Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:20, доклад

Описание

Любому новому сотруднику на предприятии необходимо пройти процесс адаптации. Для этого существуют специальные люди на предприятии, программы, подходы и так далее. Эта работа поможет разобраться и помочь каждому из нас наиболее легко влиться в новый коллектив, выложившись на сто процентов.

Работа состоит из  1 файл

доклад .docx

— 362.36 Кб (Скачать документ)

Авторы: Л.А Козлова, Л.Э Самуйлова, Ю.А. Логинова, Д.Н. Рощин, С.В. Тарасова  

Глава 8 Технологии адаптации  персонала 

 

  

8.1. Планирование и  разработка программы  адаптации 

Адаптация - это подключение нового сотрудника к рабочему процессу. Различают четыре ее вида:  
1. Психофизиологическая - приспособление человека к непривычным условиям, режиму труда и отдыха на месте работы.  
2. Социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями корпоративной культуры.  
3. Социально-организационная - привыкание сотрудника к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.  
4. Профессиональная - активное освоение работником операций, движений в соответствии с должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда.  

 

Цели адаптации новых работников

Адаптация человека к должности и организации  предполагает:

  • максимально быстрое достижение им рабочих показателей;
  • привыкание к коллективу, компании, ее неофициальной структуре;
  • освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;
  • уменьшение стартовых издержек фирмы;
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новичком;
  • сокращение текучести кадров;
  • экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев;
  • развитие у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, содействие появлению у него реальных ожиданий, удовлетворенности работой.
 

   
В крупных организациях при большой текучести кадров трудно реализовывать индивидуальный подход. Как правило, разрабатываются общие принципы и процедуры адаптации для каждой категории сотрудников. Например, для рабочих, служащих, представителей управленческого звена. При составлении программ учитываются этапы адаптации.  
Этап общей ориентации - знакомство нового человека с фирмой и подразделением, с общими правилами. На этой стадии он составляет для себя "карту местности компании" (пока без тонких деталей), которая поможет ему чувствовать себя увереннее в непривычной обстановке.  
На этапе вхождения в должность новичок ближе знакомится с коллективом своего подразделения, на практике изучает обязанности и требования, которые к нему предъявляются со стороны организации.  
Блок этой информации может быть предоставлен на собеседовании с непосредственным руководителем и/или курирующим специалистом, а также в виде существующей на предприятии нормативной документации (должностной инструкции, положения о подразделении, материалов, касающихся обязанностей и др.).  
На этапе действенной ориентации новичок в ходе работы привыкает к своему статусу, начинает строить отношения с коллегами, начальником, осваивается в компании. В это время ему нужно дать возможность активно действовать в различных сферах, проверять на себе и апробировать полученные об организации знания. В данный период важно, чтобы руководитель или куратор оказывал ему поддержку, регулярно вместе с ним проводил оценку его труда и особенностей общения с сослуживцами. При этом нужно соблюдать баланс между его работой и адаптационными процедурами.  
Постепенно преодолеваются производственные и межличностные проблемы, сотрудник "притирается" к коллективу, начинает стабильно трудиться. Руководитель совместно с куратором принимает решение о завершении адаптации и начале самостоятельной работы новичка. Если процесс не организуется и не сопровождается, то, как правило, он длится 1-1,5 года. Если же он регулируется, то адаптация продлиться всего несколько месяцев. Сокращение этого периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в процесс вовлекаются не один, а несколько работников.  

 

8.2. Процедуры и действия  в рамках программы  адаптации 

Участники процедуры

Руководитель  обеспечивает разработку программ адаптации, контроль их выполнения, организацию  подготовки необходимых документов, оценку результатов прохождения  испытательного срока.

Менеджер  по персоналу знакомит новичка с  компанией; совместно с его непосредственным начальником составляет план личностно-профессиональ-ного развития, вместе с куратором обеспечивает обратную связь, сообщая работнику динамику и направление его реальных и предпочтительных изменений. Также кадровик осуществляет психологическое сопровождение сотрудника в процессе освоения им профессиональных навыков, способствует плавному вхождению в коллектив, согласованию личностных ценностей и принципов с нормами корпоративной культуры.

Куратор (наставник) помогает новичку освоить технологии, понять специфику и динамику бизнес-процессов  в сфере его профессиональной деятельности.

Менеджер  по обучению организует как общую  систему развития для недавно  работающих в компании сотрудников, так и индивидуальную программу, направленную на формирование личностно-профессиональных качеств и навыков (потребность  в которой для каждого человека определяет его куратор или непосредственный руководитель).

Работа руководителя, кадрового менеджера и куратора в процессе адаптации нового сотрудника зависит от ее этапов.  

 

Этап 1. Общая ориентация

Менеджер  по персоналу совместно с непосредственным руководителем проводит:

  • оценку профессионального уровня нового специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
  • определение круга его задач на первые дни;
  • объяснение требований к работе (качество, итоговые показатели и др.), степень ответственности за результаты;
  • назначение куратора;
  • разработку системы стимулирования для повышения заинтересованности  
    куратора в успешной адаптации его "подопечного".
 

  

Менеджер  по персоналу сообщает новичку следующие  сведения:

  • о компании - история, развитие, виды деятельности, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (миссия, стратегия, кодекс, система управления качеством);
  • бизнесе - продукция, потребители, приоритеты, проблемы, политика в области работы с клиентами;
  • заработной плате - нормы и правила начисления, оплата труда в выходные дни и сверхурочно, условия премирования и пр.;
  • режиме труда и отдыха - порядок предоставления отпусков и отгулов;
  • дополнительных льготах - страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
  • охране труда и технике безопасности;
  • вопросах управления персоналом - условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок; права и обязанности; отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами; оценка работы;
  • дисциплина, поощрения и взыскания; направления на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
  • правилах внутреннего распорядка;
  • решении бытовых проблем;
  • экономическом положении организации - прибыльность, стоимость оборудования, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
 

  

Этап 2. Вхождение в должность

В процессе вхождения в должность руководитель предоставляет новому сотруднику следующую  информацию:  
1. Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; связь с другими службами компании; взаимоотношения внутри отдела;  
2. Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание технологии, процессов и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной позиции, ее соотношение с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность;  
3. Правила: процедуры, характерные для конкретного вида работы или данного подразделения; порядок действий в случае аварий; отношения с сотрудниками из других отделов; поведение на рабочем месте; контроль нарушений;  
организация отдыха, приема пищи, перерывов, перекуров; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь.  
Начальник представляет сотрудников подразделения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом.

Куратор нового сотрудника должен ознакомить его:

  • с должностными обязанностями;
  • правилами компенсации возможных затрат;
  • требованиями к конфиденциальности информации;
  • внутренним распорядком;
  • стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т. д., принятыми в компании;
  • основными процедурами и политикой в отношении персонала;
  • организационной структурой и схемой подчинения (если необходимо);
  • процедурой коммуникации и связей по должности;
  • информацией о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать.
 

  

Этап 3. Действенная ориентация

Каждую неделю испытательного срока менеджер по персоналу  проводит беседы с новым сотрудником  для выяснения его мнения о  социально-психологическом климате, корпоративной культуре, задачах, принципах, организации деятельности в компании с точки зрения их соответствия личным целям, установкам, ожиданиям, стереотипам. Новичок оценивает следующие  аспекты своей работы:

  • интерес к профессии, должности: устраивает ли содержание и условия выполнения работы, статус, оплата труда, перспективы, возможности для реализации своего потенциала;
  • стремление к совершенствованию в выбранной специальности: довольствуется ли сотрудник существующим уровнем сложности и ответственности, который предполагает его деятельность;
  • психологический комфорт и безопасность: успешно ли выстраиваются взаимоотношения с сослуживцами и руководством, дает ли работа в компании ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне;
  • справедливость: признает ли новичок, что его труд оценивается должным образом (получает ли он вознаграждение, соответствующее его вкладу, отношению к обязанностям);
  • затрачиваемые усилия: считает ли он, что психологическое напряжение, усталость, стресс, появляющиеся во время выполнения задач, приемлемы для него.
 

  

Менеджер  по персоналу выявляет психологические  сложности в процессе адаптации  сотрудника при осуществлении отдельных  видов деятельности и процессов, помогает в их успешном преодолении.  
Кроме того, кадровый специалист совместно с непосредственным руководителем и куратором на основе их оценок составляет программу его личностно-профессионального развития.  
Действия непосредственного руководителя и куратора:

  • собеседование для выявления потребности новичка в дополнительной информации;
  • оценка результатов деятельности сотрудника за прошедшую неделю, анализ успехов, а также неудач (выявление причин и способов их преодоления);
  • определение типов задач, которые необходимо освоить на данном этапе;
  • составление или корректировка программы личностно-профессионального развития;
  • узнает у работника впечатление о компании и соответствие его ожиданиям;
  • прогнозирование возможности согласования целей, принципов, организации деятельности в фирме с его личными установками и стереотипами, а также проектирование путей достижения их взаимного соответствия; выявление его пожеланий.
 

  

8.3. Содержание программы  адаптации 

Программа адаптации новых сотрудников  предназначена для введения единой формы этой процедуры во всех структурных  подразделениях компании и направлена на обеспечение наиболее быстрого вхождения  в должность, уменьшение дискомфорта  и количества возможных ошибок, связанных  с началом работы в компании, формирование позитивного образа фирмы, а также  на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения  им испытательного срока.  
Данную программу должны использовать:

  • генеральный директор;
  • руководители направлений;
  • начальники структурных подразделений;
  • сотрудники компании, назначенные наставниками новых работников;
  • специалисты отдела персонала.
 

  

Программа адаптации состоит из двух частей - общей и индивидуальной и рассчитана на весь испытательный срок.

 
Общая часть предполагает формирование у нового сотрудника целостного представления  о предприятии, его направлениях деятельности, организационных особенностях, условиях труда, взаимоотношениях компании и работника (порядок приема и  увольнения, начисления заработной платы, предоставления льгот) и т.п. В зависимости  от категории принимаемого специалиста, общая часть может быть более  или менее наполненной. Она проводится в течение первой недели и состоит  из четырех этапов.  
1. Вводное ориентационное собеседование. Главной задачей данной процедуры является рассказ новому сотруднику о компании.  
Ориентационное собеседование проводится после окончательного решения о найме специалиста и согласования даты его выхода на работу. С новичком разговаривает начальник отдела персонала или по его поручению специалист кадровой службы. С топ-менеджером - руководитель направления, генеральный директор или учредитель.  
Основные вопросы ориентационного собеседования касаются положения компании на рынке и ее внутренней структуры:

Информация о работе Адаптация персонала