Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:22, контрольная работа
Актуальность создания программы «Педагогические кадры» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества, преобразованиями в экономической и социальной жизни и самое главное - раскрепощением личности человека, провозглашением основной задачей переустройства общества создание условий для свободного проявления и развития способностей каждого человека.
- специфическая форма социализации, в ходе которой при наличии необходимого комплекса субъективных и объективных факторов педагог может пройти путь от адаптации в педагогической профессии - к индивидуализации своей деятельности, затем к признанию обществом его индивидуальности.
Движущей силой выхода педагога на ту или иную ступень профессионального развития является опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (в том числе потребности и мотивы). Чем выше ступень профессионального развития, тем важнее роль познавательных мотивов в общей структуре мотивов профессионального роста.
Результат профессионального роста педагога зависит от характера (уровня) его активности и наоборот: чем выше уровень активности (познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической), тем выше ступень профессионального развития педагога, тем выше уровень превращения процесса профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, процесса развития - в саморазвитие.
В зависимости от индивидуальных особенностей педагога: его базового образования, информационно-содержательных интересов, условий жизнедеятельности, формы и временные рамки преодоления ступеней могут и должны быть вариативными.
Представленное таким образом понятие профессионального роста привело к необходимости рассматривать потребности педагогических и руководящих работников в повышении квалификации не в одной плоскости (как обычно делается в традиционной системе повышения квалификации), а в трехвекторном образовательном пространстве.
Вариативный подход к повышению квалификации работников образования муниципальной системы образования означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость (в том числе фиксирование ступеней профессионального развития), дифференцированность и преемственность образовательных подпрограмм в трехвекторном образовательном пространстве, возможность непрерывного и опережающего образования, многообразие и преемственность форм обучения в разнообразных образовательных учреждениях; с другой стороны - право личности на профессиональное развитие в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами, то есть вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории в трехвекторном образовательном пространстве, выбор целей и средств профессионального развития, учреждений дополнительного профессионального образования, преподавателей, научных руководителей и т.п. Первый вектор — это качественные изменения в мотивационной, функциональной и операционной сферах личности педагогического работника. Второй означает развитие профессионального опыта в своей предметно-профессиональной (по базовому образованию) области. Третий вектор — развитие профессионального опыта в смежных относительно базового образования областях.
Реализация принципов вариативного подхода позволяет обеспечить возможность постоянного движения педагогических работников в направлении увеличения уровня обобщения знаний от эмпирического к теоретическому; осуществить деятельностную направленность от совершенствования знаний как средства освоения реальных и интеллектуальных умений деятельности, - к знаниям-умениям (тактическим и стратегическим, практическим и интеллектуальным) как средству реализации деятельности и средству формирования творческого мышления; и далее, к творческому мышлению как средству преобразования деятельности.
Механизмом реализации многоступенчатого процесса роста профессиональной компетентности является «построение объективно необходимых этапов учебно-познавательной деятельности» (В.В. Юдин), в ходе которого продуктивные и репродуктивные элементы деятельности тесно взаимосвязаны, опыт творческой деятельности в целом и отдельные его элементы формируются, вырастают из репродуктивного опыта, из сущностных знаний-умений, самостоятельного мышления и соответствующих эмоционально-ценностных отношений. На каждой ступени профессионального развития должны быть свои «условия проблемности» (М.М. Кашапов). Вместе с педагогом и руководителем должны вырастать проблемы, которые они видят, осмысливают, понимают, распознают и решают. Значимые и доступные для них проблемы являются своеобразным учебным материалом, дидактическая обработка которого должна соответствовать их уровню активности. Соответственно, методы формы повышения квалификации педагогических работников должны обеспечивать нужный характер их познавательной деятельности, в том числе в ходе коллективной деятельности для быстрейшей ее интериоризации. Тем самым, обеспечивается, с одной стороны, посильность содержания процесса повышения квалификации, а с другой - непрерывный последовательный рост уровня профессиональной компетентности, движение педагогических работников в трехвекторном образовательном пространстве, их самоактуализация и саморазвитие.
4. Описание ограничений.
В частности те, проблемы организации которые по каким-либо причинам нельзя решить, относятся к ограничениям.
К ограничениям можно отнести ряд проблем, которые на данный момент нельзя решить:
низкая оплата труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и старение педагогических кадров; невозможность роста штатной численности в связи с уменьшением количества обучающихся, непредсказуемость изменений федерального и регионального законодательства в области образования, отсутствие механизмов воздействия на контролирующие органы (по временным параметрам), географическая удалённость от республиканского центра (более 100 км).
Серьезным ограничением можно считать также сложность и порой невозможность воздействия на организационную культуру администрации муниципального образования город Сорск, как основного партнера взаимодействия в решении проблем развития и совершенствования системы образования в городе.
5. Составление программы – перечня последовательных мероприятий с привязкой ко времени (сколько времени каждое мероприятие ориентировочно будет занимать и сколько продлится вся программа) и с учетом масштаба программы и жизненного цикла организации.
Генеральной целью разработанной программы «Педагогические кадры» городской системы образования является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, социальная защита и государственная поддержка педагогических работников муниципальной системы образования. Основные задачи и направления программы сориентированы на:
Оказание государственной поддержки, стимулирования и повышения статуса педагогических работников;
Подготовку педкадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников образования, включающей кадровое обеспечение модернизации педагогического образования, совершенствование муниципальной системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, модернизацию институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров, обновление структуры и содержания методической службы образовательных учреждений с учетом основных направлений муниципальной кадровой политики и модернизации системы образования;
Совершенствование системы работы с руководящим корпусом образовательных учреждений, предполагающей развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений, подготовку резерва руководящих кадров;
Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников.
Мероприятия по реализации программы
«Педагогические кадры» на 2010-2011годы
Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации |
1. Направление Государственная поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников | ||
Выплата специальной системы надбавок и доплат стимулирующего характера педагогическим работникам (за работу, не входящую в круг основных обязанностей педагогов, молодым специалистам, педагогам, имеющим государственные награды и отраслевые звания, педагогам, работающим в учреждениях повышенного уровня обучения, профильных классах) | Управление образования | 1-4 кварталы 2010, 2011 гг. |
Выполнение соцзаказа на трудоустройство выпускников высших и средних педагогических заведений в ОУ города | Управление образования, ХГУ, педколледжи | 2-3 квартал 2010, 2011 гг. |
Аттестация педагогических и руководящих работников | Управление образования, ОУ | 2010, 2011 гг. |
Представление и награждение лучших работников образования государственными и муниципальными наградами | Управление образования, ГК профсоюзов | 2010, 2011 гг. |
Проведение фестиваля творчества работников образования «Вдохновение» | Управление образования, ГК профсоюзов РО, управление по культуре | 2010, 2011 гг. |
Пролонгирование Договоров о совместных действиях городской администрации и ХГУ, КГПУ в вопросах удовлеторения потребностей педкадров в профессиональной информации в библиотеках и Интернет центре. | Управление образования, ХГУ, КГПУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Осуществление медицинского и социального страхования работников образования. | Управление образования, ГК профсоюзов РО, ФСС | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Устройство детей педагогов на отдых в каникулярное время
| Управление образования, ГК профсоюзов РО , ФСС | 2-3 квартал 2010, 2011 гг. |
Создание профессиональных Ассоциаций: «Молодых директоров», «Молодых специалистов «Ориентир»», участников и победителей конкурсов профессионального мастерства «ЛИДЕР» | Управление образования | 1-2 квартал 2010 г. |
Составление социального заказа на повышение квалификации работников образования | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 2 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение праздников «День пожилого человека», «День Учителя», «День Матери» | Управление образования, СМИ | 4 квартал 2010, 2011 гг. |
Бесплатный просмотр работниками образования премьерных постановок оренбургских театральных учреждений | Управление образования, Управление по культуре | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Бесплатное или льготное посещение постановок оренбургских театральных учреждений, лекториев, выставок с группой детей (класс) | Управление образования, Управление по культуре | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Создание комиссии по рассмотрению вопросов оказания материальной помощи работникам образования, перенесшим сложные хирургические операции (платные), а также потерпевшим чрезвычайные происшествия (пожар дома) и оказавшиеся в крайне затруднительном положении. | Управление образования, ГК профсоюзов РО, Управление соцзащиты населения | 4 квартал 2010 г. |
2. Направление Подготовка педкадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников образования | ||
2.1. Кадровое обеспечение модернизации педагогического образования | ||
Обновление банка данных потребностей образовательных учреждений города в педкадрах. | Управление образования
| 2 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение мониторинга кадрового обеспечения образовательных учреждений города | Управление образования | 2, 4 квартал 2010, 2011 гг. |
Разработка и экспериментальная апробация модели всестороннего реформирования системы подготовки педагогических кадров. | Управление образования | 1 квартал 2011 г |
Проведение «Дня открытых дверей» в ХГУ, педколледжах
| Управление образования, ХГУ, педколледжи | 2 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация педагогической практики студентов высших и средних педагогических заведений в образовательных учреждениях города | Управление образования, ХГУ | 3-4 квартал 2010г. |
Организация подготовки специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих среднее и среднее специальное образование; профессиональной переподготовки специалистов других отраслей с высшим образованием на педагогическую профессию | Управление образования, ХГУ | 2-3 квартал 2010, 2011 гг. |
2.2. Модернизация муниципальной системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров | ||
Разработка модели непрерывного образования и повышение квалификации педагогических кадров г.Сорска | Управление образования | 2 квартал 2010 г. |
Разработка и реализация плана оперативных действий по реализации подпрограммы «Педагогические кадры» | Управление образования
| 2-3 квартал 2010 г. |
Осуществление проекта «Научная школа - общеобразовательной школе» | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Осуществление научного руководства учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях города | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение «Дня науки» в образовательных учреждениях города | Управление образования, ХГУ | 2 квартал 2011 г. |
Организация встреч видных российских ученых с лучшими представителями педагогической профессии | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение теоретических семинаров для педагогических работников по актуальным вопросам модернизации содержания образования | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1,4 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация семинаров, консультаций специалистов для педагогических работников по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности обучающихся (воспитанников) и семьи | Управление образования, органы соцзащиты, опеки и попечительства, УВД, ПМПК | 2.- 3 квартал 2011 г. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства: «Педагогический дебют», «Учитель г.Сорска», «Сердце отдаю детям» | Управление образования, ГК профсоюзов РО | 1 квартал 2011 г. |
Педагогический консалтинг руководителей методических объединений педагогов | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011гг. |
Проведение «Школы молодого специалиста «Ориентир» | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011гг. |
Проведение единых методических дней в образовательных учреждениях города | Управление образования | 1-4 квартал 2010, 2011гг. |
Организация научно-практических конференций | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1-4 квартал 2010, 2011гг. |
Создание и нормативное обоснование творческих лабораторий, педагогических мастерских педагогов
| Управление образования | 4 квартал 2010 г. |
Создание банка данных педагогических работников для работы в профильных классах старшей ступени образования | Управление образования | 3 квартал 2010 г. |
Проведение «Педагогического марафона» по организации профильного обучения на старшей ступени образования | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 4 квартал 2010 г. |
Расширение сети методических центров опорных школ | Управление образования | 3-4 квартал 2010 г. |
Обновление банка данных о состоянии кадрового обеспечения, о квалификационном уровне, о результатах повышения квалификации | Управление образования | 2 квартал 2010, 2011 гг. |
Издание информационно-аналитических бюллетеней о состоянии и динамике кадрового потенциала | Управление образования | 3 квартал 2010, 2011 гг. |
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых технологиях, инновационных процессах в образовательных учреждениях города. | Управление образования | 2 квартал 2011 г. |
Создание городского банка педагогической информации о новых исследованиях в области педагогики, дидактики и психологии, инноваций в педагогической и управленческой деятельности. | Управление образования, ИМЦ | 3 квартал 2011 г. |
Проведение конкурсов методических и учебных кабинетов образовательных учреждений. | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 2 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация и проведение деловых игр, тренингов для быстрого освоения учителями новых педагогических технологий. | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Формирование творческих проблемных групп педагогов для осуществления их поисковой деятельности и повышений профмастерства.
| Управление образования | 4 квартал 2010 г. |
2.3. Модернизация институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров | ||
Изучение спроса педагогических и руководящих работников на образовательные услуги | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 3,4 квартал 2010, 2011 гг. |
Составление социального заказа работников образования на образовательные услуги учреждениям, занимающимся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педкадров. | Управление образования | 2 квартал 2011 г. |
Подготовка рекомендаций к корректировке образовательных программ ХРИПК и ПРО, ФППК ХГУ в целях их оперативного реагирования на основные тенденции модернизации системы образования. | Управление образования ХГУ, ХРИПК и ПРО | 2-3 квартал 2010, 2011 гг. |
Прохождение теоретического направления аттестации работниками образования на ФППК ХГУ, ХРИПК и ПРО | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация стажировок слушателей курсов повышения квалификации в инновационных образовательных учреждениях города, мастер-классы лучших представителей педагогической профессии | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
3.Направление Совершенствование системы работы с руководителями ОУ | ||
3.1. Развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений | ||
Диагностика профессиональных затруднений руководящих работников | Управление образования | 2 квартал 2010 г. |
Разработка уровневой программы системы повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих их финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность. | Управление образования, ХГУ | 3 квартал 2010 г. |
Организация и проведение семинаров, мастер-классов лучших директоров ОУ, научных работников для руководителей образовательных учреждений сети методических опорных центров. | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение занятий Школы молодого директора. | Управление образования | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих кадров.
| Управление образования, ХГУ | 1,2 квартал 2011 г. |
Обучение руководящих работников ОУ по специальности «Менеджер образования», «Менеджер в социальной сфере»
| Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Проведение консалтинга руководящих работников по вопросам педагогического менеджмента | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Создание информационно-методического банка по вопросам оптимизации руководства образовательным учреждением, развитию форм государственно-общественного управления образованием. | Управление образования, ИМЦ | 3 квартал 2011 г. |
Организация и проведение деловых игр, тренингов для быстрого освоения управленцами новых управленческих технологий. | Управление образования, ХГУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Формирование творческих проблемных групп руководителей для осуществления их поисковой деятельности и повышений профмастерства. | Управление образования | 4 квартал 2010 г. |
3.2. Подготовка резерва руководящих кадров | ||
Обновление информационного банка резерва руководителей. | Управление образования
| 3 квартал 2010, 2011 гг. |
Разработка педагогических, психолого-коммуникативных требований к кандидату в резерв на выдвижение руководящих работников. | Управление образования, ХГУ | 3 квартал 2010 г. |
Разработка и апробация диагностического инструментария по отбору резерва руководящих кадров. | Управление образования, ХГУ | 4 квартал 2011 г |
Формирование ежегодного заказа на обучение резерва руководящих работников при ХРИПК и ПРО и ФППК ХГУ : - на должность директора ОУ при ХРИПК и ПРО; - на должность заместителя директора по УВР и ВР при ХГУ. | Управление образования, ХГУ, ХРИПК и ПРО | 2 квартал 2011 г. |
Организация наставничества по работе с резервом руководящих кадров образовательных учреждений. | Управление образования | 2 квартал 2011 г. |
Привлечение резерва к работе комиссий, инициативных групп управления образования | Управление образования
| 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация стажерских площадок в образовательных учреждениях города. | Управление образования | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Привлечение резерва к экспертизе практической деятельности в аттестации педагогических кадров. | Управление образования
| 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
4. Направление Сохранение и укрепление здоровья педработников | ||
Создание комнат отдыха, психологической разгрузки, спортивных залов и т.д. в ОУ для педагогических работников. | Управление образования
| 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Обеспечение рационального сочетания педагогической нагрузки и расписания занятий. | ОУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Создания любительских школьных и межшкольных спортивных команд работников образования. | Управление образования, ОУ | 4 квартал 2010 г. |
Проведение муниципальной спартакиады любительских школьных и межшкольных спортивных команд работников образования. | Управление образования, ОУ
| 2 квартал 2011 г. |
День здоровья для педагогических работников. | Управление образования, ОУ | 2 квартал 2011 г. |
Ежегодный бесплатный медицинский осмотр педагогических работников на базе муниципальных медицинских учреждений. | администрация г.Сорска, Управление образования, Управление здравоохранения | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Ежегодная медицинская диагностика и профилактика заболеваний педагогических работников. | администрация г.Сорска, Управление образования, Управление здравоохранения | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Профилактика хронических заболеваний работников образования, их обострения в муниципальной больнице | администрация г.Сорска, Управление образования, Управление здравоохранения | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Организация и проведение в образовательных учреждениях психологических консультаций, тренингов и других мероприятий. | Управление образования, ПМПК, ОУ | 1-4 квартал 2010, 2011 гг. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
максимально полное удовлетворение потребности образовательных учреждений города в высококвалифицированных педагогических кадрах;
разработка механизмов формирования прогнозируемой потребности государственного заказа на подготовку специалистов для системы образования;
дифференцированная переподготовка и повышение квалификации работников образования различных видов и типов образовательных учреждений;
готовность педагогического корпуса к инновационным преобразованиям в системе образования;
координация действий учреждений системы непрерывного педагогического образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений;
формирование управленческого корпуса, способного решать вопросы интегративного развития системы образования города;
повышение статуса и усиление социальной защищенности работников системы образования;
демократичный, открытый характер преобразований муниципальной системы образования.
Объем и источники финансирования: общий объем необходимых финансовых средств для реализации подпрограммы в 2010 - 2011 гг. - в пределах муниципального бюджета.
Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления в организации