатое дело доводить до конца; чувство принадлежности к коллективу; активное отношение к окружающим?
    12. Материальная помощь со стороны родителей:
    13. Жилищные условия:
    14. Интерес к продвижению:
    15. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы: обеспеченность работой; соответствие работы профессии; соответствие квалификации работе; разнообразность работы; соответствие характера работы способностям и склонностям; возможность повышения квалификации; информированность о делах коллектива; хорошая заработная плата; возможность продвижения; помощь и поддержка руководителя; хорошие отношения с администрацией; хорошие взаимоотношения с коллегами по работе; удачный режим работы; удачное рабочее место?
    16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
    17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды? [1]
 
 

      II. Практическая часть 

      Материалы и результаты исследования «Адаптация персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга»

      Автор программы «Практика кадровых служб  Санкт-Петербурга» — Петр Капустин — сотрудник кадрового агентства  «DERO». Это исследование проводилось в 1996-97 гг. и охватывало деятельность 100 кадровых служб города. Были затронуты такие базовые проблемы, как поиск и привлечение персонала, отбор персонала, адаптация персонала, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, обучение персонала, оценка персонала, потребность компаний в инновациях.

      Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния управленческой практики, подкреплены в этом исследовании вполне реальными цифрами и фактами.

      Выявленные  в исследовании проблемы позволяют  руководителям и специалистам по управлению персоналом экономить силы и ресурсы, направлять свою работу на решение действительно важных для бизнеса проблем, вплотную заняться вопросами формирования кадровой политики.

      Надо  отметить, что проведение этого исследования одновременно в нескольких крупных  научно-промышленных регионах позволило бы получить достаточно представительную картину развития управленческой практики в России. Кроме того, можно было бы осуществить сравнительный анализ региональных тенденций, проблем и положительных достижений в согласовании спроса и предложения на рынке труда, в подборе кадров и работе с персоналом.

      Согласно  проведенному исследованию, целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала  занимается всего 46 компаний из 100, принявших  участие в опросе. Из них только 9 имеют формализованные программы адаптации, специально разработанные для конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может свидетельствовать о недооценке компаниями важности адаптационного периода для успешности нового сотрудника, как в начальный период его деятельности, так и в дальнейшем.

      Доля  респондентов, затруднившихся оценить  эффективность использования адаптационных  программ, приблизительно одинакова  независимо от степени их формализации (33 и 36 %% соответственно). Однако отметим, что респонденты, имеющие формализованные программы адаптации, оценивают их использование только как эффективное. Неформализованные программы неэффективны почти у пятой части (19 %) респондентов. 

      

      Содержание  адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному окружению - коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс.

      

      Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60 компаниях), исподволь узнавать о “славной” истории и традициях (в 63 и 60 компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только 29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике безопасности никто не допускался к работе.

      Сравнивая эффективность ознакомления новых  сотрудников с теми или иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка прежде всего волнует социально-экономическая сфера, а не нормы и правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно, предприятие — не богадельня и не приют для благородных девиц, но и сотрудники — не винтики. 
 

      Оценка  респондентами содержания программ адаптации (в %% от числа использующих): 

 
Содержание  программ адаптации 
      
Оценка  эффективности Оценка  неэффективности Затруднились  оценить
традиции предприятия       63       15       22
системы оплаты труда       63       2       35
функциональные  обязанности       61       2       37
системы социального обеспечения       60       19       21
неформальные  правила поведения       58       10       32
правила внутренней дисциплины       58       6       36
коллектив       58       2       40
режим безопасности и коммерческой тайны       57       14       29
техника безопасности       55       20       25
структура и иерархия       51       11       38
история предприятия       46       19       35
 

      На  первые места по эффективности (в  нашем контексте — “значимость” для новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального самоощущения и чувства сопричастности, — традиции предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях). Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности — функциональных обязанностях — 61 %.

      Затем снова “социальный” блок - система социального обеспечения - 60 %, неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58 % в каждом случае.

      Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и иерархия предприятия  по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно).

      Распределение респондентов по признаку “за адаптацию  новичка отвечает” (в %% от числа  упомянувших):

Ответственный Всего

(АБС.)

Оценка  эффективности Оценка  неэффективности Затруднились  оценить
Управляющий персоналом 21       76       0       14
Линейный  менеджер 40       55       10       35
Руководитель  предприятия 19       42       5       53
 

      Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации вновь нанятых  падает с количеством иерархических  уровней между новым сотрудником  и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на которое взят новичок. По итогам адаптационного периода оценивается:

Информация о работе Адаптация персонала при реорганизации компании