Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:00, реферат
Цель реферата заключается в изучении адаптивных структур управления организацией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность понятия «адаптивные структуры»;
рассмотреть критерии, принципы и возможности адаптивного предприятия к изменениям отраслевых рынков и внешней среды;
проанализировать адаптивные структуры как средство улучшения работы организации.
Введение 3
1. Понятие «адаптивность системы управления» 5
2. Общая характеристика организационных структур 8
3. Особенности адаптивных структур управления 12
3.1. Критерии, принципы и возможности адаптивного предприятия 12
3. 2. Адаптивные структуры как средство
улучшения работы организации 16
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание
В условиях динамичности современного производства и общества, управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Адаптивная структура управления предприятием должна отвечать современным рыночным условиям:
Это
далеко не полный перечень проблем, с
которыми приходится сталкиваться многим
организациям. Для реализации их существует
объективная необходимость в исследованиях,
анализе существующего положения.
Цель реферата заключается в изучении адаптивных структур управления организацией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
При
написании реферативного
В
современном менеджменте
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства (путем соединения факторов производства и управления ими) и реализации товаров (услуг) на рынке. Поскольку каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуются достижения промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.
Любая структура характеризуется, по крайней мере, тремя элементами:
Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы.
Последняя характеризуется определенными для данной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, как уже сказано выше, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую [3, с. 25].
Адаптивность структуры управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается структура.
Данный показатель можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменения ее внутренней и внешней среды. Адаптивность рассматривается здесь как промежуточный критерий, более абстрактный, чем уровень производства, производительность или удовлетворение.
Этот критерий относится к способности руководителя воспринимать изменения как внешней, так и внутренней среды организации.
Низкая эффективность организации, проявляющаяся в достижении недостаточного уровня производства, производительности и удовлетворения, сигнализирует о необходимости внести изменения в практику и стратегию управления.
Внешняя
среда может потребовать
Организация управления может способствовать проведению политики, которая поддерживает готовность к изменениям; существует также определенная практика управления, которая в случае применения обеспечивает необходимый уровень адаптивности [5, с. 14].
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Существуют следующие основные виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная и программно-целевая. В соответствие с этим аппарат управления предприятием включает линейных (генеральный директор объединения, директор предприятия, начальник цеха, мастер, бригадир) и функциональных (начальников функциональных отделов, бюро) руководителей.
Линейная
структура характеризуется
При
функциональной структуре общее
руководство осуществляется линейным
руководителем через
Линейно-функциональная (или линейно-штабная) структура управления состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения, которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях.
Программно целевое управление ориентируется на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы в заранее установленные сроки.
Основным этапом является формирование цели программы, для достижения которой необходимо решить комплекс задач. Поэтому главная цель разбивается на подцели и формируется «дерево целей», в котором после определения главной цели намечается целевые направления (задачи). «Дерево целей» строится с помощью сетевого графика, матриц, списка. Руководство программой осуществляет директор предприятия или его заместитель. При руководителе программы может быть образована оперативная группа. Основными ее функциями являются планирование, контроль расходов, перераспределение ресурсов.
Самой распространенной на сегодняшний день является линейно-функциональная организация управления, до сих пор широко используемая во всем мире.
Основу
линейно-функциональных структур составляет
так называемый "шахтный" принцип
построения и специализация
По каждой из них формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, характеризуется показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, использования оборудования и площадей; работу служб по ремонту оборудования оценивают показателями времени простоев и затрат на проведение ремонтных работ.
Соответственно
строится и система материального
поощрения, ориентированная, прежде всего
на достижение высоких показателей каждой
службы. При этом конечный результат в
целом становится как бы второстепенным,
так как считается, что все службы в той
или иной мере работают на его получение.
Для того чтобы организация стала адаптивной, предпочтения потребителей должны оказывать существенное влияние на деятельность работников.
Информация о работе Адаптивные структуры управления организацией